История формирования и современное употребление колокольного звона — Тайгозин Дмитрий

Колокольный звон – один из важнейших художественно своеобразных феноменов национально-культурного наследия многих народов мира. На протяжении веков колокола играли значительную роль в общественно-политической, социальной, культурной и художественной жизни многих народов и государств. Они были неотъемлемой частью бытия прошлых поколений, размеряя время жизни каждого человека, созывая людей на совет и на битву, сопровождая их в минуты скорби и часы торжества. Особое значение имел колокольный звон в жизни славянских народов как символ единения и гражданского долга, независимости и величия государства [1,с.5].

Церковный звон сопровождал человека всю его жизнь, вещал о радостях и печальных событиях, служил своеобразными часами в старой России. Колокола предупреждали об опасности, нападениях врагов, пожарах, военных победах, венчаниях государей на царство, открытиях памятников. Но, конечно, главное назначение церковного звона было созывать православных в церковь, «знаменовать», т.е. давать знать о службах [2,с.3-4].

Колокол — один из самых древнейших музыкальных инструментов. Никто сегодня не может с уверенностью сказать, где и когда они появились. Исторически эпохой возникновения колоколов считается бронзовый век (VI — I вв. до н.э.), характеризующийся освоением меди и ее сплавов. В числе предметов, отливаемых из бронзы в этот период, появляются колокольчики и бубенцы, которые и стали прародителями нынешних колоколов. Самые древние колокольчики принадлежат Китаю и датируются примерно XXII-XVIII вв. до н.э. (с тех времён сохранился бронзовый колокольчик высотой в 4,5 см). Археологам также известны колокольчики, найденные близ Ленкорани (XII в. до н.э.), и Владикавказа (XI-X вв. до н.э.), в Древнем Египте и Иране (IX в. до н.э.), Месопотамии (IX-VIII вв. до н.э.). Затем вместо железа стали употреблять листовую медь, отчего звук получался громче и чище [1,с.6].

При христианских храмах колокола, надо полагать, вошли в употребление на Западе не раньше конца VI или начала VII века [2,с.11].

Согласно устной традиции, родиной христианских колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана, а их создателем называется епископ этого города святой Понтий Мироний Павлин Милостивый (355-431гг.). В предании говорится, что, возвращаясь как-то домой, святой Павлин прилёг отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с небес сходят светлые ангелы, раскачивают колокольчики, и те издают нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Проснувшись и возвратившись домой, святой Павлин тут же приказал мастерам отлить большую бронзовую копию полевого цветка. Когда колокол был готов, епископ ударил по нему, и в тот же час вокруг полился полнозвучный и приятный, как глас Божий, звон [1,с.13].

Основным лейтмотивом большинства исследований, посвящённых колокольной теме, является следующий тезис: колокольные звоны — одно из весьма значительных явлений русской культуры; их основной смысл и значение неразрывно связаны с православным Богослужением, а также — со многими житейскими событиями. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, о приближении врага, объявлял рекрутский набор, возвещал о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях. Колокола обозначали время, указывали дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служили маяками морским путешественникам, сообщая о близости берега. Для слуха русского человека были с детства знакомыми множество разнообразных звонов. Наиболее запоминающимся колокольным голосам присваивались имена, их узнавали и отличали среди остальных. Колокола и звоны называли «красными», «постными», «проводными», «встречными», «разгонными», «вечевыми», «сплошными», «осадными», «вестовыми», «ратными», «пленными», «карноухими», «ссыльными» и множеством других.

Особое отношение к колоколу и к колокольному звону в сознании людей подтверждалось ещё и тем, что прежде чем занять место на колокольне, колокола освящали специальным «Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона». Вот что говорилось там о колоколе: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию…; о еже гласом звенения его утолитися и утешитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям…; о еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих слуг, глас звука его слышащих…». На этом основании отношение к колоколам в русской культуре могло расцениваться как своего рода показатель благочестия общества и каждого человека в отдельности [3,с.5-7].

В молитве, читаемой при освящении колоколов,  церковь молит о ниспослании особенной благодати, вливающей в кампан силу, «яко услышавше вернии рабы глас звука его – в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем дьявольским наветам сопротиво станут… да утолятся же и утишатся и престанут нападающия бури ветряныя, грады же и вихри и громы страшные и молнии злорастворения и вредныя воздухи гласом его» [2,с.22].

Колокола обыкновенно отливают из так называемой колокольной меди, состоящей из сплава 78 процентов чистой меди и 22 процентов олова. Но были примеры, что колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра [2,с.13].

Становление и распространение христианской религии в первые века нашей эры оказало огромное влияние на развитие колокольного искусства. Однако христианская церковь не сразу обратилась к использованию колоколов в церковной службе. Так, в годы гонения на христиан (I-III вв.) не могло быть и речи о применении не только колоколов, но и каких-либо звуковых сигналов для призыва к началу богослужения. Известно, что в этот период о начале и месте богослужения членам общины сообщали особые лица — диаконы или диаконисы, ходившие по домам. Прошло не одно столетие, прежде чем колокола заняли достойное место в жизни христианской церкви. Первоначально христианская церковь использует не колокола, а иной инструментарий для оповещения верующих о начале службы или об особых моментах богослужения. Так, со времени византийского императора Константина Великого, признавшего и принявшего христианство (324-337 гг.), в богослужении в качестве основного способа, оповещающего о начале службы, использовали трубы. Их применение было связано с прообразами ветхозаветных труб, многочисленные упоминания о которых можно найти на страницах Библии и Псалтири. Обычай использовать трубы существовал очень долго, сохранившись в некоторых монастырях до VI века. В качестве же отголоска древней традиции он доживает до XIX века.

Одновременно с использованием труб в некоторых монастырях Палестины и Египта распространяется обычай собирать монахов к началу богослужения ударом молотка в дверь каждой кельи. Этот молоток использовался для ночных собраний и был известен под названием «ночной знак» или «будильный молот». Именно данный обычай положил начало введению в практику христианского богослужения специальных сооружений, известных на Руси как било или клепало. Вместе с принятием в 988 году христианской веры Русь заимствовала из Византии звон и била. Использование бил сохранилось в подавляющем количестве монастырей и храмов России вплоть до XX века.

Начало использования бил в практике христианского богослужения относится к концу IV – началу V века. Било представляло собой металлическую или деревянную доску, в которую ударяли особой колотушкой. Патриарх Софроний Иерусалимский писал: «Било знаменует ангельские трубы, в которые вострубят ангелы в последний день и звуком их возбудят все народы» [1,с.11-12].

При христианских храмах колокола, надо полагать, вошли в употребление на Западе не раньше конца VI или начала VII века [2,с.11].

В истории сложились несколько способов извлечения звука из колокола:

  1. Сотрясение колокола.
  2. Удар по колоколу с внешне стороны палочкой, молотком, колотушкой, бревном.
  3. Вращение колокола. При таком исполнении колокол закрепляется на дугообразном валу или специальном колесе и вращается вместе с ними вокруг своей горизонтальной оси (используется при церковном звоне на юге и юго-западе Европы).
  4. Раскачивание колокола при свободном положении языка. Уши колокола крепятся к специальному валу, имеющему возможность вращаться на оси в любую сторону. К валу горизонтально крепится одним концом короткий рычаг-качалка с верёвкой на свободном конце. Натягивая и отпуская веревку, звонарь наклоняет колокол, отчего происходит удар о язык. Претерпев некоторые конструкционные изменения, этот способ и по сей день бытует в ряде православных приходов и монастырей (Псково-Печерский монастырь).
  5. «Язычный звон» представляет собой удар в неподвижно висящий колокол языком, к которому привязана верёвка. Данный способ сегодня считается главенствующим в русском колокольном звоне. Особенно широкое распространение он получил на Руси во II половине XVII — начале XVIII века. Введение «язычного» способа дало звонарям реальную возможность гибко управлять ритмом звона малых и зазвонных колоколов.

Вместе со становлением и развитием Церкви шёл поиск новых национальных форм и художественного своеобразия. В течение многих веков в практике Русской Православной церкви складывались определённые жанры колокольного звона, ставшие неотъемлемой частью церковного богослужения. К основным видам церковного колокольного звона, определяемым уставом, относятся:

Благовест – наиболее древний канонический звон Православной Церкви. Благовестом называют мерные удары в один из больших колоколов. Они производятся с целью призыва верующих на молитву в храм. Название «Благовест» он получил потому, что им возвещается «благая, добрая весть о начале Богослужения». Существуют различные виды благовеста: будничный или повседневный, малый или постный, полиелейный, воскресный или предпраздничный, праздничный.

Трезвон – звон в два или более колокола одновременно трижды с краткими перерывами между звучанием каждой части. В зависимости от количества  используемых колоколов трезвон может быть: малым, средним и великим. Трезвон символизирует христианскую радость и совершается перед началом торжественных служб после благовеста, после литургий в день Пасхи, в Пасхальную седмицу, в праздник Воскресения Господня и другие дни.

Двузвон – это звон в два или более колокола дважды. Ведущей функцией двузвона является оповещение о начале второй части Всенощного Бдения — утрени, выражающее собой радость Рождества Христова.

Перезвон — это звон, состоящий из поочередного удара в каждый колокол, начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции медленный перезвон совершается два раза в год: на Страстной седмице — в Великую Пятницу и в Великую Субботу. Он символизирует «истощение» Господа Иисуса Христа ради спасения всех христиан. А частый перезвон отличается  частыми и быстрыми многократными ударами в каждый колокол. Он установлен для чина посвящения в архиереи и для освящения воды.

Перебор — это похоронный, проводной, погребальный звон, выражающий грусть и скорбь об умершем человеке.

Как часть церковной службы колокольный звон служит в качестве особого сигнала, который возвещает не присутствующим в храме о совершении наиболее важных молитвословий и священнодействий в ходе Всенощного Бдения или Литургии [1,с.67-76].

Колокольный звон, отмечающий наиболее важные моменты Богослужения, символизирует собою совершаемую молитву. Скорбный перебор напоминает о быстротечности человеческой жизни, радостный Трезвон благовествует о вечном торжестве Небесной Церкви. Колокольные звоны – неотъемлемая частичка русской души: это незримый символ Святой Руси, символ Родины для каждого верующего православного сердца [4,с.5].

В истории мировой культуры произошло удивительное явление. Русское государство, которое гораздо позже многих стран мира стало использовать у себя колокола, по размаху колокололитейного дела превзошло все страны мира. К концу XIX века русские колокола приобрели мировую славу. В отличие от Западной Европы, Русь обладала огромным территориальным пространством. Поэтому при значительной удалённости селений друг от друга у людей возникла необходимость в мгновенном и общедоступном способе оповещения о различных событиях. Использование колоколов в религиозном служении во многом объясняет благонравное отношение к ним народа, почитание их как священных атрибутов храма. Недаром в народе говорилось, что «если икона – это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке, икона звучащая» [1,с.18-19].

 

Список использованной литературы:

  1. В.В.Ковалив. Колокола в истории культуры. Раздайся, благовестный звон. Минск,2003.
  2. Знаменитые колокола России.- М.:Отечество- Крайтур,1994.
  3. А.Н.Горкина. Русские колокольные звоны: Особенности музыкальной организации. М.,2003.
  4. А.Н.Горкина. Ритмика православного звона: Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество»/ Российская академия музыки им. Гнесиных. М.,2002.


Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :