Сщмч. Григорий Сербаринов, протоиерей. (Память 8 января)

Григорий Александрович Сербаринов родился 25 января 1880 года в селе Нижне-Плуталово Зарайского уезда Рязанской губернии. Происходил из дворянской семьи, отец его был разорившимся помещиком. В 1901 году окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1905 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Вскоре он женился (трое детей) на дочери священника Иоанна Дмитриевича Шишова, бывшего одним из известных петербургских пасты-рей и служившего более 30 лет священником в Петропавловской больнице.

В ноябре 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской духовной семинарии. С сентября 1906 г. — библиотекарь ученической библиотеки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал немецкий язык. В 1907-1908 гг. — делопроизводитель при Казанской духовной семинарии и член правления попечительства о бедных воспитанниках.

3 С марта 1909 г. — преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской духовной семинарии, читал курсы истории и обличения русского раскола, историю западных вероисповеданий. В авг. 1909 г. назначен преподавателем рус. словесности и литературы на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии.

В 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, 21 октября 1909 г. рукоположен во иерея и определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице Санкт-Петербурга, где служил до 1911 года. Один год пришлось священствовать в Спасо-Бочаринской церкви.

В самом начале своего священнического пути отец Григорий Сербаринов стал членом Общества ревнителей сближения Православной Церкви с англи-канской. В XIX начале XX века в англиканской церкви существовал большой интерес к Православию, были небезосновательны надежды на воссоединение, по меньшей мере, некоторых англикан с Церковью Православной, что объяснялось апостольским преемством англиканской иерархии, расплывчатостью англиканской экклезиологии и разочарованием образованной части ве-рующих англикан в религиозной практике. В 1914 году отец Григорий был избран секретарем Петербургского отделения образованного в 1906 году международного «Общества во имя Святой Троицы… по сближению Право-славной Церкви с Англиканской», куда входили многие архипастыри и пас-тыри столицы. Тогда же он издал краткий обзор деятельности Общества.

4Начиная с 1912 года, в течение десяти лет, отец Григорий служил в церкви «Всех скорбящих Радосте» на Шпалерной улице, д. 35.

В доме под № 3, по Воскресенскому проспекту, в старинном доме причта, вплотную примыкающем к этой церкви, находилась квартира священника. Это было время напряженного труда для молодого священника, когда он про-должил свою научную деятельность: 16 декабря 1914 года отец Григорий по-дал прошение в Совет Санкт-Петербургской Императорской Духовной академии с просьбой разрешить для предполагаемого магистерского труда оставить избранную тему кандидатского сочинения «Епархиальные съезды духо-венства за 40 лет их существования (1867-1907)». Начавшаяся Первая миро-вая война, рождение второго сына Александра в этом же году, не дали воз-можности осуществить научные планы. Отец Григорий был неутомим в сво-ем служении Господу: проводил беседы вполицейских домах Петрограда, и, как видный в городе проповедник, назначался проповедовать в Казанском со-боре. За понесенные труды в 1917 году он был избран членом Миссионерско-го Совета и кандидатом в члены Правления Духовной семинарии.

Вскоре начались открытые гонения на православных христиан. После Октябрьской революции 1917 г. зарубежные друзья предлагали о. Григорию уехать в Англию, но он отказался, сказав, что остается со своей паствой. Уже в 1918 году во время массовых арестов, батюшка стал узником камеры № 22 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, где провел около 4 месяцев. В это время он был настоятелем Скорбященской церкви, в которой производились денежные сборы в помощь арестованным и на содержание Богословского института.

В ночь на 13 августа 1922 года был расстрелян священномученик митропо-лит Вениамин и его сподвижники. Не прошло и месяца, как 5 сентября 1922 года Петроградским Губотделом ГПУ были арестованы 22 человека «за то, что они организовывали нелегальные сборища, распространяли ложные слухи, создавая в народе настроения против обновленческого движения». Среди них был и отец Григорий.

Прежде всего ГПУ интересовали несколько пунктов: связи духовенства с те-ми, кто проходил по недавнему делу митрополита Вениамина; где и как соби-рались деньги для осужденных и пострадавших семей при изъятии церков-ных ценностей; отношение к «живой церкви».2

Многочисленные аресты были вызваны созданным в то время православным духовенством Петроградской автокефалии для борьбы с обновленцами. Протоиерей Григорий принимал самое активное участие в жизни епархии. Согласно протоколу допроса он сообщил следователю, что два раза присутствовал на собраниях и «оба раза вырабатывался на этих собраниях устав религиозного объединения Петроградской православной кафолической церкви…». Это подтверждается и справкой, хранящейся в 1 спецотделе МВД СССР: Сербаринов «после постановления «живой церкви» о его высыл-ке в Пензенскую губернию» подписал устав-декларацию Петроградской православной кафолической церкви, о чем и сообщил на следствии». С августа 1922 года до дня ареста 21 октября того же года Петроградскую автокефалию возглавлял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх.

Наступило время страданий за Христа, но еще не пришел час его Голгофы: отца Григория выслали на три года: сначала в Оренбург, а затем в Уральск, оттуда – в поселок Джамбет. Там он, окончив курсы медицинского работника, стал работать фельдшером в местной больнице.

В ноябре 1924 года отец Григорий был возвращен из ссылки досрочно по личному ходатайству Патриарха Тихона. В это время многие храмы в Петрограде захватили обновленцы, и поскольку Скорбященский храм стал

обновленческим, отец Григорий оказался за штатом. Вскоре его пригласили в Сергиевский собор, где он прослужил до 1930 года. Протоиерей Григорий владел 8 языками и отдавал свои богатейшие знания молодым. С 1928 года совмещал служение в соборе с преподаванием истории западной церкви на Высших Богословских курсах.

В 1930 году митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) на-значил его на место настоятеля Сестрорецкого Петропавловского собора. В 1931 году Петропавловский собор закрыли, и отец Григорий стал настоятелем местной кладбищенской церкви свт. Николая Чудотворца, но служил там не долго, поскольку в этом же году был назначен настоятелем Рождественской церкви на Песках, где священствовал до 1933 года. В этом же году он встретился с бывшим сенатором Дмитрием Флоровичем, с которым беседовал о современном положении англиканской церкви и жизни епископа Евлогия (Георгиевского), находившегося за границей. 3 января 1934 года Сестрорецким погранотрядом в церковном доме был проведен обыск, протоиерей Григорий Сербаринов был арестован. При аресте он держал себя твердо. У него были конфискованы 17 книг, рукописи и переписка. Вновь священнослужитель оказался в тюремной камере, теперь на Шпалерной улице, д. 25. Он проходил по сфабрикованному властями делу «евлогиевцев».

1На допросе отец Григорий заявил: «Свою контрреволюционную деятель-ность в контрреволюционной организации по сближению Православной Церкви с англиканской отрицаю». Виновным себя он не признал. Несмотря на это, был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Батюшка с другими заключенными этапом был отправлен на Колыму, в бухту Нагаево. Здесь отцу Григорию пригодились полученные ранее навыки медицинского работника: со строительства дороги его перевели работать фельдшером в лагерный медпункт.

В 1937 году протоиерея Григория освободили, но жить в больших городах, конечно, не разрешили. Батюшка уехал в Казань, где поселился в Козьей слободе, на Степной улице. Здесь он устроился работать счетоводом в Управле-нии транспортной промышленности. Но неутомимый труженик Христов не мог не служить Господу как священник. Несмотря на жестокие открытые го-нения, он сразу по освобождении обратился с письмом к архиепископу Пе-тергофскому Николаю с просьбой дать возможность ему священствовать в Ленинградской епархии. Разрешения властей на служение не последовало, и архиепископ Николай посоветовал обратиться к Казанскому епископу Нико-ну. Но и здесь пастырь получил отказ.

28 декабря 1937 года отца Григория снова арестовали. Он обвинялся в том, что «возвратившись из заключения, восстановил связь с духовенством, про-должал антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки». Это был арест по I категории, что предполагало расстрел. Один формальный до-прос все же состоялся. Виновным в контрреволюционной деятельности отец Григорий себя не признал. Семейное предание говорит о том, что батюшке предлагали сохранить жизнь в обмен на снятие сана, но он остался тверд.

Предание, скорее всего, соответствует истине, так как в обвинительном за-ключении особо подчеркивалось, что он «добивался через Казанского и Пе-тергофского митрополитов места священника. Своих контрреволюционных взглядов не пересмотрел, заявив об этом на следствии». Постановлением Тройки при НКВД ТАССР от 30 декабря 1937 священник был приговорен к высшей мере наказания. Больше на допрос его не вызывали. Приближалось Рождество Христово. В Рождественские праздники, 8 января 1938 года в 21.45. протоиерей Григорий был расстрелян. Это было его последнее Рождество.

5

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 30 июля 2003 г.

Источник