Сведения об образовательной организации
15.06.2012
История строительства первой вятской мужской гимназии с домовой церковью архитектора И. А. Чарушина 15.06.2012 17:06Предшественником первой мужской гимназии в Вятской губернии было Вятское народное училище, открывшееся в 1786 г. по Указу Екатерины II. Располагалось оно в доме архиерейского певчего Котлецова, недалеко от Троицкого собора. Первыми учителями были выпускники Петербургского главного народного училища, единственного в то время в России учебного заведения, готовившего учителей. Благодаря настойчивости губернатора Федора Ивановича фон Брадке открытие Первой в Вятской губернии мужской гимназии состоялось 21 ноября 1811 г. Кирпичный дом купца Масленикова на Царевской улице (ныне ул. Свободы) был приобретен «на пожертвованные при открытии гимназии деньги»1 . Дом был построен в классическом стиле в конце XVIII века по проекту первого губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Усадьба занимала довольно обширную территорию в центральной части города от ул. Московской до ул. Преображенской (ныне ул. Энгельса). На первом этаже дома находилось 7 небольших комнат, еще две — в полуярусе. Дом был тесен, а проходные классы — неудобны. Учащиеся приготовительного, первого и второго классов гимназии изучали математику, физику, философию, изящные и естественные науки, политэкономию, историю, географию, статистику, немецкий и французский языки, а также «рисовальные классы». Учителя гимназии активно занимались научно-исследовательской работой в области местной географии и истории, топографии, метеорологии, флоры и фауны. В 1815 году гимназией был приобретен, взамен старого, дом купца Аршаулова на Спасской улице (ныне ул. Дрелевского, 10а). Двух этажный каменный дом стоял на видном, обширном и прекрасном месте, был более удобным и просторным для учебных занятий.2 Первая мужская гимназия не раз удостаивалась визитов высших государственных деятелей. В 1824 г. ее посетил император Александр I, а в 1837 г. — цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). С 1835 года возник вопрос о полном переустройстве здания или замене его другим. Последнее обстоятельство было особенно принято во внимание в виду частых и опасных пожаров того времени. С начало предполагали выстроить новое здание гимназии главным фасадом по Спасской улице. Смета и проект на постройку были представлены в Министерство от 24 марта 1838 г. Но в том же 1838 году открылся удобный случай приобрести соседней с гимназией большой каменный дом почетного гражданина Вятки Якова Петровича Машковцева. По положению в центре города и просторности занимаемого им места, по своей величине, прочности и другим удобствам дом был самым лучшим в Вятке в то время. Только в 1841 году после продолжительных торгов, и при содействии губернатора гимназия получила в собственность это двухэтажное каменное здание с подвальным и антресольным этажами на ул.Спасской (ныне ул. Дрелевского,12).Территория усадьбы тянулась до ул. Копанской (ныне ул. Герцена). Здесь размещались каменные дом с флигелями, корпуса для служб, сад с беседками и оранжереями, водоемы, парк. Архитектурный ансамбль усадьбы Машковцева был выполнен по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова в духе городских усадеб XVIII века. Главное здание и два флигеля фасадами выходили на ул. Спасскую и были выполнены в сдержанном торжественно-строгом классическом стиле. Из декоративных элементов можно выделить пилястры, широкие, богато украшенные карнизы, на которые опирались добротные свесы скатных крыш, сандрики на окнах главного здания, ушастые наличники — на флигелях. Входы в здания защищали кованые зонтики и перила. В 1844 году был произведен капитальный ремонт здания с целью приспособления жилого дома под нужды учебного заведения. 14 ноября 1844 г. было совершено торжественное освящение перестроенного здания. Гимназия работала во весь размах своих сил, свободно, с увлечением и великой пользой для учащихся. В отчете за 1857 г. отмечалось, что гимназия считается одним из лучших учебных заведений в России. Лучших выпускников направляли в Казанский университет без вступительных экзаменов. Коллектив гимназии активно принимал участие в общественно-политической жизни страны, проявляя патриотические чувства. Учителя и учащиеся жертвовали на военные цели и в пользу раненых в Крымской и Русско-турецкой войнах, выпускники гимназии уходили на войны врачами и офицерами. В 1894 г. при гимназии было открыто общежитие для учащихся, проводились литературные вечера, воскресные занятия для неуспевающих, в гимназическом саду зимой заливался каток. В 1900-1910 гг. превосходно было поставлено военное воспитание. В 1883 г. в гимназии было учреждено общество вспомоществования нуждающимся ученикам, с 1905 г. работал родительский комитет. К концу XIX в. гимназия располагала 16 стипендиями почетных граждан города. Среди них почетный попечитель гимназии Викентий Поклевский-Козелл — владелец Холуницких железоделательных заводов — выделял на содержание общежития 1000 руб. в год. В 1904 году почетный попечитель, предприниматель, крупный параходовладелец Тихон Филиппович Булычев на свои средства построил новое трехэтажное здание общежития с мезонином на 70-100 учащихся на углу улиц Копанской и Царевской (Герцена и Свободы, 11/76) по проекту именитого Вятского архитектора И. А. Чарушина. Закладка состоялась в день памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия 11 мая 1904 года. Торжественное здание в новом для того времени кирпичном стиле было оснащено калориферной системой отопления, водопроводом, электрическим освещением, банями, прачечной и отдельными квартирами для инспектора, воспитателей, эконома и других служащих гимназии. Ввиду постоянного роста числа учащихся и открытия параллельного отделения пятых классов, гимназии были необходимы новые площади. При директоре А.И.Павлове первоначальный план расширения здания пришлось изменить. В 1902 г. на педагогическом совете И. А. Чарушиным был представлен проект расширения здания гимназии, соответствующий требованиям времени. Он пристраивает к существующему зданию гимназии с восточной стороны двухэтажный объем на 4 окна. Главной задачей реконструкции стало устройство просторного ученического храма. Желание иметь при гимназии храм имелось давно, но по неимению средств и вследствие других неблагоприятных обстоятельств не осуществлялось, «что составляло весьма важный недостаток в деле воспитания»3. С 1886 года по благословению епископа Вятского и Слободского Макария был начат сбор пожертвований на устройство при Вятской гимназии храма, что послужило основанием для его проектирования. Благодаря понижению поверхности земли на месте нового пристроя, стало возможным устройство более удобной входной группы с восточной стороны на уровне подвального этажа старого здания. В подвальном этаже пристраиваемой части предполагалось сделать обширный вестибюль с парадной лестницей, гимнастический зал в два света с комнатой для гимнастических принадлежностей, ученическую и фундаментальную библиотеки. На втором этаже — светлый храм, аванзал, кабинет инспектора, три класса, кабинет директора, кабинет врача, музыкальный класс и физический кабинет. Отопление было предложено духовое. Проект расширения И. А. Чарушина был удобен и тем, что его осуществление совершенно не помешало бы учебному процессу. Несмотря на все преимущества нового проекта, осуществление его, по чисто экономическим соображениям, оказалось невозможным. В 1903 г. предприняли новую попытку расширения гимназии и строительства храма при ней. По делу этому было дано движение бывшим директором гимназии Нурминским. И снова проект расширения здания гимназии был выполнен архитектором И. А. Чарушиным и утвержден строительным отделением Вятского губернского правления. В новом более грандиозном проекте Иван Аполлонович предлагает увеличить здание с восточной стороны почти в два раза. Теперь он устраивает главный парадный вход, украшенный ажурной решеткой, и еще более просторный храм на 9 окон с северной стороны (ул. Спасской). На парадном фасаде он акцентирует храм нарядным классическим аттиком, увенчанным крестом. Аттиком же с надписью «Гимназия» Чарушин дополняет ризалит существующего здания. С западной стороны он пристраивает классическую входную группу с двух маршевой междуэтажной лестницей, что впоследствии было выполнено. В 1903 году в управление Казанского учебного округа было представлено ходатайство о разрешении производства работ по расширению здания гимназии и устройству церкви на средства гимназии и об исчислении из средств казны субсидии на эту постройку в количестве 9000 руб. Возбужденное ходатайство было удовлетворено, но к сожалению начатое дело не осуществилось. Положение гимназии в ее прежнем помещении, вследствие постоянного увеличения числа учеников, с каждым годом становилось все более трудным. В здании гимназии совершенно не было свободных помещения. Недостаток материальных средств и теснота заставили педагогический совет в начале 1906-1907 учебного года ограничить число поступающих в гимназию. Как раз в это время завершилось строительство обширного здания общежития и Т. Ф. Булычев, видя тяжелое положение, решил предоставить его для параллельных или младших классов гимназии. Принять пожертвованное здание было поручено г.помощнику попечителя Казанского учебного округа А.А.Остроумову при участии окружного архитектора Г. Бечко-Друзина, командированного в Вятку для составления сметы на ремонт здания и приспособления его под учебное. В 1907 г. состоялось торжество передачи построенного Т. Ф. Булычевым и пожертвованного им для нужд Вятской гимназии здания в собственность Министерства Народного Просвещения. Классы и учебно-воспитательные учреждения с этого времени размещались в двух зданиях — главном корпусе и малом. В главном здании на ул. Спасской размещались восемь основных классов, актовый зал, физический кабинет, фундаментальная и ученическая библиотеки, учительская, канцелярия, кабинет врача, архив и кабинет директора. В малом корпусе на ул. Царевской — параллельные классы, гимнастический зал, учительская, кабинет инспектора, естественно-исторический кабинет, переплетный и музыкальный классы, классы ручного труда по дереву, рисования и лепки. Инженерное оборудование зданий гимназии было выполнено на хорошем техническом уровне. В обоих зданиях действовало электрическое освещение, в актовом и гимнастическом залах, а также в ватерклозетах — электрическая вентиляция. Естественная вентиляция осуществлялась посредством форточек. Отопление в главном здании было печное, в малом — проведено калориферное отопление. Площадь нового гимназического двора составляла 200 кв.сажен, что позволило разместить здесь первый в городе гимнастический городок с турником, трапецией, кольцами, канатами и шестами для лазания, бревнами, лестницей и т.п. В 1907 году был разбит гимназический сад, который имел прикладное значение в плане преподавания природоведения. С 1910 года гимназии была введена сокольская гимнастика. Три дня в неделю по четыре часа учащиеся занимались гимнастикой, включавшей вольные ритмические движения, красивые массовые построения по команде и под музыку, упражнения на специально выписанных снарядах. Уже в 1911 году было решено устроить Сокольским праздник, который по публикациям газеты «Вятская речь» (№101), произвел целый переворот в смысле оздоровления учащейся молодежи. Из хроники общественной жизни города Вятки и Вятской губернии: «9 мая 1911г. в Вятке состоялся гимнастический «сокольский» праздник учеником мужской гимназии и реального училища. Участники были в сокольских костюмах. Особенно понравились упражнения на снарядах и приборах, а также «живые пирамиды». Участвовали до 50 человек. Все номера были исполнены под аккомпанемент военного оркестра. Праздник посетили губернатор и вице-губернатор»4. Еще одна попытка увеличения учебных площадей была предпринята в 1911 году в связи со 100-летним юбилеем Вяткой гимназии и «ввиду настоятельной необходимости осуществить предположение о создании храма и о надлежащей постановке физического развития учащихся путем устройства гимнастического зала», но как и прежде не увенчалась успехом из-за нехватки средств. В 1914 году с началом Первой мировой войны при гимназии был открыт лазарет. В 1918 году Вятская мужская гимназия была преобразована в единую трудовую школу. До восьмидесятых годов XIX века Вятская гимназия была единственным учебным заведением для всего Вятского края, подготавливающим учащихся к поступлению в университет. «Во весь продолжительный период своего существования (1811-1918 гг.) она честно исполняла свой долг приготовлять умственно и нравственно молодых людей, способных к дальнейшему развитию и увлеченных познанием». Вятскую мужскую гимназию окончили около полутора тысяч человек. Ежегодно в ней обучалось около 400 учащихся. Среди известных выпускников ученые с мировым именем: психиатр В. М. Бехтерев, хирург А. Н. Бакулев, историк А. А. Спицын, астроном М. М. Гусев, ботаник Н. А. Буш, художник Ю. А. Васнецов, председатели Вятской губернской земской управы М. М. Синцов и А. П. Батуев, литератор П. А. Голубев, селекционер Н. В. Рудницкий, артист А. К. Зубов, композитор В. А. Сенилов и др.5 Значение деятельности Первой мужской гимназии в истории города Вятки и Вятской губернии невозможно переценить. Архитектурный ансамбль гимназии несомненно является памятником архитектуры Вятской земли. Указом Президента РФ в 1995 году главное здание мужской гимназии, бывший дом Машковцева (ул. Дрелевского, 12) был поставлен на государственную охрану, как объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. В 2011 году участниками Архитектурного студенческого центра Кафедры архитектуры и градостроительства Факультета строительства и архитектуры Вятского государственного университета был выполнен концептуальный проект реконструкции Первой мужской гимназии с храмом И. А. Чарушина в г. Вятке. 1Васильев М. Г. Столетие Вятской гимназии (1811-1911). Вятка, 1911. С. 16.
|