Формы проповеди Православия среди молодёжи

Православная церковь всегда являлась многоступенчатым и разносторонним организмом в плане своей деятельности в мире, в обществе, в социальной среде. Главное дело Церкви — спасение людей от греха и вечной погибели. Причём осуществляя эту задачу, Церковь не только спасает для вечности, но и преображает для времени, для нашей бренной земной жизни. Церковь — это Тело Христово, это мы сами, объединённые благодатью посредствам евхаристического общения, но что же с теми, кто вне этого общения, кто знает о Православии, но не православный, кто видит христиан, как они живут, но не вступает на этот путь, хотя может и сочувствует красоте этого жизненного пути. Вот здесь то и выявляется вся необходимость Церкви для проповеди, причём не человеческая потребность в этом, но Богом установленная, Спаситель говорит своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Но нужно также чётко представлять, что это за миссия, и каково её истинное значение исходя из Предания и опыта Церкви. Если заглянуть в совсем недалёкое прошлое, то мы поразимся результатам таких миссионеров как святитель Николай Японский, святитель Иннокентий Вениаминов, святитель и будущий патриарх Тихон Белавин — это как раз те люди, которых с полной уверенностью можно назвать миссионерами. И таких примеров в истории не мало, хотя на Руси миссионерство не было столь активно и продуктивно развивающимся. Суть этого проповеднического служения ясна: показать сущность Православия, то каково оно было, есть и будет и что будет с нами, если мы правильно вступим на этот путь и разумно начнём жить и действовать в Церкви. Не заманивать как сектанты, но предлагать истину, не приукрашивать, но подавать правду, порой жёсткую и трудную, не пугать, но говорить, что есть истинный страх, а что неверные прилоги.

Но также мы знаем и слова апостола Павла, человека который больше всех из апостолов потрудился в деле проповеди. Он говорит, что «для эллина он был эллином, для язычника язычником, для всех он был всем…», это в полной мере выражает то, как апостол из любви и понимания к тем, кто его слушал, уподоблялся внутренне и словесно им, дабы эта любовь принесла результат. А результат от его деятельности был колоссальным.

Таким образом, зададимся вопросом: а как нужно проповедовать среди молодёжи, каковы должны быть формы этой проповеди? Чтобы это понять, надо заглянуть в структуру всего миссионерского служения Церкви. В общем и целом условно направления миссии таковы: миссия вне Церкви, миссия против сектантства и инакомыслий, миссия внутри Церкви, миссия против церковных «мифов». Так вот миссионерство в среде молодёжи и для молодёжи, это миссия и вне Церкви, и внутри Церкви, для тех кто не знает о вере, и для тех кому будучи знакомым с церковной средой некие «брёвнышки» мешают окончательно воцерковиться. Но стоит оговориться. Миссионер делает то, что обязан как человек и соработник Божий, но приводит в Церковь только сам Бог, это Его дело, дело же миссионера стать орудием в руках Божиих. Но кто же может быть действенным орудием в руках Господних? Только тот, кто уподобится жизнью Христу, кто будет все силы отдавать духовному становлению себя, а через это и других людей.

Но что же мешает войти в общение с Церковью на начальных этапах узнавания о Ней, это конечно же мифы о Православии. Всегда можно услышать банальные фразы: Православие- религия тёмных, необразованных людей, или Православие- это анклав, отделяющий себя от всего общества; а иногда люди просто впадают в крайности: там у них мол все святые, куда мне по их честь, или наоборот: все попы пьяницы и бюрократы, я с этими грешниками ничего общего не имею.

На дворе XXI век. Мир не стоит на своём месте. Он активно развивается, происходят открытия в самых разных научных областях: изобретается компьютер, сверхсовершенные машины, автоматизирующие конструкции и лазерные приборы; на социальном рынке столько новшеств и вещей, что не хватит недели, чтоб всё перечислить. А Церковь всё та же; если Ватиканский собор принимает решение о секуляризации, обмирщении католичества, «облегчения» его для людей, то православие остаётся непоколебимо. Даже больше: многие и многие молодые люди, пришедшие в Церковь, говорят, что привлекло их сюда совсем не доброе к ним отношение и не тепличные условия, а наоборот- любовь трудностям. Видимо, современный мир так расхоложен, что по-иному и быть не может.

И в такой ситуации нельзя не задаться вопросом: а что можно православному? Вокруг столько всего, а делает ли моя религия свободным меня в отношении всего этого, где можно, а где нельзя? И в такой ситуации верующему лучше всего руководствоваться разумом, трезвыми, рациональными, реалистическими умозаключениями. И это будет правильно со святоотеческой стороны. Так, например, Антоний Великий говорил, что главная добродетель монаха это рассудительность. Но если даже обратимся к более поздним отцам, то у блаженного Августина мы прочитаем:«Все беды человечества происходят от того, что люди наслаждаются тем, чем надо пользоваться, а пользуются тем, чем надо лишь наслаждаться».

Голос Церкви в наше время- это голос богословов, голос людей признанных Церковью и обществом, искренних и служащих усердно своему отечеству. Но когда говорят: «А как на это смотрит Церковь?» мы не в праве говорить то, что по нашему разумению голос её, это не больше чем наше личное мнение. Мнение Церкви- это Символ веры, а всё остальное должно основываться на нём.

Существует по крайней мере два наиболее ярких метода проповеди в современной нам Вятке:

1) внутренняя церковная миссия, направленная на знакомство и объединение прихожан на конкретных приходах, т.к. проблема очевидна: разобщение и отсутствие сплочённости на приходах.

2) внешняя церковная миссия в виде катехизации людей перед принятием крещения, более полное изложение веры, ради большего знания и адекватности в богословии.



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :