Сведения об образовательной организации
27.06.2012
Работа с текстом агиографической направленности на уроке русского языка как средство духовно-нравственного воспитания школьников 27.06.2012 18:58О необходимости нравственного воспитания и его первостепенном значении в формировании личности с давних времен писали многие педагоги и общественные деятели. Например, К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании»: «…»Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием». В системе современного воспитания проблема нравственности стоит максимально остро. Причиной этого служит кризис духовно-нравственного состояния общества. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов для каждого человека. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Православие имеет тысячелетний опыт духовно-нравственного воспитания личности. Осуществление этих традиций в современной школе видится нами через привлечение к урокам как литературы, так и русского языка агиографической литературы. После октябрьской революции более полувека книги о святых вообще не выходили в России. А ведь прежде книги о подвижниках веры были наиболее излюбленным чтением для россиян. Жития воспринимали не как абстрактные примеры, а как живые образы. На житийной литературе формировался нравственный идеал народа. Это было, в самом деле, нравоучительное чтение и через него россияне впитывали образцы благочестивого поведения, приобретали ориентиры в окружающем мире, научались различать добро и зло. С помощью этих книг вырабатывался характер русского православного человека, определялись его общественные устремления и надежды. Житийная и святоотеческая литература — основа для формирования нравственного идеала. Но простой декларацией эту проблему не решить. Житийная литература для восприятия людей нового поколения должна быть качественно иной. Заменяя архаичную форму изложения на более доступный современный язык, важно не утратить музыку духовного языка, его насыщенность. Без этого, можно сказать, что житийная литература станет скучным пересказом давно ушедших событий, биографий интересных, но далеких людей. Житийная литература может стать живым учителем школьников, ориентиром их душ. Жития способны стать источником живой воды для воскресения их сердец. Используя тексты из агиографической литературы на уроках русского языка, мы неизбежно включаемся в процесс интегрирования двух предметов: основ православной культуры и русского языка. Часто на уроке используется и краеведческий материал, когда учителем подобран текст о Вятских святых или памятниках православной культуры Вятки. Сегодня вы увидите в качестве примера урок русского языка, в котором, помимо определенных правил лингвистики, содержится еще и элемент духовного воспитания. Это интегрированный урок русского языка и ОПК с использованием элементов краеведения. Тема урока: «Трудные случаи употребления деепричастных оборотов» Урок проводится в Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского в начале декабря, когда Православная Церковь чтит память великой Святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. I. В начале урока учитель проводит небольшую работу по развитию связной речи. Ученики отвечают на вопросы: Далее следует работа с эпиграфом к уроку: К тебе, Святой Екатерине, Невесте Господа Христа, Преславной с древних лет доныне Отверзем на хвалу уста. о. Николай Гурьянов Как вы думаете, какие слова были бы непонятны современному младшему школьнику? Попробуем дать лексическое значение этих слов. Рассмотрим лингвистическую справку, которую дают нам словари: Лингвистическая справка
Запишем в словарь встретившиеся нам слова. В каком стиле они употребляются? Как будет звучать последняя строчка эпиграфа в современном прочтении? Сделайте вывод. Запишем Тему урока в тетрадь: Прежде чем перейти к теме нашего урока, повторим базовое правило постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. На доске записаны два разноуровневых задания. 1) В первом случае нужно распространить предложение обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом самостоятельно. Объяснить постановку знаков препинания, охарактеризовать деепричастия. Первый этап урока завершен. На этом этапе ученики II. На втором этапе урока семиклассники подбирают примеры к каждому пункту правила обособления деепричастных оборотов и объясняют, почему сделали именно такой выбор. Занеся примеры в таблицу, учащиеся получают текст-отрывок из жития Святой великомученицы Екатерины. Свод правил по теме: «Трудные случаи обособления деепричастных оборотов»
Примеры предложений к теме «Трудные случаи обособления деепричастных оборотов» 1. На другой день старец долго увещевал Екатерину, а утешив, совершил над ней Таинство Святого Крещения. Подставляя примеры в свод правил в итоге получаем отрывок из текста жития Святой Екатерины. 1. Обладая редким умом и изучив труды античных ученых, Екатерина получила блестящее (говорим об адъективации причастий) образование. Итак, на втором этапе урока учащиеся III. На экран выводится Мариинская гимназия и Екатерининский храм. Ученики работают с текстом на доске: расставляют знаки препинания, объясняют правописание слов с пропущенными орфограммами. Вятская православная г…мназия распол…гаясь в здании Мариинской женской гимназии и соблюдая её тр…диции считает себя её правопр..емницей. В 1896 году задумав построить храм во имя Святой Великомученицы Екатерины попечительница гимназии Е.И. Клингенберг обратилась с про…ьбой о пожертвовании к жителям города и прося благосл…вения на такое нач…нание написала письмо Св…тому Праведнику Иоанну Кронштадтскому. Строит домовую церковь архитектор И.А.Чарушин знающий вятские традиции храмовой архитектуры используя которые он создаёт собственный интер…ер храма. Иконостас возв…дился резной и точеный и служа образцом изящества он под руками мастеров пр…вращался в нечто эфемерное, райское. Домовая церковь гимназии не нарушила архитектурный облик Московской улицы а в..звысившись над ней своим пят…главием обл…городила и украсила её. Попутно дети дают ответы о лексическом значении слов, при затруднении обращаясь к толковым словарям: IV. Переходим к заключительному этапу нашего урока. Мы должны проконтролировать полученные знания. Контроль проводим в форме игры по рядам. Мы записали только начало пути Святой Екатерины. На этом история не заканчивается. Ей еще предстояло пройти мученический путь. Послушайте второй отрывок из жития и на слух попробуйте отнести предложения к определенному правилу нашего урока. Работаем по рядам. Если ряд молчит, право ответа переходит к другому ряду и тот зарабатывает очки. Итак, история на этом не заканчивается. 1. Прибыв в Александрию, император Максимиан приказал принести в честь языческих богов жертвоприношение, и Екатерина, видя такой пагубный соблазн душ человеческих, была уязвлена. IV. На этапе рефлексии можно обратиться к ученикам с вопросом — размышлением: «Зачем нам нужно хранить память о Святой великомученице Екатерине?» ( Православные христиане всегда будут хранить светлую память о святой великомученице Екатерине, ведь она учит веровать, быть милосердной, стремиться к идеалу.) V. В качестве домашнего задания ученики получают текст, в котором нужно расставить знаки препинания, графически выделить все случаи обособления, встречающиеся в тексте. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Свято-Екатерининский с..бор в Слободском перестраиваясь в течение веков и являясь в настоящее время вторым кафедральным с..бором В(в)ятской епархии один из основных центров духовной жизни Вятской земли. Екатерининская церковь чудом уц..лев от расправы мужественно выст..яла в то время когда рядом почти одновременно сл..жив головы полегли три храма. В 1681 году страшный пожар истребив множество домов г..рожан и Екатерининскую церковь с к..л..кольней нанес непопр…вимый урон городу. Было решено благосл…вившись у Владыки во(с,сс)тановить храм в камне и радуя души г..рожан церковь была п..строена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих рук…водимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным которые оф..рмляя окна с..ревновались между собой, кто с(з)делает это красивее. Высокие стр..ительные леса скрывали работу зодчих от глаз сторо(н,нн)их наблюдателей а убрав пр..грады люди ахнули — так красивы были наличники и кокошники над око(н,нн)ыми пр..ёмами. До 1914 года храм был двухпрестольным с пр…делом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Затем архитектор И.А.Чарушин расширив храм ч..стично перестроил его. На IV и V этапе урока ученики Таким образом, представленный пример урока наглядно демонстрирует разнообразные возможности использования агиографической литературы в качестве как дидактического материала, так и высокого эстетического образца в педагогических целях. Обращение учителя к агиографии и краеведческому материалу способствует сохранению и продолжению святоотеческих традиций, формированию в детях любви к своей малой родине.
|