Духовное училище и семинария – опыт прошлого и настоящего



Духовное училище и семинария – опыт прошлого и настоящего  31.05.2012 22:40

«История есть учительница жизни» — это хорошо всем известная фраза раскрывает, что исторические знания потребны нам настолько, насколько они учат нас правильным действиям и стремлениям в нашей жизни. Человек не может существовать исключительно историей собственной страны, края или рода, но призван использовать опыт предыдущих поколений в своей деятельности. Именно поэтому в докладе предполагается осуществить попытку сравнения положения, в котором находилось дореволюционное духовное образование на Вятской земле с его современным состоянием.

Не вдаваясь в подробное изложение исторического пути Вятского духовного училища, стоит акцентировать внимание лишь на аспекте взаимоотношений училища и семинарии.

Общеизвестны следующие факты. В 1735 г. в г. Хлынове еп. Лаврентием (Горкой) была основана славяно-латинская школа. В 1744 г. она переместилась в Успенский Трифонов монастырь. В 1752 г. после страшного пожара обучение в школе прекратилось. Вновь ее возродил в 1758 г. еп. Варфоломей (Любарский), преобразовав ее в духовную семинарию.

Таким образом, в XVIII в. при образовании семинарии не был задействован этап образовательной деятельности в рамках духовного училища. Славяно-латинская школа сразу была преобразована в духовную семинарию. Как мы видим, в случае серьезной потребности в истории России присутствовали случаи образования сразу духовных школ со статусом семинарии. Уже тогда высокое звание семинарии требовало серьезного обеспечения, поэтому в XVIII в. для семинарской библиотеки были выписаны из заграницы лучшие церковные и классические писатели.

В XVIII и особенно в XIX в. в системе духовного образования происходило очень много изменений, которые напрямую касались учащихся там студентов, а также преподавательской корпорации.

Важнейшим вопросом для духовной семинарии является задача ее размещения в достаточно просторных для учебного процесса помещениях. Традиционно решающими для этого вопроса были усилия епархиального начальства, которое являлось учредителем для семинарии и заботилось о ее деятельности. Только в 1795 г. семинария обрела собственные стены. Вятский владыка Лаврентий (Баранович) пожертвовал для нее свою Филимоновскую загородную дачу, что дало новый толчок к развитию духовной школы Вятки.

Задача увеличения учебных площадей неизменно сопровождают и жизнь современного духовного училища. Как и в прошлом, решение этого вопроса остро стоит перед епархиальным управлением.

Важной вехой в истории духовного образования в нашей стране стал 1808 год, когда Михаил Михайлович Сперанский завершил труды над оставлением плана «кардинальной перестройки духовной школы». Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. Высшее — духовные академии (4 года), средние — семинарии (6 лет, 3 этапа), среднее — уездные духовные училища (их предполагалось несколько в период расцвета духовного образования).

Осуществлявшаяся вначале в центре, потребовалось 10 лет, чтобы реформа дошла до региональных семинарий, в результате чего в 1818 году низшие четыре класса семинарии были преобразованы в Вятское духовное училище. Программа включала в себя: библейскую историю, катехизис, богослужение, церковный устав, русский, церковнославянский, латинский и греческий языки, арифметику, географию, каллиграфию, церковное пение. Таким образом, сложилась система, просуществовавшая до 1917 г., когда училище становилось заведением, осуществлявшем начальную подготовку для поступления в семинарии. В период расцвета духовного образования во второй половине XIX столетия в нашей губернии существовала семинария, которая имела базу подготовки своих студентов в виде шести духовных училищ: Вятского, Глазовского, Елабужского, Сарапульского, Яранского и Орловского.

Сравнивая с настоящим положением дел можно указать на существенное различие: в то время духовное училище предполагалось как заведение, подготавливающее к поступлению в семинарию, ныне же оно зачастую понималось как самостоятельное учебное заведение, осуществляющего подготовку к принятию священного сана. В 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что цель духовных училищ — это «ускоренная подготовка кандидатов в священный сан в условиях острейшего кадрового кризиса. Очевидно, по мере преодоления этого кризиса должны меняться как профиль, так и назначение духовных училищ»1 . На первом этапе своего существования Вятское духовное училище, открытое в марте 1991 г., несомненно, выполнило свою задачу по экстренной подготовке священнослужителей в рамках образовательного уровня первых двух классов семинарии. Сейчас каждый третий священнослужитель Вятской епархии является выпускником духовного училища. Однако с преодолением остроты кадрового кризиса Церкви должны меняться и задачи духовного образования нашей епархии — отныне возникает насущная потребность в серьезном повышении его качественного уровня.

Система духовных учебных заведений в дореволюционной России предполагала естественный отбор студентов на каждой ступени по успеваемости. В духовные академии, таким образом, попадали лучше выпускники — примерно 3 из 200-400. Так формировалась интеллектуальная элита церковного сообщества. Расцвет духовного образования зафиксировал следующие цифры: к 1881 г. в России насчитывалось уже 4 академии, 53 семинарии и 183 духовных училища.

Современным этапом развития духовного училища является задача выведения его на образовательный уровень духовной семинарии, а также организация ее деятельности как духовно-просветительского центра епархиальной жизни.

Какую цель преследует епархия, организуя семинарское обучение, в условиях, когда в географической близости находятся другие подобные учебные заведения? Помимо обучения будущих священников семинарии в Русской Православной Церкви решали гораздо более широкие задачи: они были центрами проповеди, церковной науки, имели возможность адекватно отвечать на вызовы современности. Таким образом, духовная семинария — это центр церковной науки и практики, аккумулирующий в себе большинство интеллектуальных, образовательных и информационных ресурсов епархиальной жизни.

Также духовная школа зачастую становится местом прямого контакта со светскими учебными заведениями области. Полноценно функционирующая семинария способна решать чрезвычайно широкий круг образовательных, катехизаторских, миссионерских и социальных вопросов. Так, например, уже сейчас Вятское духовное училище обеспечивает преподавательскими кадрами Библейско-богословские курсы в г. Кирове, Миссионерские курсы в г. Слободском, успешно взаимодействует с Центром повышения квалификации работников образования города Кирова в процессе подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

В настоящее время идет завершающий этап процесса подготовки духовного училища к получению статуса семинарии, то есть высшего церковного образовательного учреждения. Эта задача крайне важна сейчас, так как от нее зависит будущее нашей епархии.

Достаточно обратиться к словам нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего патриарха Кирилла в бытность его митрополитом Смоленским на Поместном Соборе 2009 года: «Церковное служение и свидетельство немыслимы без твердой основы, закладываемой в умы и сердца людей богословским образованием.… От состояния духовного образования сегодня напрямую зависит состояние Церкви завтра»2 .

Мы надеемся и на поддержку со стороны ученого сообщества и педагогического коллектива вузов Вятки и уверены, что деятельность, которая осуществляется ныне для развития духовного образования, принесет свои достойные плоды.


1Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421718.html.
2Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/541724.html.

 



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :