Духовно-нравственное воспитание: опыт взаимодействия образовательных учреждений и религиозных организаций



Духовно-нравственное воспитание: опыт взаимодействия образовательных учреждений и религиозных организаций  25.06.2012 18:44

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы»1. Отсюда моделью взаимоотношений Церкви и государства в сфере образования может быть максимально корректный учёт интересов каждой из сторон при сохранении светского характера обучения и воспитания. Образовательная политика государства в настоящее время направлена на модернизацию указанных процессов.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являясь методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, её народе, чувстве принадлежности и сопричастности к судьбе страны. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.2

Проблема воспитания толерантности и национальной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что только на основе прочного духовно-нравственного и культурного фундамента складывается устойчивый менталитет нации. При этом экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного, нравственного развития общества. Нация, утратившая свою нравственную, национальную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами времени. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются бережным сохранением и развитием его духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций всех народов России. Взаимодействие светской и духовной систем образования в указанном процессе является немаловажным фактором комплексного подхода к идеям формирования национальной идентичности и воспитания толерантности подрастающего поколения.

 

Мы придерживаемся следующего определения понятия толерантность — «это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром».3 Что касается феномена идентичности, то наиболее разработанными являются концепции социальной (Г. Тэджфел) и этнической (Дж. Берри) идентичности. Этническая идентичность в условиях новой культуры основана на критерии различной ориентации индивида на межкультурное взаимодействие. «Степень и особенности идентификации личности с собственной доминантной группой в процессе аккультурации определяет развитие этого процесса по различным типам- сепаратизму, интеграции (бикультурации), ассимиляции и маргинализации».4 Недопущение формирования идентичности по негативным сценариям приводит к необходимости расширения знаний о нравственной составляющей в культуре вообще, а также истории и традициях различных религий, в частности. Поэтому изменения в содержании учебно-воспитательной деятельности современной школы закономерны. Это связано с большим значением, с одной стороны, формирования у молодого поколения российских граждан национальной идентичности и, с другой, с особой актуальностью «воспитания веротерпимости и культуры межконфессиональных отношений»5 в условиях многонационального государства.

Одной из форм взаимодействия светской и духовной систем образования является организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Он проводится по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Целью Конкурса является укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации. Участниками могут быть педагоги, воспитатели, коллективы авторов и руководители образовательных учреждений, реализующие общеобразовательные программы, представители общественных объединений и клубов, осуществляющие реализацию программ духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодёжи. Конкурс проводится по следующим направлениям (номинациям): лучшая инновационная разработка года, лучшее педагогическое исследование года, лучший издательский проект года, лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, педагоги высшей школы — средней школе, за организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

С 2010 г. Институт развития образования Кировской области и Вятская епархия сотрудничают в проведении регионального этапа данного Конкурса. В 2011 г. в нём приняло участие 24 педагога и авторских коллектива. В номинации «Лучшая инновационная разработка года» участвовало 12 разработок. Несколько работ были посвящены становлению гражданской и региональной идентичности, в т.ч. с использованием потенциала духовного образования: «Проект «Вятский край. Краеведение» в воспитательной системе Гимназии» (Е.В. Юдина, Е.А. Амосова, Л.Н. Козлова, МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова), «Методическая разработка классного часа «Вятские фамилии» (И.Ю. Изместьева, учитель начальных классов МОУ СОШ № 42 г. Кирова), «Становление ценностных ориентаций личности в проектной деятельности по литературному краеведению» (Н.А. Ситникова, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия г. Слободского). Другие проекты касались характеристики семьи и семейного воспитания в контексте формирования нравственных ценностей обучаемых: «Семья как социальная группа» (М.А. Попова, преподаватель ГОУ НПО ПЛ № 45 п. Кумёны), «Публичный урок русского языка «Мама»-слово дорогое» (М.Г. Гаранина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Котельнича), «Классный час «Все счастливые семьи счастливы одинаково…» (Е.А. Губанищева, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54 г. Кирова). Следующая группа работ в этой номинации затрагивала проблематику формирования базовых национальных ценностей школьников: «Тема Родины на уроке немецкого языка (в рамках учебника и за его страницами)» (Н.Н. Неганова, учитель немецкого языка МОУ СОШ с. Покровское Котельничского района), «День Славянской письменности и культуры» (А. В. Григорьевская, Г.А. Валова, Г.А. Ванеева, Т.Н. Цепелёва, МОУ СОШ с. Юрьево Котельничского района), «Путь к храму души» (В.В.Крам, учитель музыки, МХК МОУ СОШ п. Лесной Верхнекамского района) «Классный час в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников» (Г.А. Вовк, учитель начальных классов МОАУ СОШ № 70 г. Кирова) «Литературно-музыкальная композиция «Мы выросли, не знавшими войны: за нас сражались прадеды и деды» (Г.В. Бузанакова, ГОУ ВГГ г. Кирова) «Литературная гостиная «Как слово наше отзовется?» (Т.В. Хардина, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ № 18 г. Кирова).

В номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» участвовало 5 работ. Они были посвящены разным аспектам воспитательной работы образовательного учреждения: гражданское воспитание младших школьников (Н.В. Тугбаева, учитель начальных классов МОУ СОШ п. Лесной Верхнекамского района), развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество» (Н.В. Ширяева, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Лузы), гражданско-патриотическое воспитание (Л.И. Бенца, О.Б. Шустова, В.Ю. Терехин, МОУ СОШ п. Арбаж; О.И. Боброва, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 45 имени А. П. Гайдара г. Кирова), нравственно-патриотическое воспитание учащихся на базе школьного музейного комплекса (С.С. Ефремкина, учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова). Кроме того, программа гражданско-патриотического воспитания «Ребята с нашего двора» заняла III место на межрегиональном этапе Конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Номинация «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» была представлена 2 авторами. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания старшего школьника» (С.А.Окунева, учитель русского языка и литературы ГОУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка» г. Кирова) ориентирована на приоритетное значение общечеловеческих ценностей в любой сфере жизнедеятельности личности. Автор отмечает, что на оптимальном уровне духовно-нравственное развитие школьников протекает только при достижении единства, содружества, сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Тематика программы отвечает представлениям о жизненных явлениях старших школьников, опирается на потенциально близкие учащимся этого возраста переживания, настроения, чувства. Интенсивные процессы формирования собственного мировоззрения и жизненной позиции старшеклассников позволяют использовать приёмы стимулирования оценочно-аналитической деятельности, альтернативных мыслей, нравственной самооценки, строить взаимодействие на основе размышлений по актуальным проблемам жизни и духовно-нравственным проблемам художественной литературы.

«Программа духовно-нравственного воспитания «Родники» (О.Н. Лучинина, учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП № 9 г. Кирова) нацелена на возрождение духовности и нравственности в образовательном учреждении. Педагог полагает, что достижение стабильности и устойчивого развития страны на современном этапе возможно только при возрождении культурной традиции, базовых национальных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура. Данную педагогическую проблему школа может решить в союзе с Русской Православной Церковью, которая на протяжении многих веков вела активную работу в области просвещения и образования, являясь тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы общества.

По направлению «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» в Конкурсе участвовало 4 автора и авторских коллектива. «Межведомственное взаимодействие в рамках проекта «Благовест» по духовно-нравственному воспитанию в семье «Родина начинается с семьи» (С.Г. Булдакова, Л.А.Вылегжанина, О.В. Кочкина, Т.П. Рыжакова, Е.А. Рыболовлева, МОУ СОШ с. Коршик Оричевского района) ориентировано на организацию цикла образовательных мероприятий духовно-нравственной направленности по возрождению традиций православной семьи. «Программа духовно-нравственного воспитания учащихся ГОУ НПО ПУ № 6» (С.Л. Лекомцева, преподаватель русского языка и литературы ГОУ НПО ПУ № 6 г. Кирово-Чепецка) ориентирует на становление нравственных ценностей обучаемых через приобщение к традициям русской культуры. «Программа воспитания «Человек. Гражданин. Патриот» (С.А. Заболотская, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Вятские Поляны) направлена на воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой. «Проект «Дорога к Храму» (А.А. Ганичева, учитель краеведения МОУ СОШ п. Чёрная Холуница Омутнинского района) делает акцент на создании системы духовно — нравственного становления и социализации личности школьника на основе сотрудничества педагогов, родителей, учащихся по освоению идей духовно-нравственного воспитания и применению их в социально-значимой деятельности.

При подведении итогов регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» сотрудники ИРО Кировской области и представители Вятской епархии отметили некоторые работы. Проект «Становление ценностных ориентаций личности в проектной деятельности по литературному краеведению» (Н.Н. Ситникова, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия г. Слободской) -за разработку и реализацию на базе гимназии серии «Пушкинских проектов», направленных на сбережение пушкинских мест и литературной Пушкинианы г. Слободского. Программу духовно-нравственного воспитания «Родники» (О.Н. Лучинина, учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП № 9 г. Кирова) -за интеграцию идей православной педагогики в воспитательную программу школы для обучаемых 5-9 классов.

Таким образом, опыт взаимодействия образовательных учреждений и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся может быть достаточно успешным. «Характер светской школы определяется в том числе и её отношением с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса».6 При этом учитываются интересы каждой из сторон и сохраняется светский характер образования.


1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
3 Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Марчук. М., 2009. С. 10.
4 Солдатова Г., Тетерина М. Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта // Образовательная политика. 2011. № 2. С. 62.
5 Галацкая, И. А., Метлик И. В. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротерпимости // Образование. 2003. № 6. С. 26.
6 Основы религиозных культур и светской этики. Программа. М., 2010. С. 3.

 



Рубрика:

Публикации

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :