Сведения об образовательной организации
03.02.2012
Вятская духовная семинария в XVIII-XIX вв. — Калугин А. 03.02.2012 19:55Создание системы духовного образования в России происходит в XVIII в. Необходимость в духовных школах осознавалась давно, и попытки ее создания относятся еще к XVII столетию. Но как явление массовое духовная школа возникает при Петре I. В 1702-1708 гг. Петр издает указы, согласно которым предполагалось ставить на церковные должности только «ученых» то есть прошедших школьный курс обучения. Более подробно на этом останавливается «Духовный регламент 1721 г.» Исполнением «Духовного регламента» в части, касающейся устройства духовной школы, в г. Вятке занялся епископ Лаврентий (Горка), который прибыл в Вятку в декабре 1733 г. Одним из первых его начинаний было устройство духовной школы. Владыка Лаврентий решил создать полноценную славяно-латинскую школу опираясь на опыт малороссийской системы образования. Уже через 2 месяца по прибытии на Вятку Лаврентий сделал все необходимое распоряжения для открытия школы. Однако епархия не сочувствовала этому начинанию, указам владыки сопротивлялись. И все-таки решительные меры дали результаты. В 1735 г. школа открылась. Было набрано 400учеников в возрасте от 7 до 20лет. После его смерти в 1737 г. школа фактически прекратила свое существование. С приездом нового епископа Вениамина (Сахновского) в сентябре 1739 г. школа воспряла, и учение возобновилось. Нужно сказать, что уровень духовного образования был недостаточно высок, вятская духовная школа нуждалась в серьезном преобразовании по всем направлениям: в постановке учебного и воспитательного дела, в обеспечении подготовительными кадрами и т.п.Все это произошло в период пребывания на Вятской кафедре еп. Варфоломея (Любарского) (1758-1774 гг.) Владыка сразу сделал все возможное для нормализации жизни Вятской семинарии. Восстановил работу семинарской конторы, обратил внимание на подбор педагогических кадров, выделяет из епархиальных средств немалые денежные средства для приобретения учебной литературы. Таким образом, благодаря попечению еп. Варфоломея Вятская семинария к началу 70-х гг. XVIII в. стала, по словам посетившего ее еп. Иркутского Михаила, «одной из лучших «в России. Преемники еп. Варфоломея продолжали заботиться о семинарии, каждый по-своему, Вятская семинария полностью стала соответствовать семинарскому уровню образования, после открытия в ней философского и богословского классов в 1775-1779 гг. В конце XVIII — начале XIX века в ней преподаются священная история, арифметика, алгебра и геометрия, география, латинский, еврейский, греческий, французский и немецкий языки, медицина и т.д. Таковы были результаты первого периода вятской духовной школы накануне серьезных преобразований, совершенных в начале XIX в. В начале XIX в. правительство провело масштабную реформу народного образования. Была создана новая школьная и университетская структура. Соответственно этому в 1808 — 1818гг. задумана и осуществлена реформа духовного образования. Значительную роль в подготовке и проведении реформы духовного образования сыграли два выдающихся человека: гос. деятель М.М.Сперанский и святитель Филарет (Дроздов). 26 июня 1808 г. был издан закон, по которому предусматривалось создание новой структуры духовных учебных заведений, определялась их учебная, воспитательная и административная функция, а также решался вопрос об источниках финансирования. Вятская духовная семинария была преобразована по новому Уставу в 1818 г. трудами еп. Амвросия (Вещезерова) (1817-1822 гг.), преобразования коснулись всех сторон жизни духовной школы. К сожалению, весь потенциал реформы реализовать не удалось. Во второй четверти XIX в. возросло напряжение в обществе. Восстание декабристов, национальные и крестьянские движения, выступление военных поселенцев определили характер внутренней политики Николая I. (Сейчас основное внимание стало уделяться охранению начал существующего строя, пресечению всего, что могло эти начала подорвать) В начале 40-х гг. произошли изменения в семинарской программе. Общеобразовательные предметы были основательно потеснены. Упор стал делаться на предметы, связанные с практикой церковного служения. Очень внимательно стали подходить к содержанию изучаемого материала. С 1847 г. вводиться преподавание медицины, с/х наук для того чтобы «воспитанники умели нисходить к понятиям простого народа…» В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. началась подготовка новых изменений в жизни духовных учебных заведений. Страна вступила в эпоху крупномасштабных преобразований, задуманных и проведенных правительством Александра II. Эти преобразования призваны были ликвидировать те факторы социально-экономической и политической жизни, которые серьезно тормозили поступательное развитие страны: крепостное право, сословную структуру общества и т.д. Преобразования не могли не затронуть сферу образования. В первую очередь создавались условия для развития светского образования на всех уровнях. Оно должно было обеспечить квалифицированными кадрами развивающийся научный сектор, а также удовлетворить запрос в специалистах в связи с индустриальным скачком, транспортным строительством. В таком контексте задумывалась и реформа духовного образования. Первые шаги по подготовке проекта нового Устава предпринимались еще в конце 50-хх гг. В 1858г. Александр II посетил ряд семинарий с целью ознакомления с положением дел. С этого начался сбор сведений о необходимости преобразований. В 1859 г. они вошли в Общий Свод, который был передан специальному комитету при Св. Синоде. Новый Устав семинарий был принят 14 мая 1867 г. Вятская семинария перешла на него в 1871 г. при архиепископе Аполлос (Беляеве) Важнейшими положениями реформы были, несомненно, пункты, касающиеся изменения учебного плана и права выпускников переходить на светское поприще деятельности. Образовательная часть семинарской подготовки до реформы 1867 г. носила в большей степени воспитательный, а не научный характер. Сейчас было отменено деление на главные и второстепенные предметы. Общеобразовательные предметы приобрели самостоятельное значение, и преподавание получило не вспомогательный характер по отношению к богословским дисциплинам, а научный характер. Это позволило семинаристам достаточно свободно поступать в светские вузы, в том числе ведущие университеты страны. Реформа 1867 г. имела неоднозначные последствия. С одной стороны, она повысила уровень общего образования в семинариях и дала возможность определенной части молодых людей найти себя в светской жизни. С другой стороны, отток подготовленной молодежи из церковного сословия был настолько значителен, что стал сказываться на церковной жизни. Требовалось принять какие-то меры. И они были ускорены трагическим событием-убийством Александра II. Под руководством обер-прокурора. Св. Синода К. П. Победоносцева был подготовлен новый Устав семинарий, утвержденный 22 августа 1884 г. Из всего ряда вновь усыновленных положений, самим трагичным для последующих судеб семинарии стал пункт Устава, вновь запретивший семинаристам поступать после окончания духовной школы в светские учебные заведения. Двадцать лет свободы в выборе жизненного пути выпускниками семинарии успели закрепиться в сознании учеников как неотъемлемое их право. Отобрание права выбора у выпускников семинарии привело к тому, что в семинарской среде очень быстро возникла критическая масса, состоявшая из тех, кто не хотел, служит на церковном поприще. Таким образом, был создан «горючий материал для разного рода волнений и забастовок» Ситуацию удавалось удерживать и разряжать тем некоторым ректорам семинарии, которые проявляли отеческую любовь к воспитанникам, растворяя в ней раздражение и недовольство. Благодаря таким труженикам духовной школы, как например прот. Петр Смирнов, который возглавлял Вятскую семинарию в 1891 г, вятская семинария во второй половине XIX в. воспитала поколение тех, кому пришлось уже встретить революцию 1917 г. Многие из них стали мучениками и исповедниками за православную веру (прот. Петр, Красноперов, Св. Василий Попов, Св. Владимир Попов и т. д.) Заканчивалось XIX столетие, вятская семинария вступала вместе со всей страной в ХХ век, который стал испытанием всех оснований, судом всему ложному и наносному, славой всем кто прошел путем Креста. Антон Калугин, студент III курса отделения священнослужителей.
|