Сведения об образовательной организации
24.04.2012
Свято-Серафимовский собор – духовный центр Кировской (Вятской) епархии 1940–1980-х гг 24.04.2012 21:42Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина[1], освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины [2], была построена в плотной городской застройке, Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города. Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня — чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия) [3]. Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего «Вятская кафедра фактически перестала существовать» [4]. Это же подтверждают и данные о числе храмов: «Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах» [5]. Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей [6], причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона [7]. Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы [8]. Это оказалось промыслительным — ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою «глубоко почитаемой» [9], стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе [10], и, «по преданию, писана архиепископом Ионою» [11]. В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре [12]. В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, «очень древней живописи» [13]. Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей [14]. Изначально престол в Серафимовской церкви был один [15], следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии [16]. В «Очерках истории Вятской епархии» эти события описываются несколько иначе: «Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е — А. М.> создание в Серафимовском соборе «криптового», нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… <что> несколько «разгрузило» верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам» [17]. Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что «при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви» [18]. Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: «…передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей» [19]. Также подчеркивалось, что «расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания» [20]. Но епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. В новом прошении властям в феврале 1985 г. говорилось о планах «увеличить полезную площадь» наземной части с 300 до 400 кв. метров, подвальную с 85 до 100 кв. метров. Таким образом, общая площадь возрастала с 415 до 500 кв. метров. При этом отмечалось: «согласно заключению архитектора г. Кирова, пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие санитарным и противопожарным нормам» [21]. Сметная стоимость планируемого строительства 196 тыс. рублей. О том, что эти работы были успешно проведены, свидетельствует следующая переписка. В ответе облисполкома 18 мая 1987 г. на запрос жителя г. Кирова говорится: «Исполком областного совета, изучив вопрос о регистрации второй общины русской православной церкви в г. Кирове, считает нецелесообразным решать его положительно». Аргументы были приведены следующие: «В течение последних лет, по просьбе верующих, местными органами власти разрешена реконструкция действующего Серафимовского сбора, в результате чего осенью 1986 г. был выделан заново нижний хам с вентялиционным устройством, несколько расширен и верхний. Таким образом, в одном храме стало два, что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить условия молящихся[22]». Речь идет именно о новом храме «с вентеляционным устройством», благодаря чему в «одном храме стало два», следовательно, рассказ в «Очерках истории Вятской епархии», скорее всего, более объективен. Думается, дальнейшая публикация документов, а также запись интервью с очевидцами событий поможет написанию новейшей истории как Серафимовского собора, так и всей Вятской епархии. О том, как почитали вятских святых в единственном действующем храме областного центра, свидетельствуют два факта с разницей в четверть века. В 1963 г. уполномоченному по делам религий был направлен «перечень служб, совершаемых в Серафимовском соборе» по понедельникам с 10 августа по 31 декабря. И там среди таких праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и «21.10 пр. Трифона Вятского чудотворца» [23]. А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение «возбудить ходатайство… о выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…»[24]. Итак, ко второй половине 1980-х гг. в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской епархии, где возносились молитвы вятским святым [25] и перед вятскими святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в этом). Под спудом Успенского собора[26] были похоронены те, кому был посвящен нижний храм Серафимовского собора — преп. Трифон и блаж. Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии. Примечания: [1] Яговкина Е. Г. Серафимовская единоверческая церковь города Вятки в начале ХХ века // Европейский Север в культурно-историческом процессе (К 625-летию города Кирова). Материалы Международной конференции / Отв. ред. В. В. Низов. Киров, 1999. С. 259. [2] Там же. С. 259. [3] Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII — начала ХХ в. (на примере Вятской епархии). Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2011. С. 19. [4] Вятская епархия в 1917-1941 гг. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии / под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка, 2007. С. 440. [5] Там же. С. 441. [6] Там же. С. 440-441. [7] Свято-Серафимовскому собору 100 лет. 1904 (1907)-2004. [Буклет]. Вятка, 2004. [8] Вятская епархия в 1941-2007 гг. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007). С. 451-452. [9] В-н А. Верещагин А.С. Послесловие к повестям (издателя) // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1905. Вып. IV. Отд. 2. С. 101. [10] ГАКО. Ф. Р-1258. Оп. 1. Д. 1768. Л. 34. [11] Там же. Л. 34; Вятские архиереи // Вятские губернские ведомости. 1844. № 46. С. 295. [12] ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 6. Л. 11. [13] Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девичий монастырь. Вятка, 1887. С. 17. [14] Данные об исцелении взяты из проповеди прот.Серафима Исупова на всенощном бдении в Серафимовском соборе 8 июля 2002 года. [15] Пакина Е. В честь саровского чудотворца // Вятский епархиальный вестник. 1997, №11. С. 2. [16] Вятская и Слободская епархия // Православная энциклопедия. Т. Х. Второзаконие-Георгий. М., 2005. С.155; Свято-Серафимовскому собору 100 лет… [Буклет]. [17] Вятская епархия в 1941-2007 гг. С. 525. [18] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 45. Д. 40. Л. 121. [19] Там же. Л. 122. [20] Там же. Л. 122. [21] Там же. Л. 127. [22] Там же. Л. 167. [23] ГАКО. Ф.Р-2169. Оп.45. Д. 39. Л. 153. [24] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 45. Д. 40. Л. 192. [25] Отдельного изучения требует изучение создания в начале 1980-х службы блаженному Прокопию Вятскому. Как отмечается в современном исследовании: «Древняя служба посвящена в основном суровым подвигам святого, а новая раскрывает смысл подъятого им на себя юродства (Андроник (Трубачев) // Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917-1988) // Альфа и Омега. 2007, №2. С. 300). [26] Успенский собор был возвращен в 1989 г., а 25 августа 1991 г. освящен (Вятская епархия в 1941-2007 гг. С. 528). Иван Аполлонович Чарушин. Архитектура на рубеже XIX — XX веков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию архитектора И.А. Чарушина. Киров, 2012. С. 60-62.
|