Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества



Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества  11.06.2012 16:59

В настоящее время в российских школах вводится факультативный предмет «Основы православной культуры», что является актуальным и необходимым.

Во-первых, изучение данного предмета будет способствовать реанимации национального сознания, заполнению существующего у молодежи духовного вакуума. Это необходимо для самоидентификации себя как русской нации, познания места России в истории мировых цивилизаций, определения стратегии и тактики сохранения своей уникальной культуры в процессе глобализации.

Во-вторых, любой ребёнок должен иметь право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой он принадлежит по рождению. Утверждение национального образа жизни, основанного на национальных идеалах и духовных ценностях, способствует формированию принципов жизнеспособной цивилизации. Успешное развитие экономических, политических и социальных институтов, выживание общества в целом возможно только на основе соблюдения нравственных законов национального бытия.

В-третьих, единый духовный стержень консолидирует нацию, способствует укреплению социальной стабильности общества.

В-четвертых, сегодня через СМИ идет активная и довольно успешная проповедь вседозволенности и всевластия греха. Греховное начало постепенно утверждается во всех сферах современной жизни в качестве нормы и идеала. На смену бинарному мышлению, где присутствует, два четких полюса — добро и зло, приходит медиальное мышление, в котором эти грани размыты, а данные понятия порой совмещаются. Необходимо проводить работу по восстановлению бинарного типа мышления, которое является гарантом жизнеспособности и духовного здоровья нации.

Изучение предмета «Основы православной культуры» поможет формированию у школьников мировоззренческих основ, поможет привить духовные, моральные и этические ценности, которые необходимы для нравственного становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных отношений.

Осознавая важность и значение данного предмета, а также необходимость подготовки педагогических кадров многие исследователи отмечают, что предмет «Основы православной культуры» является «духовно-нравственной матрицей системы образования» (О.Г. Леонова, доктор политических наук), составляет основу «новой образовательной области — «духовно-нравственная культура»» (М.В. Захарченко, доктор философских наук)1.

В структуре учебного плана это новая и перспективная область. Дефицитность учебного плана, из которого данная область исключена, ощущается сегодня многими. Эту дефицитность стремятся преодолеть за счет включения в учебный план таких программ, как психологические, философско-этические, культурологические.

•Предмет «Основы православной культуры» лучше других может выполнить роль стержневого предмета образовательной области «Духовно-нравственная культура» по следующим основаниям.

•Предмет «Основы православной культуры» выполняет функцию введения в духовную традицию, выполнявшую на протяжении тысячелетия роль универсальной традиции в отечественной культуре. На ее основаниях интегрировались многообразные локальные традиции народов и этноконфессиональных общностей, входящих ныне в состав российской государственности.

•Православная традиция включает в себя формы нравственной самоорганизации, которые позволяют вызревать целостному мировоззрению, складываться устойчивым основаниям культурного творчества и в то же время ориентируют на уважение к носителям других мировоззрений, терпение и мир в отношениях социальных и политических.

•Православная культура содержит в себе опыт отечественной педагогической традиции нравственного наставничества. Логикой всей отечественной культурной традиции, представленной в содержании образования посредством русского языка, словесности, истории, искусства, предлагает материал, позволяющий сопрягать нравственные усилия, направляемые на самосовершенствование человека, с опытом и ценностями предшествующих поколений, работая тем самым на первый приоритет Национальной доктрины образования — «обеспечить историческую преемственность поколений».

Таким образом, квалификация преподавателя предмета «Основы православной культуры» носит характер новой квалификации, не сводимой к существующим педагогическим специальностям. Вопрос о подготовке данных кадров нужно решать комплексно, как в пределах системы повышения квалификации работников образования, так привлекая ресурсы системы профессиональной переподготовки, после дипломного образования, а также системы высшего и среднего специального педагогического образования.

Подготовка таких кадров — это дело долгосрочное. На ближайшее время необходимо сфокусироваться на системе повышения квалификации работников образования, при этом опираться на два последних уровня подготовки предложенных М.В. Захарченко2.

Уровни подготовки

1. Подготовка кадров к преподаванию предмета «Основы православной культуры».
2. Подготовка кадров к преподаванию модульных курсов пра-вославной культуры в составе предметов других образовательных областей (базовых и факультативных, например: нравственные уроки Библии, взаимоотношения Церкви и государства в истории России, жития святых в составе древнерусской словесности, византийская и русская икона и др.).
3. Подготовка кадров к преподаванию тем православной культуры, включенных или востребованных в составе базовых предметов учебного плана (например: преподобный Сергий Радонежский в истории России (программа 5 класса), житие преподобного Сергия Радонежского (программа 9 класса), Синайские заповеди, библейское повествование о сотворении мира (программа 5 класса), христианское учение о семье и браке (при изучении творчества Л.Н. Толстого), христианское учение о грехе и покаянии (при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступ-ление наказание» и т. п.).

При подготовке кадров необходимо исходить из следующих принципиальных оснований: 1) письмо министра образования РФ В.М. Филиппова трактует предмет «Основы православной культуры», включаемый в план государственной светской школы, как восполнение нравственно-ориентационной функции в содержании образования и при этом не ставящий задач конфессионального обучения; 2) преподаватель предмета «Основы православной культуры» должен иметь государственное свидетельство о квалификации, дающее право на преподавание этого предмета; 3) в разработке содержания подготовки, а также в организации учебного процесса соучаствуют представители государственной системы образования и представители Православной Церкви на основаниях и в пределах специально заключаемых договоров и соглашений.

14 февраля 2007 года было подписано соглашение о сотрудничестве Вятской епархии Русской Православной Церкви и ВятГГУ, 22 октября 2010 года заключено новое соглашение о сотрудничестве. Цель подписания — возрождение и дальнейшее развитие духовной культуры и просвещения Вятского края, основанных на непреходящих нравственных ценностях Православия. Один из пунктов соглашения гласит — создать на базе факультета философии и культурологии ВятГГУ курсы повышения квалификации «Основы православной культуры». Координаторами проекта со стороны Вятской епархии явились священник, кандидат исторических наук С. А. Гомаюнов, священник, руководитель миссионерского отдела Вятской епархии Е.А. Смирнов и доцент кафедры культурологи и рекламы ВятГГУ Л.Н. Зорина.

Курсы повышения квалификации рассчитаны прежде всего на преподавателей общеобразовательных средних школ, а также педагогов учреждений дополнительного образования. Подготовку кадров целесообразно проводить на базе существующих стандартов высшего образования. Целевая функция образовательной программы — мировоззрен-ческое и нравственно-ориентационное содержание. Культурологический и теологический компоненты программы подчиняются потребностям педагогической практики. Востребованы не отвлеченные богословские познания и не сравнительные сведения о религиях как обособленных элементах различных культур, но знания и ценности, помогающие различать религиозную традицию в ткани культуры, выявлять многообразные связи, которыми она связана с другими культурными явлениями. Из существующих на настоящее время стандартов высшего образования ориентиры базового содержания для подготовки педагогических кадров — преподавателей данного предмета задают специальности «Культурология», «История», «Педагогическая психология», «Русская филология», «История философии» из области «Образование», направление «теология» (стандарт по профилю «Православие») из области «Наука».

Содержание программы повышения квалификации работников образования вытекает из самого предмета — основы православной культуры. В узком смысле слова — это культура русской православной церкви. В широком — это православные основы русской культуры. Православная культура — это культура, сложившаяся в результате проповеди Евангелия и нашедшая свое отражение в языке, архитектуре, живописи, укладе жизни. Православная культура это выражение человеческими средствами божественного откровения, как отмечает иеромонах Георгий (Шестун), канд пед. Наук. Православная культура — это отражение целостного мировидения и особого отношения к жизни.

Воспитание человека в христианстве, которое раскрывается через православную культуру, есть извлечение из него всего низменного, грубого, животного и возвышение его к духовному совершенству через развитие в нем истины, свободы, любви в высоком , божественном понимании. Православная культура раскрывает внутренний смысл человеческих отношений, где духовно в творческом единении возрастают и учитель, и ученик. Главной задачей курса является формирование ядра личности, его духовного мира. Исходя из выше сказанного, в учебной программе повышения квалификации, можно выделить следующие разделы:
1) богословский;
2) философско-культурологический;
3) политически-правовой;
4) психолого- педагогический и методический.

Богословский блок:
— человек как творение;
— библейский критерий творчества;
— богословие иконы;
— Священное Писание Нового Завета;
— Священное Писание Ветхого Завета.

Философско-культурологический:
— православное изобразительное искусство;
— церковная архитектура;
— православная литература;
— церковная музыка;
— православие и русская литература;
— православие и изобразительное искусство;
— православие и русская музыка;
— православная этика.

Политически-правовой:
— государственная политика в области образования;
— образовательная концепция РПЦ;
— правовые основы светского религиозного образования.

Психолого- педагогический и методический:
— православная педагогика;
— психология;
— христианская антропология;
— методика преподавания курса «Основы православной культуры».

Данная программа нацелена прежде всего на подготовку преподавателей, компетентных в вопросах освещения тех или иных аспектов и тем православной культуры в составе базовых разделов содержания образования. Например, православная культура в отражении мировой и русской классической литературы, православные и народные праздники в составе воспитательной системы образовательных учреждений, история Церкви в составе средней и новой истории, православная культура в краеведческой работе и др.

Первым шагом в этом важном деле стали курсы повышения квалификации «Духовно-нравственные и эстетические основы русской культуры», которые прошли марте — апреле 2008 года на базе факультета философии и культурологии и Центра дополнительного образования (повышения квалификации) ВятГГУ. Курс был рассчитан на 72 часа. В конце курсов выдавались удостоверения государственного образца о повышении квалификации. В программу обучения входили следующие разделы:
Государственная политика в области образования: вызовы XXI века.
История возникновения христианства.
Священное писание.
Православное богословие.
Православное богослужение.
Основы православной нравственности.
История русской церкви.
Русская иконопись.
Церковная музыка России.
Культовая архитектура России.
Библейские сюжеты в русской литературе и живописи.

Содержание обучения было нацелено на повышение компетентности работников социальной сферы, преподавателей гуманитарных дисциплин средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, работников учреждений культуры и всех желающих приобщиться к богатому опыту русской культуры. Курсы проводили ведущие преподаватели факультета философии и культурологи: М. П. Голенок, О.В. Гирфанова, С.М. Дождевых, Л.Н. Зорина. Преподаватели духовного училища Вятской и Слободской епархии, священники: С.А. Гомаюнов, А.Г. Балыбердин, Ю.В. Курасов, А.В. Рассанов, Е.А. Смирнов.

Главная цель курсов — подготовить работников социальной сферы, преподавателей гуманитарных дисциплин средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ к серьезному диалогу с подрастающим поколением, где «душа не столько развивается, сколько раскрывается»3. Мудрый, нравственно-духовный педагог, как старший товарищ поможет постигнуть тайны мироздания, раскрыть душевный мир учащегося, развить в нем истинную интеллигентность.

Данные курсы были востребованы на протяжении пяти лет. За эти годы курсы повышения квалификации «Духовно-нравственные основы русской культуры» прошли около 80 человек. География слушателей различна — это и г. Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич, Вятские Поляны, близкие и дальние районы Кировской области.

Особое внимание следует уделить опыту проведения курсов с 19 по 30 марта 2012 года. Содержание последних курсов было ориентировано на расширение представлений в новой предметной области общеобразовательных учреждений «Основы религиозной культуры и светской этики». С 1 сентября 2012 года школьный курс ОРК будет включен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. В связи с этим большее внимание лекторы уделяли не только теоретической стороне, но прежде всего практическим вопросам. Было подготовлено учебно-методическое сопровождение курса.

Слушатель курсов Мельникова Светлана Владимировна подвела общий итог: «Данные курсы — это первая ступенька в изучении материала по новому предмету. Очень важно, что после курсов я знаю, где взять необходимый материал, к кому можно обратиться за консультацией». Курсанты подчеркивают, что «курсы проведены на очень высоком уровне», «курс оставил крайне позитивные впечатления, позволил углубить знания в области духовной культуры».

В планах кафедры культурологии и рекламы провести в июне 2012 года дистанционные курсы по «Основам религиозной культуры и светской этики».


1Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. — М.: Издательский центр «Покров», 2003. — С. 35, 36.
2Захарченко, М.В. Концепция системы подготовки преподавателей предмета «Православная культура»// Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. — М.: Издательский центр «Покров», 2003. — С. 38 — 39.
3Зинченко, В.П. Размышление о душе и её воспитании // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 211.

 



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :