Сведения об образовательной организации
22.06.2012
Судьба священника Троицкой церкви села Понино о. Стефана Крекина 22.06.2012 18:38Протоиерей Стефан Крекнин, служивший в селе Понино Глазовского уезда в конце XIX — начале XX века, является одним из самых выдающихся представителей вятского духовенства. Этот незаурядный человек, помимо исполнения своих прямых священнических обязанностей, сумел проявить себя как агроном-новатор и пчеловод-любитель, а также как православный миссионер и просветитель Глазовского края. Его судьба в общих чертах широко известна благодаря опубликованным в местной прессе и интернете статьям журналиста из села Красногорское Анатолия Гончарова1. Эти публикации, в свою очередь, основаны на «Родословной» и фотоальбоме рода Крекниных, составленных младшим сыном священника Василием Степановичем, а также воспоминаниях последнего о детских годах, проведенных им в Понино2. Однако в последнее время нам обнаружить ряд документов в архивах Ижевска и Кирова, дополняющих, а в кое-чем и уточняющих многие эпизоды биографии отца Стефана. В частности, в «Родословной рода Крекниных» (хранящейся у правнука отца Стефана Владимира Петровича Перевощикова, живущего в Удмуртии, в селе Красногорское), указывается, что годом рождения понинского священника является 1851 год. Однако, как следует из «Клировых ведомостей» Троицкой церкви села Понино за 1905 г., а также ряда других документов, Стефан Константинович родился 20 декабря 1853 г. (по старому стилю) в селе Спасо-Талица Орловского уезда Вятской губернии3. Родителями были дьячок Константин Крекнин и его супруга Евдокия. Как говорится в «Родословной», «семья дьячка жила в бедности», «в зимнее время по вечерам их жилище освещалось лучиной». Тем не менее, родители Стефана сумели дать своим детям хорошее образование. Сам Стефан со старшим братом Николаем стали священниками, младший брат — Егор выучился на фельдшера4. В 1877 году Стефан Константинович, «по окончании полного курса учения в Вятской Духовной семинарии», был определен на должность псаломщика в Спасской церкви в Кукарской слободе. В апреле 1878 г. «по собственному прошению» молодой псаломщик переведен на ту же должность в Преображенский собор города Глазова5, где прослужил два года. Следует заметить, что именно в период проживания Стефана Константиновича в Глазове в том же городе в июне-октябре 1879 г. отбывал политическую ссылку молодой студент Владимир Галактионович Короленко, будущий известный писатель и общественный деятель. Ввиду того, что Короленко неоднократно проходилось посещать Глазовскую церковь, можно с уверенностью предположить, что он и псаломщик Крекнин, будучи ровесниками, могли видеть и хотя бы в лицо знать друг друга. Более того, в своей повести «Глушь», опубликованной спустя семь лет, писатель вывел в качестве персонажей весь причт Глазовского собора, среди которого, без сомнения, был и Стефан Константинович6. Тогда же, 17 сентября 1879 г. молодой псаломщик обвенчался в селе Чутырь с дочерью местного священника Надеждой Раевской. От этого брака у супругов Крекниных родилось восемь детей, из которых двое еще детьми умерли от скарлатины7. С матушкой Надеждой Стефан Константинович прожил всю оставшуюся жизнь. В 1880 г. псаломщик Крекнин был «рукоположен в сан иерея, в село Игру Глазовского уезда <…> и откомандирован для служения в село Сардык» (на западе современной Удмуртской республики). Через год отец Стефан стал настоятелем Сардыкской Александро-Невской церкви. Помимо этого, он преподавал Закон Божий в местном земском училище8. Здесь произошло неприятное для отца Стефана происшествие. Как можно предположить, выведенный из себя шалостями ученика училища Прокопия Васильева, молодой священник, как говорится в «Клировой ведомости» 1905 г., поставил мальчика «на колени и теребил за волосы». За эти непедагогические меры воздействия отец Стефан в 1882 г. был оштрафован руководством Вятской Епархии пятью рублями «в пользу Епархиального Попечительства и подчинен надзору о. Благочинного». Впрочем, это стало в карьере священника его единственным проступком. Через год данная подсудимость была снята с отца Стефана и впоследствии почти не упоминалась в документах9. В 1882 г. священник, согласно прошению, переведен на должность настоятеля Преображенской церкви в селе Спасо-Подчуршинское вблизи от города Слободского. Еще через два года Стефан Константинович получил назначение в село Понино, расположенное в 15 верстах от Глазова10. В этом селе он прожил 35 лет. Согласно «Клировой ведомости» 1905 г. Понинская Троицкая церковь, где служил отец Стефан, была построена в 1816 г., «зданием каменная, в таковою же колокольницею, крепка, на малопоместительна». Несмотря на малые размеры храма, ее причт состоял из четырех священников, двух диаконов и трех псаломщиков11. Такое число служителей церкви было обусловлено большим количеством прихожан Троицкой церкви. Как говорилось в документе 1906 г., «приход села Понино инородческий, разбросанный на большое расстояние <…> зимой в большие праздники и в пост в очень тесном теплом храме бывает такая давка, что не слышно бывает богослужения»12. Число прихожан в 1905 г. доходило до 12838 человек. Это были преимущественно крестьяне починков и деревень Понинской волости. Сам Стефан Константинович окормлял 3308 верующих, из которых практически все были удмуртами из окрестных селений13. Согласно документам, понинской священник прекрасно понимал «вотскую разговорную речь» и сам мог свободно говорить по-вотски14. Помимо священнического служения в Троицком храме, отцу Стефану приходилось исполнять большое количество дополнительных обязанностей. В частности, только в 1915 г. он служил законоучителем в двух местных земских училищах, занимал должности кахетизатора, окружного миссионера по 1-му благочинному округу и председателя строительного комитета по расширению Понинского храма, а также состоял членом Вятского миссионерского общества15. 2 октября 1897 г. решением вятского епископа Алексия отец Стефан Крекнин был назначен вторым инородческим миссионером по Глазовскому уезду. Понинский священник отвечал за первый и четвертый благочиния и Глазовский собор16. Свои обязанности инородческого миссионера по северному округу Глазовского уезда отец Стефан исполнял в течение 15 лет (с 1897 по 1912 гг.17, крестив большое количество вотяков-язычников. На этом посту он приложил немало усилий для издания «наиболее употребительных чтений из Евангелия», переведенных на «понятном для вотяков глазовского района наречии»18. Неоспоримы заслуги отца Стефана Крекнина и в области народного просвещения. Уже в 1885 г. священник преподавал в Понинском мужском училище Закон Божий с оплатой 50 копеек за урок. При его непосредственном участии в селе Понино в 1886 г. была открыта церковно-приходская школа, в которой учились более двух десятков девочек19. Через десять лет, в 1896 г., в селе было построено новое двухэтажное здание женской церковно-приходской школы «с квартирою для учительницы и общежитием для учениц»20. Отец Стефан также приобрел лесоматериал, из которого был построен второй этаж полукаменного здания понинского сельского училища21. В начале ХХ века священник входил в число депутатов Глазовского духовно-училищного округа, где принимал активное участие в обсуждении деятельности местного духовного училища22. Также значителен вклад отца Стефана в области краеведения. Будучи миссионером и хорошо зная местное население, понинский священник составил небольшую работу «Вотяки Глазовского уезда», где описал дохристианские верования и историю насаждения христианства среди местных удмуртов, а также быт и нравы северной удмуртской деревни второй половины XIX века. Кроме того, отец Стефан дал здесь несколько рекомендаций «о более успешном воздействии к ослаблению язычества среди инородцев и к возвышению их нравственности». В 1899 г. труд отца Стефана был напечатан на страницах «Вятских епархиальных ведомостей», и в том же году издан небольшим тиражом в виде брошюры23. Это брошюра является ценным источником по этнографии и истории Глазовского района. За свои заслуги отец Стефан неоднократно удостаивался различных наград и благодарностей, а в 1916 г., по определению святейшего Синода, был возведен в почетный сан протоиерея.24 Но всем этим не исчерпывалась сфера интересов священника. Стефан Константинович также являлся новатором в области сельского хозяйства и активным пропагандистом передовых методов обработки земли. Священник сам пахал и убирал урожай на своем земельном наделе. Согласно воспоминаниям его младшего сына Василия, именно отец Стефан первым привез в село Понино плуг (когда все местные крестьяне пахали сохой), семирядную одноконную сеялку, жатку-сноповязку и молотилку с ручным приводом. Часто происходило так, что местные крестьяне-вотяки, собравшиеся приобрести новую молотилку, просили Стефана Константиновича продать уже опробованную им технику. Священник охотно продавал свою молотилку «по цене несколько сниженной и покупал себе новую»25, чтобы через год снова ее уступить кому-нибудь из прихожан. Когда около 1915 г. в селе было организовано сельскохозяйственное товарищество, отец Стефан сразу же записался в него и принимал в его деятельности самое живое участие.26 Кроме того, отец Стефан, что было характерно для сельского духовенства, был увлеченным любителем-пчеловодом, и даже писал статьи по пчеловодству для журнала. Широкую известность за пределами Вятской губернии получили его четыре улья со стеклянными стенками, которые священник 25 лет держал в комнате своего дома. Летки комнатных ульев через отверстия в стенах выходили прямо в сад. Кроме того, Стефан Крекнин еще восемь ульев держал за стенами дома. Летом священник «через каждые две недели засевал делянку земли медоносной горчицей», из-за чего мед получался очень ароматным27. За достижения в области сельского хозяйства и пчеловодства глазовское земство наградило отца Стефана большой настольной медалью.28 При этом следует отметить, что здоровье у понинского священника было весьма слабым. По словам самого Стефана Константиновича, в 1881 г. он «получил жестокий ревматизм, полгода лежал почти без движения и был близок к смерти»29. Хотя впоследствии отец Стефан и поправился здоровьем, но его организм остался навсегда ослабленным и в течение последующих лет приступы болезни два раза приводили к угрозе для жизни. По горло занятый различными обязанностями и увлечениями, Понинский священник совсем не интересовался политикой. В 1910-е годы депутат 4-й Государственной Думы Касьян Тарасов организовал среди крестьян Глазовского уезда Общество трезвости, которое спустя некоторое время при поддержке администрации торжественно было переименовано в монархический «Союз истинно Русских людей — Дома Романовых». Однако, когда с крестьян, вступавших совершенно в другое общество, стали требовать деньги за выданные значки, депутат Тарасов был избит, а часть членов Союза покинула его ряды.30 Стефан Константинович также не желал вступать в такое общество, но под давлением местной администрации священник был против своей воли записан в Союз Дома Романовых. Однако, по его словам, никакого участия он в деятельности не принимал и присылаемые ему из монархического общества бумаги, не читая, складывал в свой архив31. Спустя несколько лет это номинальное членство в Союзе сыграло в судьбе понинского священника роковую роль. По словам отца Стефана, после 1917 г. все духовенство села Понина сразу признало Советскую власть. В ходе гражданской войны село было занято белогвардейцами, к которым Стефан Константинович отнесся очень сдержанно. Его младший сын Василий даже вступил в Красную Армию и служил там телефонистом.32 Однако после того как в село вошли красные войска, отец Стефан в конце июня 1919 г. был арестован. Поводом для ареста послужили найденные при обыске бумаги Союза дома Романовых в архиве священника и белогвардейские газеты, прибранные для хозяйственных нужд.33 Немолодой больной священник был перевезен в Вятку и заключен в т.н. Исправительном Рабочем Доме под личным номером 4790. Только спустя месяц, 4 августа, Стефану Константиновичу Вятской Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией было предъявлено обвинение в том, что он состоял членом Союза Русского Народа. Вместе с ним по такому же обвинению были арестованы две учительницы и трое крестьян, также принимавшие в деятельности монархического общества самое косвенное участие.34 Никто из руководства Союза арестован не был. Понинские крестьяне не бросили своего священника в беде. 7-го Августа в Чрезвычайную Комиссию был представлен приговор прихожан с просьбою об освобождении отца Стефана из заключения, а 17 августа было подано прошение от церковного Приходского Совета с аналогичной просьбой.35 30 августа Стефан Константинович написал прошение в Вятскую ЧК, где опроверг все обвинения в свой адрес. В частности, он писал: «Теперь я уже весьма стар, мне 65 лет. Как у старца и больного, у меня теперь весьма ослабели зрение и слух и почти совсем потерялась память. Теперь особенно я не могу принимать никакого участия в политической, общественной деятельности. <…> На основании всего вышеизложенного я прошу Чрезвычайную Комиссию применить ко мне амнистию и освободить меня из заключения и отпустить домой…»36 Семья Крекниных также не оставила отца Стефана без поддержки. В сентябре 1919 г. его старшая дочь Мария, супруга известного миссионера и священника в селе Тугбулатово Василия Зубарева, уехала на свидание с отцом, томящемся в вятской тюрьме, Однако произошла трагедия. Заразившись в вагоне поезда сыпным тифом, Мария Зубарева после возвращения из Вятки умерла в возрасте 38 лет.37 «Дело Союза дела Романовых» было рассмотрено Вятской губернской Чрезкомиссией только 1 ноября. Было принято следующее решение: «принимая во внимание ихнюю чистосердечную раскаянность, держание под арестом около пяти месяцев в Рабочем Доме и снисходительность Рабоче-Крестьянской Власти к прежним деянием граждан <…> дело прекратить, взяв их на учет и выпустить ко дню Годовщины Октябрьской революции, предоставив возможность отпраздновать вместе с пролетарием Всего Мира этот праздник…».38 7 ноября отец Стефан был освобожден. При этом с него была взята подписка «о не агитации против Советской Власти».39 В «Родословной Крекниных» говорится о том, что священник скончался в глазовской тюрьме в октябре 1919 года. Но документы из «Дела Дома Романовых» не подтверждают эту информацию. Как можно предположить, здоровье Стефана Константиновича, и без того некрепкое, было окончательно подорвано четырехмесячным заключением. Скорее всего, он скончался спустя недолгое время после возвращения домой в результате смертельного приступа ревматизма. Согласно «Родословной» отец Стефан Крекнин был похоронен в ограде Глазовского Преображенского собора, в котором когда-то прослужил несколько лет. Само это маленькое кладбище у стен городского храма было уничтожено вместе со зданием собора в начале 1960-х годов. 1Гончаров, А. Века и судьбы // Победа. 2007. 5 июня; Гончаров, А. Жизнь после жизни // Калина красная. 2005. 16 июля; URL: http://missia-udm.eparchia.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=21:history&layout=blog&Itemid=38
|