Сведения об образовательной организации
29.06.2012
Нас, в городах, грехами населённых, Где очень трудно душу сохранить, Людей мирских и невоцерковлённых Учил терпеть, молиться и любить… Т. Николаева
В моём домашнем собрании есть фонд материалов, связанных со славным именем вятскополянского священника – отца Алексия. Книги, изданные протоиереем с автографами, его письма, открытки, иконка, журналы и газеты со статьями об А. А. Сухих, фотографии, программа и альманах Алексеевских чтений. Это особенно ценная полка моей библиотеки! Перечитывая письма вятского коллеги, я обнаружила, что была у нас с Алексеем Алексеевичем, оказывается, традиция: сначала поделимся планами, потом возьмёмся их осуществлять при взаимной поддержке и помощи, делясь при этом сложностями книгоиздательской доли, и, наконец, разделяем радость успеха и шлём друг другу плоды своих праведных трудов: книжные бандероли из Глазова в Вятские Поляны и из вятскополянской стороны в глазовские пределы[1]. Посылал он, как правило, не по одному экземпляру своих работ, и они стали достоянием наших библиотек и частных собраний глазовчан (часть работ заинтересовала даже городскую администрацию). В городе на Чепце и в Ижевске имя и работы священника-краеведа стали известны, что было важно для просветителя А.А. Сухих. Среди даров вяткополянского книжника есть у меня два оригинальных издания, связанные с судьбой епископа Палладия[2]. [2,3] Пётр Алексеевич Шиман родился 15 ноября 1939 года в г. Дисна Витебской области в семье священника. Его биография, казалось бы проста и одновременно уникальна: ведь за исключением лет учёбы в школе и Гродненском медицинском техникуме, вся дальнейшая жизнь его была связана с получением духовного образования, приобщением к нему семинаристов, служением людям разных стран – словом, верностью Христу. Вот основные вехи жизни этой славной личности: 1962 г. – окончание Минской духовной семинарии; 1966 г. – выпуск из Московской Духовной академии со степенью кандидата богословия; 13 мая 1966 г. – пострижение в монашество с наречением имени Палладия; 22 мая 1966 г. – рукоположение в иеродиакона; 8 окт. 1967 г. – рукоположение в иеромонаха; 1969 г. – окончание аспирантуры при Московской Духовной Академии и преподавательская работа в Одесской Духовной семинарии (до конца 1986 г.) 1971 г. – возведение в сан игумена; 1986 г. – определение быть епископом Переяславско-Хмельницким, викарием Киевской епархии. С 1994 по 1996 гг. – служение епископом Читинским и Забайкальским. Обратимся к моментам жизни святителя Христова Палладия, связанным с нашим краем. Чрезвычайно важно, что целых 10 лет своей жизни (это 1/6 часть его земного бытия) священник прожил в Ижевске. Однако десятилетие этого пребывания прерывалось: сначала в силу жизненных обстоятельств, затем из-за смерти владыки. В 1988 году преосвященный Палладий был назначен епископом Ижевским и Удмуртским, а в 1993 году он был уволен на покой и два года жил в Забайкалье. После выполнения своего духовного долга в Чите владыка вернулся в столицу Удмуртии, где и произошло 7 октября 2000 года его «отшествие в путь всея земли». Погребён он возле алтаря Александро-Невского собора Ижевска. За строками хронологии жизни этого последовательно выполнявшего свою жизненную миссию и потому счастливого человека – история целой страны, пережившей болезнь атеистического кощунства, капээсэсоского угара и перестроечных экспериментов, ГКЧП и курс на воцерковление… Слава Богу, епископу Палладию не пришлось страдать от репрессий, преследований за веру, за свой сан священника. Но последовательная и неотступно посвящённая служению Всевышнему, его жизнь, не была радужно счастливой. Создавалось впечатление, что сведения об этом «неудобном» священнике замалчивались. К моменту 70-летия Палладия признать, как непросто ему приходилось в Удмуртии было «неудобно», а потому целые поколения жителей края утратили память о том, как смиренно и радостно нёс свой крест, как мужественно справлялся с житейскими трудностями наш Палладий, а ведь такая правда только возвышает его в наших глазах за умение прощать, быть и оставаться всегда самим собой, не ссылаясь на спасительные слова: «Времена были такие». Симптоматично, что не в Удмуртии, с которой биографически был связан Палладий, а в Вятских Полянах вышли работы, подготовленные к печати А.А. Сухих. Видимо, должна была восторжествовать справедливость, и инициатором этого стал духовно родственный с героем этих книг автор. «Наталье Николаевне – частицу своего сердца в дар. Митр. прот. А. Сухих. 11/8-08», – такой трогательный автограф открывает первую из книг диптиха – «Епископ Палладий «Слова и речи». Вступительная статья А. Сухих «Пастырь добрый» начинается так: «В одном из писем из г. Ижевска владыка сообщает своему другу «Н»: «…как тяжело осознавать, что люди, с которыми трудишься на Ниве Христовой, тебя предают, обманывают и распространяют напраслину, подкидывают письма, в которых есть и шантаж, и угрозы, и всяческая грязь. Тяжело! Но я не обижаюсь, а лишь молюсь: «Господи, твори волю Свою. А мне дай силы нести Твоё послушание»[3]. Осветив кратко основные вехи биографии Епископа Палладия, А.А. Сухих опубликовал 40 уникальных и бесценных текстов. Это слова и речи, самого Палладия, произнесённые в бытность его инспектором Одесской Духовной семинарии, а затем в сане епископа Русской Православной Церкви. До этого нигде не публиковавшиеся документы достоверных обращений священника с живым словом проиллюстрированы редкими снимками из личного архива преосвященного, сохранённого его почитателями. Этот труд о святителе Христовом, оставившем яркий след в духовной жизни Церкви и Ижевско-Удмуртской епархии представляет особую ценность для исследователей нашего края. Такую задачу преследовал о. Алексей, готовя вторую книгу о Палладии. Об этом свидетельствуют строки его письма: «Дорогая Наталия Николаевна, Господь да благословит Вас!.. Вот присылаю Вам как бы продолжение повествования о Владыке Палладии. Надеюсь, что для краеведов и историков будет интересно… С уважением Митр. прот. А. Сухих. 17/VI – 09. г. В. –Поляны». Вторая работа отца Алексия «За усердные труды во благо церкви» представляет собой сборник документов. Здесь, помимо рассказа о жизненном пути Святителя Христова, приведены малоизвестные факты из его биографии, в том числе об ижевском периоде жизни. С первых дней прибытия в нашу епархию архиерей столкнулся с упадком церковной жизни, но трудности его не смутили. Владыка уделял много внимания связям с общественностью. В ижевских газетах той поры о нём появились такие строки: «Епископ Палладий предстал перед общественностью в своём нормальном, профессиональном облике, а не в образе фельетонного злодея, «врага народа в рясе». Люди потянулись за духовным советом к своему архипастырю. Уже в 1993 году количество приходов в епархии утроилось, начали строиться новые храмы и часовни, открылись приходские библиотеки. Владыка сам стал печатать статьи духовно-нравственного и просветительского характера в местной прессе, а затем создал и свою епархиальную газету. По его благославению началось издание книг церковного содержания, и одной из первых вышла в свет «Памятка православного христианина», в 1990 г. владыка напечатал в Ижполитграфобъединении 200 экземпляров «Советов для начинающих иереев». Об этом издании А. А. Сухих пишет следующее: «В моей библиотеке эта книга есть, к ней я часто обращаюсь за советом, хотя Церкви Христовой прослужил более четверти века»[4]. За усердную службу Богу и людям епископ Палладий заслужил награды Церкви. Книга содержит их фотокопии, а также множество редких снимков, в большинстве своём опубликованных впервые. На одной из фотографий ижевчанка Алевтина Александровна Никитина. Низкий ей поклон от всех земляков за всё добро, что она сделала, чтобы продлить земной путь владыки, сохранить для нас его архивы! С большой благодарностью автору этого диптиха и исследований о репрессированных священниках Вятского края я уже несколько лет работаю со студентами ГГПИ, интересующимися историей, культурой и духовными ценностями своей малой родины. Память о незаурядной личности и делах труженика Церкви епископа Палладия – в наших душах и сердцах! А заслуга открытия для нас этого, как и многих других имён и судеб, принадлежит нашему батюшке – вятскополянскому подвижнику. Духовное краеведение, в которое посвятил меня о. Алексей, стало одним из векторов моих регионоведческих исследований, педагогической деятельности и жизни[5]. Память об Алексее Алексеевиче Сухих живёт не только на его родине, а укрепляет нас всех и продолжает служить Добру, Истине и Вере. [1] См.: Сухих А. А. Письма Н. Н. Закировой // Подвижник. Памяти отца Алексея Сухих / сост. В.К. Семибратов; ред. Н. А. Мальцева. Киров, 2011. С. 52–59. [2] Палладий, еп. Слова и речи / сост., вступ. статья митрофорный прот. А. А. Сухих. Вятские Поляны, 2008; Сухих А. За усердные труды во благо церкви (сборник документов). Вятские Поляны, 2009. [3] Палладий, еп. Слова и речи / сост., вступ. статья митрофорный прот. А. А. Сухих. Вятские Поляны, 2008. – С. 3. [4] Сухих А. За усердные труды… – С. 10. [5] Список статей Н.Н. Закировой об А.А. Сухих и публикаций, в которых упоминается его имя: А. А. Сухих // Наше культурное достояние: Учебно-методическое пособие. Глазов, 2007. С. 191–193; Вятскополянский книжник протоиерей Алексий Сухих // Мир библиографии. 2007. № 4. С. 49–52 (в соавт. с В.К. Семибратовым); Духовное краеведение протоиерея Алексия Сухих // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность: Мат-лы Межд. научно-практ. конференции. Глазов, 2007. С.70–72 (в соавт. с В.К. Семибратовым); Из истории вятского краеведения // Там же. –С. 146–148; Краевед-подвижник протоиерей Алексий Сухих (в соавт. с В.К. Семибратовым)// История православия в Удмуртии и роль города Глазова в становлении православия в Удмуртии. Программа и тезисы городской научно-практической конференции. Глазов, 2007. С. 17; Литературное краеведение // Актуальные проблемы изучения литературы и языка в вузе и школе: Четвертые Татаринцевские чтения: Мат-лы регион. научно-практ. конференции, посв. 55-летию филол факультета ГГПИ им В.Г. Короленко и 80-летию проф. А.Г. Татаринцева. Глазов, 2008. С.167–172; «У каждого из нас своя Россия…» //Язык, литература, национальное образование: диалог культур и поколений. Мат-лы межрегиональной научно-практической конференции. Ижевск, 2008. С.82–87; Этюды о жизни и творчестве В. Г. Короленко. Львов–Глазов, 2009. С. 81 (в соавторстве с А. В. Труханенко); Краеведческие хроники современной вятской провинции // Материалы IV Международных Стахеевских чтений. Елабуга, 2009. Т. I. С. 212; Образец служения Отечеству. Епископ Палладий // Италмас: Литературно-художественный и публицистический журнал. Ижевск, 2009. №1 (04). С. 114–115; 30-летняя история Короленковских чтений в ГГПИ в лицах, фактах, цифрах // Краеведение в развитии провинциальной культуры России: Материалы 2-ой научной конференции. Киров, 2009. С.193–200; Памяти репрессированных священников Удмуртии // Инновационные процессы в системе образования: Материалы V итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов филиала ГОУ ВПО ГГПИ им. В.Г. Короленко в г. Ижевске/ Под ред. В.Л. Исаевой. Ижевск, 2010. С.135–137; О книге В. Семибратова «Калина из Медового ключа» // Традиции и инновации в образовании: Сборник статей: матер. IX Республ. науч.-практ. конференции 5 мая 2011 г. Ижевск: изд-во ИПК и ПРО УР, 2011. Вып.9.С.97–100; Наш батюшка // Подвижник. Памяти отца Алексея Сухих. Киров-на-Вятке,2011.– С.18; «У каждого своя Россия…»: Рецензия на кн. В.К. Семибратова «Калина из Медового ключа» // Владимир Семибратов: стихи и проза: биобиблиогр. указатель / сост. Н. А. Мальцева. Киров, 2011. С.31–33; Клубу «Вятские книголюбы» им. Е.Д. Петряева – 35 лет: Сборник материалов. Хроника.:1973–2008. Киров, 2009. С. 114, 120, 125, 165, 173, 174. URL: http://www.herzenlib.ru/booklovers/doc/201004_vk_knglyb_35.pdf; История моих переживаний: Испытание сотрясением, От затмения к прояснению: эссе// Интрнет-журнал литературной критики и словесности / Ред. А.Углицких. М., 2009. Янв.//http:// legeartis. medic- 21vek. ru ; Памяти репрессированных священников Удмуртии// ipkpro.ru — Интнрнет-форум ИПК и ПРО УР “II-е Рождественские чтения».- 2010.-Январь-февраль; Репрессированные священники Удмуртии. Епископ Глазовский Виктор и другие// Ижевская и Удмуртская епархия Русской Православной Церкви, 2010 г.// udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_282.html; Память дольше, чем судьба // Глазов православный. 2010. №6. С.7. URL: http://www.missia-udm.ru/files/gp/GP06.pdf; Краевед-подвижник митрофорный протоиерей Алексий Сухих. 24 окт. 2010 … Церковный и общественный деятель и известный краевед митрофорный протоиерей Алексей Алексеевич Сухих родился в 1956 году в рабочей семье // blogs.mail.ru/mail/…/16462907D45A4C5F.html; 23 октября скончался протоиерей Алексий Сухих // Православное христианство в интернете. Миссионерский отдел Ижевской и Удмуртской епархии Русской Православной Церкви. URL: www.missia-udm.eparchia.ru/index.php; Нерукотворный памятник вятскому священнику // Православные Вести «Ижица»: Общественная православная газета. Ижевск, 2011. Февр. 8. URL: http://www.izhiza.com/index.php/2010-04-06-23-23-39/36-2010-04-08-21-30-05/388-2011-02-16-19-09-53; Святые и подвижники благочестия. Репрессированные священники Удмуртии. Епископ Глазовский Виктор и другие. URL: www.udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_282.html; И слово – дело. Памяти А.А. Сухих// Журнал литературной критики и словесности. М., 2011. URL: http:// http://www.uglitskih.ru/critycs/zakirovasukhikh2011.htm; Cамому вятскому священнику. // Журнал литературной критики и словесности. М., 2011. URL: http:// http://www.uglitskih.ru/critycs/zakirovasukhikh2011.htm. Короленко в рекламе не нуждается // Аз, буки. 2005. №6. С.16-17; На исток Камы – крестным ходом // Сельская правда-Яр. 2008. №73. 23 сент. С.2. (в соавт. с В. Трефиловым); От затмения к прояснению // Ижица: Православные Вести. Ижевск, 2008. Сентябрь. №9 (114). С.11; Репрессированные священники Удмуртии: епископ Глазовский Виктор и другие // Ижица: Православные Вести. Ижевск, 2008. Сентябрь. №9 (114). С. 14; «…И живую душу сохранить»: о поэте, учёном и краеведе Владимире Семибратове // Красное знамя. 2009. №15. С.11; Духовное краеведение протоиерея Алексия Сухих // Вяткая речь.- Киров, 2009. № 44. С. 6.(в соавт с В. Семибратовым); Образец служения Отечеству // Вятско-Полянская правда. 2009. № 85; Образец служения Отечеству // Православные Вести «Ижица»: Общественная православная газета. Ижевск, 2009. №10. С. 6; Память дольше, чем судьба: Светлой памяти протоиерея Алексия Сухих // Православный Глазов. 2010. № 6. С. 7; Нерукотворный памятник вятскому священнику // Православные Вести «Ижица»: Общественная православная газета. Ижевск, 2011. №2. С. 8; Память. И слово-дело // Вятско-полянская правда. 2011. №115. 22 сент. С. 3.
|