История Великорецкого крестного хода



История Великорецкого крестного хода  03.06.2012 18:52

Обретение чудотворного Великорецкого образа произошло в 1383 году «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России» — сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе.1 Это было время, когда православные люди, в основном новгородцы, только начинали заселять Вятскую землю. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был образ Святителя Николая, написанный «в чудесех»2, то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен — вотяков и черемисов.3 Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую — один из северных притоков Вятки, и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша».4

Спустя некоторое время, «некоторый благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, «свещи же невидима быша».5 Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа».6

Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении», без движения. Ночью явился ему «в тонце сне» Святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и «домочадцами своими подкрепляем» пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, «восстав от земли, приложился к чудотворному образу, внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав».7 Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. «И наша пока многие чудеса от него бывати».8

 

В благодарность за эти чудеса и исцеления, великорецкие жители испросили у Московского митрополита благословение воздвигнуть во имя обретенного образа Святителя Николая деревянный храм, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим».9 Местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но храм, чудесным образом, становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землей, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.

 

Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова, главного города Вятской земли, испросили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город под его защиту. При этом они пообещали великорецким жителям ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой — место его славного обретения. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки — Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об обете, данном Святителю Николаю. Лишь единожды, в 1551 году, вятчане «отложили хождение» с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, внезапно ударившими в летнее время — с 1 по 12 июня и погубившими все их посевы. Когда же, осознав свою ошибку, они поспешили исполнить свой обет, то «бысть во всю страну Вятскую теплота велия и изобилие плодов земных».10 Тогда в память об этом Божьем вразумлении жители Хлынова воздвигли в Кремле деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм с молитвой к Святителю Николаю приходил великий подвижник и печальник Земли Вятской преподобный Трифон — отец вятского монашества.

Известно, что уже в первой четверти XVI века слава о чудесах Великорецкой иконы достигла Москвы — в 1521 году при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Московском Варлааме этот святой образ был обложен драгоценным окладом.11 Поистине важной вехой в истории почитания Великорецкой иконы стал 1555 год, когда по указу царя Ивана Грозного и с благословения Святителя Макария, митрополита Московского и веся Руси она совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие отражено в знаменитом Лицевом летописном своде XVI столетия, в котором путешествию Великорецкой иконы посвящено 18 красочных миниатюр.

В Никоновской летописи читаем: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх».12 В столицу образ был принесен в субботу 29 июня 1555 года, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его встречали: у Николо-Угрешского монастыря — брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря «с великою верою и со многим желанием» сам царь, у Яузского моста — «владыки», а у Фроловских ворот Московского Кремля (по другим источникам — у церкви Всех Святых на Кулишках) — Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.13 При этом вятской святыне была оказана великая честь — Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена.14

За этими событиями последовало обновление образа, которое совершил сам Святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея — будущего митрополита Московского и всея Руси Афанасия. Тогда же рядом со строящимся Собором Покрова на Рву (более известного в мировой культуре как Собор Василия Блаженного) была построена временная деревянная церковь, которую 29 июля 1555 года освятили во имя Николы Великорецкого и поставили в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы.15 Когда строительство Собора было завершено, один из его девяти приделов — южный был освящен в честь Великорецкой иконы, что особенно дорого всем православным вятчанам.

По свидетельству летописца все эти события сопровождались множеством чудес: «… быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписан­наго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хро­мым хождение и всяким недугом­ исцеление быша неоскудно приходящим с верою».16 В ознамено­вание этих чудес был установлен особый крестный ход из Ус­пенского собора к Николе Великорецкому «на рву», приуро­ченный к 29 июля, Рождеству Святителя Николая.17

Только год спустя — 3 августа 1556 года Великорецкий образ, украшенный по повелению царя новым золотым окладом и со многими дарами был отпущен из Москвы и, совершив путешествие через Вологду и Великий Устюг, возвратился в г.Хлынов.18 Ни один из чудотворных образов, известных по русским источникам, не совершал такого путешествия по стране, включая земные и водные пути, огромные пространства. «Хождения» Великорецкой иконы (особенно, по территории бывшего Казанского ханства) имели не только сакральное, но также и политическое значение, демонстрируя единство государства и безопасность этих земель для русских поселенцев.

Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской и способствовало широкому почитанию чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая во всей России. Один из его списков принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-Печерский. Другой список был передан в Ипатиевский монастырь г.Костромы царем Иваном Грозным в память о его убиенном сыне Иване. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на «бабайках» — веслах от плотов для сплава леса, и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и ее окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. В начале XVII века были построены Николо-Великорецкие церкви в г.Путивле Сумской области и г.Тотьме. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монашеские обители — Николо-Великорецкий Макушевский монастырь в Вологодской области, московский монастырь «Никола в Хлынове» и Николавеская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь в Архангельской области.

В 1614 году состоялось второе путешествие иконы святыни в российскую столицу. Тогда Россия еще переживала последствия Смуты. Вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали русское общество. Избранный на царский престол молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, чтобы утешить горожан в их горе и укрепить в православной вере.

Мы не ошибемся, если скажем, что именно благодаря Великорецкой иконе удаленная от центра, скрытая за непроходимыми лесами и болотами «Вятская страна» стала известна Москве и всей Православной России. Бесспорен ее вклад в создание в 1657 году самостоятельной Вятской епархии, правящие архиереи которой всегда проявляли живой интерес к почитанию Великорецкого образа. В 1668 году указом первого вятского епископа Александра был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая — 24 мая (6 июня), для которого была составлена особая церковная служба. В 1778 году вятский архиепископ Лаврентий (Баранович) определил новый, сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, который до этого времени совершался по рекам Вятке и Великой. С того времени маршрут больше не менялся, а расположенные на нем вятские села заметно окрепли, украсились дивными храмами. Ежегодно более 50 тысяч паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя Николая.

Почитание Великорецкого образа была столь значимым событием в жизни Вятской земли, что неуклонно совершалось вятчанами даже после 1917 года. Понимая всю тщетность попыток открыто противостоять этой древней православной традиции, советская власть избрала другой путь — к началу 1930-х годов Свято-Троицкий кафедральный собор г.Вятки, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона, оказались в руках обновленцев. С этого времени ее след теряется — она таинственно явилась и таинственно исчезла. Но даже эта печальная утрата не смогла остановить благочестивых вятчан, которые продолжали ежегодно приходить на реку Великую, неся с собой иконки Святителя Николая. Многие из них претерпели в это время аресты, притеснения и даже мученическую смерть.

Великая Отечественная война несколько приостановила машину массовых репрессий против верующих. В послевоенное десятилетие Великорецкое паломничество настолько окрепло, что в середине 1950 годов собирало на берегах реки Великой свыше 6 тысяч человек. Неслучайно, что, когда в 1958 году страну накрыла новая волна хрущевской антирелигиозной кампании, ее острие в Кировской области было направлено против Великорецкой традиции.

9 мая 1959 года особым распоряжением властей паломничество на реку Великую было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта и разорена. Правящим архиереям Кировской епархии запрещено посещать этой святое место, а священникам под угрозой принимать участие в паломничестве. На путях к Великой реке были установлены специальные милицейские кордоны, которые выслеживали группы паломников, хватали их и вывозили как можно дальше от святого места. Но, несмотря на эти меры, рискуя быть брошенными в тюрьму, паломники все равно пробирались лесными тропами в Великорецкое небольшими группами по 3-5 человек.

Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов, когда в отношении Советского государства к Русской Православной Церкви наметились первые положительные изменения. Стремясь использовать их на благо епархии, архиепископ Хрисанф (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской), в 1989 году обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведении богослужения на реке Великой. Власти пошли на осторожные уступки, разрешив совершить крестный ход, но не из Вятки (Кирова), а из ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Божественную литургию в походной церкви на берегу реки Великой в тот день совершил сам вятский архипастырь с собором духовенства, при большом стечении богомольцев из разных мест нашего Отечества. Это было важным свидетельством того, что Великорецкая традиция жива, несмотря на многие годы запрета и гонений.

С того памятного и радостного дня прошло почти два десятилетия, которые ознаменовались важными вехами возрождения традиции почитания Великорецкой иконы Святителя Николая, один из древних списков которой ныне сопровождает паломников в крестном ходе. С 1992 года он стал совершаться своим историческим путем из г.Вятки (Кирова). Это немалый путь длиной более 170 километров, три дня — вперед и два — обратно, ежедневно преодолевая от 25 до 50 километров пути. Дорога разная: то полем, то лесом, то асфальтной трассой. Но всегда — с молитвой, стараясь помогать ближним, смиряясь перед трудностями и благодаря Бога за радости этого пути. С каждым годом число паломников неуклонно растет. Крестный ход давно уже вышел за рамки епархиального события — в нем можно встретить паломников со всех уголков Православной России, ближнего и дальнего Зарубежья. В 2000 году, в год своего 600-летия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус Всероссийского.

В декабре 2004 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте явления чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая создан Спасо-Преораженский Никольский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Тихон (Меркушев), возглавлявший ранее сам крестный ход. За годы лихолетий архитектурный ансамбль монастыря сильно пострадал. Ныне он восстанавливается, а с ним возрождается и село. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (ныне покойный) придавал Николо-Великорецкому монастырю особое значение — владыка часто посещал обитель, лично участвовал в рассмотрении проектов и эскизов восстановления ее святынь. В 2007 году, впервые за многие десятилетия, в Преображенской церкви монастыря в день праздника была совершена Божественная литургия.

В подготовке проведения праздника принимают участие, как духовные власти, так и Правительство Кировской области, оказывающее содействие в организации Великорецких торжеств, в которых ныне принимает участие более 30 тысяч паломников. Центральным их событием является Божественная литургия в храме на берегу реки Великой и освящение воды в источнике на месте явления Великорецкой иконы, которые по уже сложившейся традиции совершал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости — иерархи русской церкви, губернатор, Кировской области, представители федеральной власти, иностранные гости.

Развивается и традиция почитания Великорецкой иконы. В марте 2007 года по приглашению архиепископа Костромского и Галичского Александра этот святой образ совершил путешествие в г.Кострому, а в июне того же года совершил большое путешествие по реке Вятке, посети за 15 дней 40 приходов и монастырей Вятской епархии. Повсеместно чудотворную икону встречали духовенство, прихожане, местные власти и многочисленные паломники. В районных центрах состоялись встречи с молодежью, были показаны видеофильмы об истории, святых и святынях Вятской земли. Это путешествие явилось продолжением древней традиции совершения «Низового» Крестного хода с Великорецкой иконой, который ранее ежегодно совершался по реке Вятке и ее притокам.

2008 год — юбилейный для Великорецкой иконы. С 4 по 8 ноября с.г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она совершит новое путешествие в г.Москву, чтобы быть представленной на Всероссийской выставке — форуме «Православная Русь». Этот святой образ по достоинству займет центральное место в экспозиции Вятской епархии — о чем свидетельствует вся его богатая и славная многовековая история. История, которая наполнена любовью к Богу, Его Святой Церкви и великому угоднику Божию Святителю Николаю.


1 Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая // Тр.ВУАК. 1905. — Вып. IV, отд. II.- С.49-50.
2Летописец о стране Вятской // Тр.ВУАК. 1905. — Вып. III, отд. II.- С.43.
3Предки современных удмуртов и марийцев.
4Летописец о стране Вятской… — С.43.
5 Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая… — С.50.
6 Там же.
7 Там же. — С.52.
8 Там же. — С.54.
9 Там же. — С.58.
10 Там же. — С.64.
11 Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца // Тр.ВУАК. 1905. — Вып. IV, отд. II.- С.41.
12 ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись. — М.: Наука, 1965. — С.254-255.
13 Там же.
14 Лицевой летописный свод. — ОР ГИМ, Син. 962, Л.178 об.
15 ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись… — С.255.
16 Лицевой летописный свод… — Л.181.
17 Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 141, 165.
18 Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 687, примеч. 257;Bepещaгин, А.С Сказания русских летописцев о Вятке…- С. 85-88.

Текст дублирован с официального сайта Вятской епархии.

 



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :