Сведения об образовательной организации
19.06.2012
Использование краеведческого материала на уроках русского языка 19.06.2012 18:32Современное образование можно охарактеризовать одним словом — инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы порой забываем, что мы жители своего края, традиции которого складывались сотни лет, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, меркантильности. Использование на уроках русского языка краеведческого материала — это тесное совмещение образовательных и воспитательных задач. Краеведение — это школа открытия родного края, его культуры и традиций. Материалы о малой родине помогают общению, дают возможность для беседы учителя и ученика, объединяют всех общей, родной темой. Мы знаем: то, что знакомо детям, воспринимается с большим интересом. Подача краеведческого материала на уроках может быть разной. В качестве одного из вариантов мы предлагаем урок русского языка, в котором все виды грамматических упражнений тесно связаны одной лексической темой. Покажем, как это может выглядеть, на теме «Синтаксические функции инфинитива». Этот материал изучается в октябре, во время Трифоновских чтений, поэтому и лексическая тема урока родилась сама собой — житие преподобного Трифона Вятского. 1. После орг. момента и целеполагания, работу начинаем с орфографической разминки (это 7 словосочетаний, на базе которых повторяем 10 типов орфограмм): †С какими синтаксическими конструкциями мы сейчас работали? †Дайте определение словосочетания. †Мы знаем, что основной единицей синтаксиса является предложение. Что такое предложение? 2. Обратимся к предложению, которое можно назвать эпиграфом сегодняшнего урока. Св..тые живут вместе с нами только на небесной половине Отца Нашего писал Иоанн Кронштадтский Видя наши нужды они сочу..ствуют нам и готовы по нашим м..литвам помогать нам. †Кроме орфографического и пунктуационного комментария, указываем предикативные основы и способы выражения главных членов. †Дайте определения всех типов сказуемых. 3. Еще раз прочитайте эпиграф и определите, какова лексическая тема сегодняшнего урока. Мы чтим память всех святых, прославленных Церковью. Но особо должны быть внимательны к тем святым и подвижникам благочестия, которыми богата родная Вятская земля. Сегодня мы работаем с материалом, который связан с жизнью преподобного Трифона Вятского. 4. Прочитайте предложения. Работаем прямо в карточках: подчеркните грамматические основы, укажите тип и формы выражения сказуемого. †Преподобный Трифон родился в 1546 году в Архангельской области. 5. Посмотрите еще раз на наши предложения и скажите, какую синтаксическую функцию чаще всего выполняет инфинитив. Давайте познакомимся с теоретическим материалом сегодняшнего урока. Ваша цель: свернутую информацию опорного конспекта развернуть в монологический ответ. (Выдаются карточки, в которых выполнен графический комментарий). Синтаксические функции инфинитива 1) в роли подлежащего — Служить Богу было единственным желанием преп. Трифона. Пр..подобный Трифон пр..ш..л в Хлынов возв..дить первую обитель на Вятской земле. 7. Итог урока и домашнее задание (в классе успеваем поработать только с половиной текста, вторая часть и будет домашним заданием). Как видим, краеведение представляет возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания, формирования личности учащихся. Нельзя не согласиться с цитатой Д. С. Лихачева: «Краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». |