Сведения об образовательной организации
25.01.2019
В 1755 году именно в день памяти святой Татианы, который по новому стилю отмечается 25 января, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и Татианин день стал официальным университетским днем. В те далекие времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор святая Татиана считается покровительницей студентов. Накануне праздника мы встретились со студентами Вятского Духовного училища (ВДУ) и узнали, почему они решили поступить в несветское учебное заведение, и чем, по их мнению, работа отличается от служения.
Тимофей Гололобов, 18 лет (первый курс)
Сам я из Волгоградской области, но после девятого класса поступил в гимназию имени преподобного Сергия Радонежского в Варницах. Через два года обучения встал вопрос, где продолжать получать образование. После нашей гимназии все, как правило, идут в семинарию, у меня же особого желания становиться священником не было. Но так как моя жизнь уже была связана с Церковью, хотелось продолжить развиваться в этом направлении. Поступить в ВДУ решил потому, что здесь можно получить знания и опыт, который пригодится для церковнослужителя.
Нагрузка в училище, надо сказать, приличная — задают и спрашивают хорошо. Впервые столкнулся с тем, что предметы преподают как светские люди, так и батюшки. Это и необычно, и в то же время здорово, потому что помогает студентам глубже проникнуть в церковную жизнь. Мы разбираем термины, ситуации, ведь батюшка не только учитель-теоретик, он еще источник жизненного опыта.
На мой взгляд, служение отличается от работы тем, что для него характерна полная самоотдача: не только внешнее ты посвящаешь делу, но и внутреннее — душу, ум, желание. Особенно желание, так как в светском деле еще можно рассматривать такой вариант как работа без желания, хоть это и не очень хорошо. Служение, особенно в православии, не может существовать в контексте сухого исполнения своих обязательств, оно требует участия всего человека.
Андрей Тарасов, 25 лет (первый курс)
Первое свое высшее образование (юридическое) я получал как послушание родителям. Они были убеждены, что светское образование должно быть серьезным, что я должен работать в прокуратуре. После учебы работал в государственных структурах и преподавал в университете, но пришло время, когда ощутил острую потребность зайти в храм. Стал вникать в богослужение, общаться с батюшкой, поступил на богословские курсы при Спасском соборе, а потом стал пономарить в Екатерининском храме при Вятской православной гимназии. Там понял, что хочу получить духовное образование, благословился у батюшки и пошел подавать документы в ВДУ.
Мой выбор, конечно, шокировал родных, но постепенно с ним стали считаться. Сейчас я несу послушание пономаря в храме Иоанна Предтечи, кроме того, не оставил преподавательскую деятельность в МФЮА. Забавный момент, в первый год работы я был строг и требователен к студентам, сейчас стал более снисходителен. Отрываться на ком-то после сдачи зачета в ВДУ себе не позволяю (смеется).
Работа дает средства для пропитания, дает определенный статус в обществе. В священническом служении человек полностью отдает себя Богу, Церкви и пастве, а для этого нужно иметь чистое сердце и добрые помыслы.
Михаил Пентин, 20 лет (второй курс)
Я с детства смотрел на отца, теперь настоятеля Екатерининского кафедрального собора в Слободском, а раньше храма «В скорбех и печалех Утешение» протоиерея Сергия Пентина, и мне хотелось быть, как он. Скорее всего, я смотрел на внешнюю сторону священнического служения и не задумывался о внутреннем содержании веры. Но тогда даже эта внешняя часть вдохновляла меня, и я почти без раздумий поступил в Вятское Духовное училище.
Жизнь дома, конечно, более свободная: захотел погулять — сходил, захотел посмотреть фильм — посмотрел. Жизнь в монастыре, в келье, более похожа на послушание. В меньшей мере проявляется «хочу», теперь делаешь то, что сказали. Взять, например, спорт, будучи в школе было больше свободного времени, и я занимался им почти каждый день. Сейчас этого удовольствия не так много, правда, теперь его заменяет послушание — убираем снег на территории монастыря (смеется).
Вообще жизнь в ВДУ разнообразна. Помимо теоретических предметов очень много времени уделяется практическому применению и осмыслению полученных знаний. Последние полгода были особенно насыщенные — участие в богослужениях и Трифоновских образовательных чтениях, миссионерские походы в детские сады, подготовка к Архиерейской елке и проведение интеллектуальной молодежной игры «ПравоСлово». Есть место и на культурные походы в музеи, и на выполнение послушаний, которые помогают студенту развиваться в разных направлениях жизни Церкви.
Игорь Опарин, 43 года (второй курс)
Я человек верующий, на богослужения ходил в храм Иоанна Предтечи. Настоятелем тогда там был отец Василий Писцов, он сначала предложил мне читать в алтаре, а потом поступить в ВДУ на очное отделение.
Сначала я хотел лучше разбираться в службе, стать хорошим алтарником, о священстве даже не помышлял. Но после, в процессе учебы, в процессе личного развития, этот порыв перерос в желание еще больше послужить Богу и людям. Сказано: «ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор. 12:31). Вот я «ревную о дарах больших» (смеется). Жена полностью поддерживает меня в выборе дальнейшего пути. Остальные пока не совсем понимают.
Согласен с Владыкой Марком, что в служении человек не принадлежит себе. Священника, например, могут позвать исповедовать и Причастить больного ночью. Тут не откажешь, даже если сильно устал. В этом, наверное, есть схожесть с работой хорошего врача, он тоже принимает и помогает больным, не ограничиваясь рамками рабочего расписания.
Диакон Александр Стариков, 26 лет (третий курс)
Если честно, осознанное отношение к Богу у меня стало формироваться сравнительно недавно. Наверное, в году 2013-м, как раз в то время я учился в Вятской государственной сельскохозяйственной академии, и нужно было определяться с выбором дальнейшего жизненного пути. Для этого нужно было какое-то основание, так стал посещать храм, со временем затянуло. По-другому и не скажешь, ведь до этого я Богом не интересовался совсем. После поступил в Вятское Духовное училище по благословению отца Симеона Михайлова, который служит у меня в родном селе в Яранской епархии. А еще тогда мой хороший знакомый собирался поступать и позвал с собой.
Учеба в Духовном училище многое значит для меня. Послушания, которые есть у студентов, хорошо дисциплинируют, к тому же будучи иподиаконом Владыки удалось лучше узнать богослужение, ощутить братскую помощь. У современных студентов сейчас мало дружных групп, многие даже не общаются между собой, а тут все иначе.
Считаю, что в служении Богу человек учится не обращать внимания на себя, а полностью посвящать себя выбранному делу.
Андрей Сидоров, 26 лет (третий курс)
На третьем курсе учебы в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова меня пригласили помогать в алтаре в храме. Скоро я втянулся и уже не представлял себе жизнь без службы, без храма. После учебы вернулся в Киров и устроился в типографию, а в выходные помогал в Троицком храме города Слободского отцу Евгению Смирнову. Тогда понял, что хочу поступать в Московскую духовную семинарию. Но когда мы с отцом Евгением пошли к Владыке Марку за благословением, он четко объяснил свою позицию: студенты должны учиться здесь, чтобы потом остаться и служить в Вятской епархии, так как после учебы в Москве семинаристов распределяет Учебный комитет, и не факт, что кто-то вернется. Я решил положиться на Божию волю, принять этот факт и пойти учиться в ВДУ. Тем более тут недалеко от родного Слободского, можно в выходные съездить проведать родных.
В училище у нас очень красиво, сделан ремонт, в трапезной вкусно кормят, с ребятами живем дружно, словом, обстановка почти как дома. Учебные предметы у нас, конечно, отличаются от светского образования. Мне больше всего нравятся уроки Церковного пения, История Русской Православной Церкви и Церковнославянский язык.
Думаю, что для христианина служение не отличается от работы. Совесть христианская подсказывает человеку, что к своей работе он должен относиться, как к служению. То есть, кем бы человек ни работал, при любой степени ответственности, он должен всю работу исполнять, как для Христа, как для Бога.
Денис Шубин, 27 лет (третий курс)
Мое воцерковление проходило в студенческие годы. В то время приобрел много знакомств в среде священства, некоторые из них предлагали мне поступать в Вятское Духовное училище. Но мне казалось, что священник — это святой человек, а я совсем не такой, то есть я не считал себя достойным сана. В 2016 году пошел в Великорецкий крестный ход и весь путь просил у Бога и Николая Чудотворца помочь мне определиться с дальнейшей жизнью, потому что, несмотря на внутренние сомнения, тяга к духовным знаниям была сильной. Я, можно сказать, заигрывал с Богом, говорил: вот, Господи, если будет так, значит, мне нужно поступать в ВДУ, а если так не произойдет, то не нужно. Чудесным образом все, что просил тогда у Бога, Он дал мне в считанные часы. Все сомнения отпали, а поступив, понял, что я наконец обрел себя, и это то место, где я должен быть.
Через предметы, которые преподаются в Вятском Духовном училище, я начал понимать и осознавать всю полноту и смысл человеческой жизни. Мир раскрывается по-новому, и ты начинаешь сам думать о своей душе, начинаешь самосовершенствоваться, преображаться, познавая Догматическое богословие, Литургику или изучая Новый Завет, Апостол. Стал замечать, что решение любой жизненной ситуации можно найти либо в Священном Писании, либо в посланиях апостола Павла.
Я всегда в жизни стремился делать добрые дела. Мне кажется, что именно в пасторском служении можно раскрыться как человек, делающий добрые дела.
Пресс-служба Вятской Епархии