Сведения об образовательной организации
24.05.2012
Дипломные работы выпускников Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий начала 1910-х гг. – вклад в празднование 300-летие блаженной кончины преп. Трифона Вятского 24.05.2012 22:24Празднование в 1912 г. 300-летнего юбилея со дня кончины преп. Трифона приобрело широкое общественное звучание. Было решено открыть церковно-археологический музей и назвать его «Трифоновским» в честь преподобного Трифона. Число призреваемых в епархиальной богадельне было увеличено на 40 человек с присвоением ей наименования «Трифоновой». Активно освящались храмы, велась научная работа. Накануне юбилея вновь встал вопрос об акафистах и службах преп. Трифону.(1) Значение этой масштабной работы в полной мере раскрывается только сейчас, т. к. события 1917 г. и последующие десятилетия не способствовали полноценному осмыслению этой темы. Одной из идей комитета по подготовке к юбилейному торжеству по случаю 300-летней годовщины со дня кончины преп. Трифона Вятского чудотворца стало обращение «к преосвященным ректорам 4-х Духовных академий с просьбою предложить студентам академий 2 темы для кандидатских сочинений»(2) . В итоге работы написали по два выпускника из Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. Два петербургских выпускника 1912 г. — священники Леонид Зубарев и Константин Селивановский — были вятскими уроженцами (3). Священник Леонид Зубарев родился в 1881 г. в селе Уни Глазовского уезда. В 1902 г. закончил Вятскую духовную семинарию, в 1903 г. рукоположен во священники. В 1912 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (4) . Его дипломное сочинение было издано Успенским Трифоновым монастырем под названием «Святой преп. Трифон, Вятский чудотворец»(5) . В 1932 — 1934 гг. о. Леонид подвергался репрессиям. Служил в гг. Глазове и Молотове (Перми). Скончался 14 октября 1952 г.(6) Константин Николаевич Селивановский (в монашестве Кирилл)(7) родился в 1869 г. в селе Красное (Красноречье) Яранского уезда. В 1892 г. окончил Вятскую духовную семинарию (1892). Служил и преподавал в ряде приходов Вятской и Пермской епархий. В 1906 г. овдовел. В 1908-1912 гг. учился в С.-Петербургской духовной академии. Выпускная работа Селивановского — «История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени» — была также издана вятской обителью к юбилею преп. Трифона.(8) В 1920 году эмигрировал с основателем Русской Зарубежной Церкви, Владыкой Антонием (Храповицким). Служил в ряде приходов и монастырей. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви .(9) В своей рецензии на выпущенные книги свящ. Иаков Мултановский отмечал очень важное обстоятельство: «Оба сочинения, установив подлинно-историческую личность преп. Трифона на основанных им 9 монастырей и 18 сел, отнимают почву для голосовно-легкомысленных отношений лиц неверующих, или с недоверием относящихся к вопросам, подобных тем, о которых трактуется в названных сочинениях»(10). Этот отзыв подтверждает, что празднование 300-летие преп. Трифона следует рассматривать в контексте усилий государственной и духовной власти, которые были обеспокоены ростом революционных настроений и стремились повлиять на ситуацию в обществе(11). Как уже было сказано, работы Зубарева и Селивановского были изданы. Выскажем предположение: это было связано с тем, что оба священника были сложившимися личностями (о. Леониду Зубареву в 1912 г. было 30 лет, о. Константину Селивановскому — 48). Они давно и серьезно занимались избранными темами, поэтому работы получились на высоком уровне, и сегодня не утратили своей исторической актуальности. Вторая академия, которая откликнулась на предложение комитета по подготовке к юбилейному торжеству по случаю 300-летней годовщины со дня кончины преп. Трифона Вятского чудотворца, стала Московская. Ее ректор еп. Феодор (Поздеевский)(12) сообщал, что «два студента Академии взяли кандидатские сочинения на темы о преп. Трифоне» и просил «оказать им содействие в случае прибытия их в Вятку для собрания материалов»(13). Этими двумя студентами стали выпускники 1912 г. Валентин Васильевич Реутов (Тульская епархия) и Петр Васильевич Уметский (Тамбовская епархия)(14). Интерес еп. Феодора к вятской теме нельзя назвать случайным. Когда он сам учился в Казанской духовной академии в конце 1890-х годов, там, благодаря ректору Антонию (Храповицкому), сложилась особая духовная атмосфера. Как писал архимандрит Киприан (Керн), немало учеников будущего митрополита Антония были «привлечены, чтобы не сказать увлечены, в монашество и потом составили целое поколение русского ученого иночества и епископата». Владыка Антоний как ректор вносил в дело образования «струю новой жизни, струю возврата к святым отцам, к литургическому богословию, к церковной традиции. [Звал] юношество, с доверием к нему тянувшееся, к иноческому подвигу, к научной работе над святыми отцами, над библейским текстом. [Звал] искать интерес и смысл жизни в христианстве святых отцов, богослужении, монастырской жизни, в исповеди и старчестве»(15). Скорее всего, еп. Феодор старался внедрить эти принципы уже во время своего ректорства в Московской академии. Важно и то, что еп. Феодор лично выступал рецензентом дипломных работ академистов. В.В. Реутов написал работу «История Вятского Успенского Трифонова монастыря со дня основания и до настоящих дней (1580-1912)». Еп. Феодор отмечал: «Работа добросовестная, но не в смысле научной разработки архивного материала… а только в смысле достаточно обработанного, связного изложения научного материала уже из вторых рук»(16). Рецензент отмечал, что «архив до 1775 г. уничтожен пожаром», а в архиве с 1775 г. «большей частью не подлинники, а копии или черновики»(17). Реутов ездил в Вятку и лично знакомился с монастырскими архивами(18). Краткие выписки из его работы сохранились в фонде Вятской ученой архивной комиссии(19). Работа В.В. Реутова составляла 250 стр. В первых 6-ти главах была прослежена внешняя историческая судьба обители, 7-8 главы были посвящены описанию внутренней истории обители(20). Вместе с тем Реутов, по замечанию еп. Феодора, не касался «ни устава, ни службы церковной, ни нравственного облика монахов». Как писал Владыка: «Автор слишком внешне понял свою задачу и этим лишил ее того интереса, который она представляла с точки зрения аскетики»(21). Второй рецензент проф. С.И. Соболевский(22) был краток: «Насколько верно изображена в нем фактическая сторона, я не берусь решать, не зная ни самого монастыря, ни литературы о нем. Но читается сочинение легко… …эту работу следует оценить баллом 5″(23). П. В. Уметский назвал свою работу «Преподобный Трифон Вятский: его жизнь, подвиги и заслуги его Церкви и государству»(24). Еп. Феодор (Поздеевский) также выступил рецензентом этой работы. Среди положительных качеств исследователя он отмечал попытку проанализировать мыльниковский список жития преп. Трифона, другие источники: он «из разъединенного и разнохарактерного материала составил с приемами научного анализа и критики несомненно более полное исследование о личности преп. Трифона и его трудах на пользу Св. Церкви и русского государства»(25) (отмечая, что «наиболее самостоятельный характер имеет 4-я глава»(26), в к-ой рассматриваются церковно-государственные преп. Трифона.(27) Еп. Феодор делает очень важный вывод: «Работа… заканчивается вопросом о канонизации преп. Трифона, особенно интересным важным ввиду скорого (8 окт. 1912 г.) 300-летия со дня блаженной кончины преп. Трифона (V глава). Здесь указано много данных за то, чтобы надеяться на всецерковное прославление преп. Трифона» . Это свидетельство очень ценно, т. к. юбилейные торжества 1912 г., посвященные преп. Трфону, должны были помочь ввести его имя в общероссийскую церковную традицию. Вторым рецензентом работы Уметского стал исполняющий дела доцента В. А. Троицкий(28). Он в целом также дал высокую оценку проведенной работе, отметив, например, что автор серьезно изучил житие Трифона Вятского, его деятельность (например, составив две подробные географические карты). По мнению Троицкого, наиболее удачны как раз 1-3 и 5 главы(29), а вот, например, 4-ю в противоположность еп. Феодору критикует за некоторую декларативность(30). И все-таки, по мнению В.А. Троицкого, работа П.В. Уметского — «уже небольшая монография о преп. Трифоне, написанная волне научно и литературно»(31). Во время работы над дипломом П.В. Уметский, как и В.В. Реутов, приезжал в Вятку(32), и выписки из его работы также сохранились(33). Как же сложились судьбы П.В.Уметского и В.В.Реутова после окончания академии? Известно, что Уметский вернулся на родину и в 1916 г. преподавал латинский язык в Серафимовском духовном училище(34). Что касается В.В. Реутова, то его судьба оказалась связана с судьбой Ирины Яковлевны Коншиной. Она рождённая Эмма Мэршон, родилась в 1867 году в американском штате Айова. По национальности — немка, предки — выходцы из Франции. Стала певицей, познакомилась с Николаем Коншиным (1862-1915).(35) После смерти мужа И.Я. Коншина вышла замуж за Валентина Васильевича Реутова, который в 1912 году приехал из Сергиева-Посада. Ирина Яковлевна пригласила его в качестве учителя для своих сыновей. В.В. Реутов еще в 1918 г. служил псаломщиком в местной церкви. Его супруга скончалась в 1937 г., а Валентин Васильевич умер в 1970 г. и был похоронен на Пятницком кладбище г. Калуги(36) . В заключении хотелось бы обратить внимание, что, во-первых, дипломные работы академистов выполнили свою задачу и их вклад в праздновании 300-летия преп. Трифона Вятского оказался достойным. Во-вторых, только данные о П.В. Уметском обрывочны. Все остальные — и отец Леонид Зубарев, и Кирилл (Селивановский), и В.В. Реутов — по мере талантов и возможностей служили Богу, Церкви и России. 1. См. об этом, напр.: Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII — начала ХХ в. (на примере Вятской епархии). Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2011. С. 182 -187; Его же. Почитание преп. Трифона Вятского в XVIII — начале XX в. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии / под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка, 2007. С. 591-595.
|