Духовное образование в Чердынском уезде Пермской губернии в конце XIX –начале XX вв.

 В Чердынском уезде в 1899 г. всех церковных школ насчитывалось 48, из них одна второклассная в с. Искор, 6 одноклассных, 39 смешанных школ грамоты и 2 женские школы. Обучалось в них 1003 ученика, из них  786 мальчиков и 217 девочек[1].

Искорская второклассная мужская школа была открыта в 1898 г. и в ней тогда обучалось 31 мальчиков, из них в первом отделении – 12, во втором – 10, в третьем – 9 человек[2].  Ученики, поступившие в первое отделение, имели свидетельство об окончании курса одноклассных земских училищ. Возраст учащихся был от 12 до 17 лет. 26 учеников происходили из крестьянского сословия, 4 – мещанского, 1 – духовного.

Для Искорской второклассной школы на северной окраине села в 1899-1900 гг. строилось деревянное двухэтажное здания. В архивном фонде Чердынского уездного епархиального училищного совета сохранились журналы заседания строительного комитета, в которых запечатлены вопросы, связанные с выбором места для школы, заготовкой строительных материалов, выбором подрядчика. Строительный комитет возглавлял священник местной Христорождественской церкви Н. Архангельский.

В 1899 г. строительный комитет пригласил из Перми архитектора А.Б. Турчевича-Глумова «за условную из кредита 11193 руб., ассигнованного на постройку школьного здания для наблюдения за работой, освидетельствования строительных материалов, при чем им Турчевичем должен быть назначен со своего счета десятник или правоспособное лицо, сведущее в строительном искусстве для неопустительного и постоянного руководства за правильностею совершения постройки школьного здания и с тем, чтобы он, Турчевич, в случае каких-либо опущений от плана в строительном деле, являлся лицом ответственным за последствия»[3].

Выбрали А.Б. Турчевича-Глумова  очевидно потому, что он уже принимал участие в проектировании и возведении в с. Искор придельного храма в честь св. Параскевы Пятницы (освящен в 1899 г.) и часовни на Искорском городище так же посвященной св. Параскеве Пятнице (освящена в 1891 г.).

Крестьянин д. Бигичи  Н.В. Нестеров доставил на искорское плотбище 248 еловых и 505 сосновых бревен, заготовленных в Чусовском лесничестве. Бревна на плахи толщиной 2,5 дюйма заготовил  крестьянин из д. Демино Г.В. Опарин. Бутовый камень продал Я.Л. Опарин из д. Большое Поле, а негашеную известь А.И. Язев из д. Боец. 25 тыс. красного и 3 тыс. белого кирпича купили у С.И. Пешехонова. Кроме того, часть кирпича приобрели в г. Чердыни. Строительство школьного здания было выставлено на «торги», и по их результатам строительный комитет принял решение «сдать работы, согласно заявлениям, по постройке здания школы и надворных построек  крестьянину Вильгортской волости и села Прокопию Ив. Леханову за 4 тыс. 520 руб.»[4]

В первое десятилетие существования школы законоучителем был священник Н. Архангельский, старшим учителем Д. Патрикеев, младшей учительницей А. Паршина. Закон Божий преподавал священник, русский и церковно-славянский язык, дидактику –  Д. Патрикеев, окончивший Благовещенскую учительскую семинарию, русскую историю, географию, арифметику, геометрию – А. Паршина.

В воскресные и праздничные дни все ученики являлись в храм к утрене и литургии, читали на клиросе, прислуживали в алтаре, некоторые участвовали в пении. Учащиеся занимались в трех просторных комнатах второго этажа, в нижнем этаже размещалась кухня и спальня для 12 учеников[5].

При Искорской второклассной школе с 15 января 1899 г. действовала образцовая женская школа грамоты. Она занимала комнату на первом этаже. Учительницей была жена старшего учителя второклассной школы Ф. Патрикеева, окончившая Кунгурскую женскую прогимназию. Обучалось 16 девочек, из которых 12 поступили в школу неграмотными. При открытии школы имелось в виду не только дать начальное образование девочкам, а главным образом  практически ознакомить старших учеников второклассной школы с методами преподавания всех предметов начального обучения.

Из отчета о состоянии церковных школ Чердынского уезда в 1906-1907 учебном году следует, что главное место в обучении занимал Закон Божий, поскольку видели в  этом воспитательное значение.  «Учителя имели в виду не только формально-образовательные цели, но старались вместе с тем воспитать в учащихся и религиозно-нравственные чувства, возбуждая и развивая в них молитвенное настроение и благоговейное отношение к святой церкви и равно к ее уставам и обрядам»[6].

После Закона Божьего шла церковно-славянская грамота. Она прививала навыки и умения «бегло и правильно и выразительно, сознательно читать церковно-славянский текст наиболее употребляемых книг» и подготовить учеников  к участию в церковном богослужении посредством чтения и пения на клиросе.

В Искорской второклассной церковно-приходской учительской школе в 1906-1907 учебном году обучалось 34 ученика. В ней преподавались предметы: Священная история, учение о Богослужении, Катехизис, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, отечественная история, дидактика, гигиена, география, арифметика, черчение, землемерия[7]. В 1911 г. при школе открыто четвертое отделение, выпускники которого имели звание учителя не школы грамоты, а  церковно-приходской школы.

В 1911-1912 гг. этой школой заведовал священник В.А. Серебренников, окончивший Чердынское городское четырехклассное училище (до Искора он был священником и учителем в д. Большой Кикус). Старшим учителем был В.Г. Порошин, потомственный почетный гражданин, вторым учителем – П.П. Поляков, крестьянин Нолинского уезда Вятской губернии. Оба они прибыли в с. Искор по окончании Пермской духовной семинарии.  На должности третьего учителя был П.Н. Свиридов, крестьянин Бугурусланского уезда, окончивший Самарскую церковно-учительскую школу.

С приходом в 1911 г. учителя русского языка и пения П.П. Полякова на более высокий уровень  было поставлено преподавание церковного пения[8]. «Он, как любитель пения,  –  отмечалось в Пермских епархиальных ведомостях,  –  повел дело совершенно иначе. Ученики стали смотреть на пение, как на важный предмет; пение указало дорогу к музыке, так что теперь в школе появились мандолины, гитары, балалайки, и даже выписана фисгармония»[9].

Новая постановка пения и овладение игрой на музыкальных инструментах создали условия для проведения в 1911 г. литературно-музыкально-вокального вечера. «Вся школа, – сообщалось в «Пермских епархиальных ведомостях», – от заведующего до последняго воспитанника была заинтересована вечером. Начальство было так добро, что дало разрешение на устройство вечера. Вечер был дан 27 ноября в день именин Его Преосвященства. Школа в этот день стала точно муравейник: все и всё пришло в движение: кто служил делом, кто вниманием. С 5 часов вечера уже стала собираться публика: как из Искора, так и из соседних селений, и даже из Чердыни. Исполнены были №№ по пению, чтению, постановке отдельных сцен из разных авторов и дуэты на мандолинах. Особенно удачно была исполнена сцена «Бежин луг» (рассказ И.С. Тургенева. – Г.Ч.) и хор из «Жизни за царя» (опера М.И. Глинки. – Г.Ч.) – «В бурю во грозу»… Хорошо исполнены были сцены: «Кочубей в темнице» (из оперы П.И. Чайковского «Мазепа», –  Г.Ч.), монолог из «Бориса Годунова» (трагедия А.С. Пушкина,  –  Г.Ч.), народные песни, особенно – «Нападай коли нападай». Публики было так много, что некуда было яблоку упасть. Многие №№ биссировали, а вызовам так и счет потеряли. После вечера многие заявили заведующему и преподавателям о желании еще видеть подобный вечер. А уж как все были рады и счастливы до такой степени, что трудно и представить. Все речи исполнялись учащимися. Из них, т.е. исполнителей, особенно были хороши Караваев, Путинцев, Полыгалов, Павлецов. Когда окончился вечер, так никому не хотелось расходиться, все как будто еще что-то ждали»[10].

Успешно состоявшийся литературно-музыкально-вокальный вечер вдохновил учителя П.П. Полякова  взяться за подготовку на школьной сцене оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»[11]. Это было тем более важно, так как в России готовились отмечать 300-летие царствующего Дома Романовых. «Басы и альты есть,  – вспоминал П.П. Поляков, –  а дискантов и альтов не было, пришлось приглашать со стороны, из масс – желающих в то время было много. Образовался смешанный хор человек в 60»[12].

В это время в  с. Искор проездом побывал организатор народно-певческих хоров в Пермской губернии А.Д. Городцов. Он познакомился с П.П. Поляковым и был восхищен постановкой работы хора. Вскоре А.Д. Городцов прислал из Перми свое «Руководство по устройству народно-певческих хоров» и рекомендации «О приспособлении для постановки на сельских сценах без сопровождения музыкальных инструментов оперы «Жизнь за царя»».

Согласно рекомендациям, П.П. Поляков заменил трудные места для пения разговором; сцены, написанные в высоком тоне, перенёс в более доступный тон. Для разучивания песен использовалась фисгармония. «Одним словом, – отмечал П.П. Поляков, – целостность оперы от начала до конца была выдержана, не испорчена». Роль Ивана Сусанина исполнил учитель П.П. Поляков, Антониды – Елена Ивановна Пешехонова, жена одного из сыновей купца А.Н. Пешехонова, Вани – ученик Чудинов Николай, Собинина – ученик Решетников. Большую помощь в постановке оперы оказал заведующий школой, священник В.А. Серебренников. П.П. Поляков в воспоминаниях особо отметил: «Сан, конечно, ему открыто не позволял работать. Помниться мне, священник В.А. Серебренников засучит рясу под пояс и ведет себя как светский человек»[13].

В Искорской второклассной мужской школе были поставлены следующие сцены: «В бурю, во горозу», «Весна свое взяла», «Лед реку в полон забрал», «Не томи, родимый», «После битвы молодецкой», «Как мати убили», «Милые дети», «Страха не страшусь», «Ты не кручинься, дитятко мое», «Разгулялась, разлилася вода вешняя», «Не о том скорблю, подруженька», «Ты не плачь, сиротинушка», «Чуют правду», «Туда завел я вас», «Славься!».

Над сценой были установлены деревянные решета с мелко нарезанной бумагой. Во время действий на сцене решета перемещали, и падающая бумага создавала иллюзию  снегопад. Во время сценических действий постоянно пел хор.

*     *     *

Помимо Искорских церковных школ – второклассной мужской и образцовой женской школы грамоты – в Ныробском крае действовали одноклассные смешанные школы – Дёминская (открыта в 1905 г., преобразована в церковно-приходскую в 1908 г.), Рожнёвская (открыта в 1905 г., преобразована в церковно-приходскую в 1906 г.), а также церковные школы грамоты Бобыкская (открыта в 1899 г.), Тулпанская  (открыта в 1891 г.), Корепинская (открыта в 1890 г.)[14].

Церковная школа грамоты  в д. Бобыка работала с 1899 по 1905 г. В ней обучалось 115 детей. Трое учителей были выпускниками Искорской второклассной школы. В виду того, что основная часть детей деревень Бобыка, Подбобыка, Дивья, Боец была обучена по установленной программе, школу грамоты из д. Бобыка в 1905-1906 учебный год перевели в д. Рожнёво и преобразовали в церковно-приходскую школу. За десять лет её существования в  ней  обучалось 536 детей, из них курс обучения окончили 80 учащихся. В школе работало 6 учителей: Мария Ивановна Кашина, Мария Анисимовна Ивачева, Спиридон Георгиевич Гашков, Владимир Семенович Золотавин, супруги Иван Максимович и Анна Васильевна Копытовы. Копытовы работали в Рожнёвской школе 4 года, а всего учительствовали Иван Максимович 14 лет, Анна Васильевна 9 лет[15]. Известно, что супруги Копытовы успешно трудились в советские годы в Искорской школе[16].  

После 1917 г. роль церковных школ оценивалась отрицательно. О них столь много скептически сказано в научной и популярной литературе советского времени. Однако история  свидетельствует, в т.ч. и Чердынского уезда, о положительном результате: церковные школы внесли большой вклад в дело образования и   воспитания молодых людей.

 



[1] Государственный архив Пермского края (в дальнейшем ГАПК). Ф. 213. Оп. 1. Д. 9. Л. 24 об.–28 об.

[2] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 9. Л. 28 об., 41–48.

[3] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

[4] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 4. Л. 36–51 об.

[5] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 9. Л. 28 об., 41–48.

[6] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 9. Л. 52.

[7] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 9. Л. 52.

[8] П.П. Поляков уроженец г. Нолинска Вятской епархии. Окончил Пермскую духовную семинарию. В советские годы работал учителем в г. Чердыни. Руководил хором ветеранов при районной Доме культуры.  Автор статьи познакомился с П. П. Поляковым в 1970 г. и предложил ему написать воспоминания  о постановках музыкальных спектаклей в с. Искор, которые использованы в настоящей статье.

[9] Пермские епархиальные ведомости. 1912. № 17. С. 18–19.

[10] Пермские епархиальные ведомости. 1912. № 17. С. 19.

[11] «Жизнь за царя» – первая классическая национальная русская опера. В ней рассказывается о событиях 1612 г., связанных с походом польской шляхты на Москву. Премьера оперы состоялась в Санкт-Петербурге в 1836 г. В советские годы по идеологическим соображениям была сделана новая редакция либретто (автор С. М. Городецкий) и опере дали новое название «Иван Сусанини».

[12] Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина (в дальнейшем ЧКМ). Отдел рукописей, личное дело П.П. Полякова.

[13] ЧКМ. Отдел рукописей, личное дело П.П. Полякова.

[14] ГАПК. Ф. 213. Оп. 1. Д. 10. Л. 1–2; Ф. 258. Оп. 1. Д. 7. Л. 41 об.

[15] ЧКМ. Отдел рукописей. № 3279. Л. 30.

[16] А. В. Копытова вела большую общественную работу, в 1939 г. награждена орденом Трудового Красного знамени.



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :