Сведения об образовательной организации
29.10.2012
План:
1. Введение. 2. Государственный аппарат и Церковь в 4-11 веках, их соотношение между собой. 3. Иерархия Церкви. 4. Управление в Церкви 5. Законодательство в церковной структуре. 6. Заключительные положения. 1. В любой сформировавшейся организации, не важно для каких целей она была создана, с древних времен, начиная от общины и заканчивая современными корпорациями, всегда имела место необходимость иерархичности данной структуры. Без четко организованного административно — кадрового ресурса, который является стержнем любой организации, любые начинания сойдут на нет. И с течением времени такая иерархичность, управление Церковью, как организацией, понадобилась и Церкви — Христианской Церкви. Собственно церковное управление начало складываться уже с призванием Господом Нашим Иисусом Христом апостолов, уже на этом раннем этапе начала строиться церковная иерархия, а с началом апостольской деятельности в ней просто возникла необходимость. Всегда нужен «пастух», чтобы пасти «овец», дабы пасомые не погибли.
2. И так, Церковь, как организация сформировалась. Рассмотрим теперь, какие у нее были отношения с греко — римской империей, в которой была ее основная структура. В первые три века Она живет отдельной от государства жизнью. Однако государство ее преследует и старается уничтожить. Начиная же с четвертого века, а именно благодаря Святым равноапостольным царям Константину и Елене, христианство становиться государственной религией, Церковь вступает с государством в тесный союз. Устанавливаются тесные взаимоотношения. Император Константин участвует в церковных делах и предоставляет Церкви различные права и преимущества. Со своей стороны Церковь так же влияет на государственную жизнь, Она имеет нравственный контроль над гражданским управлением и проводит свои нравственные начала, христианские начала в государственное законодательство. Церкви были предоставлены права и преимущества: 1. Обеспечение Церкви и ее клира содержанием. Основным способом обеспечения были недвижимые имения, доходы от которых поступали Церкви. В 321 году Св. Константин Великий утвердил за Церковью право приобретать имущество и владеть им. 2. Освобождение Церкви и ее клира от общественных податей и повинностей. Закон от 319 года освобождал от поголовной и личной подати (не в пример сегодняшнему государству), от военной повинности и прохождения общественных должностей. 3. Освобождение клира от гражданского суда. «В христианском обществе издревле все споры и несогласия, не только между клириками, но и мирянами решались епископами. Это право признано было за ними и государственной властью в лице Константина Великого. Император Констанций в 355 году издал даже прямой закон, по которому все клирики должны были подлежать исключительно суду духовному. Четвертый Вселенский собор — Халкидонский (451г). — полностью запретил клирикам обращаться к судам светским и установил порядок церковного судопроизводства…»[1] 4. Право церковного убежища. В 399 году император Аркадий, под влиянием временщика Евтория, издал закон отменявший право церковного убежища, но вскоре Евсторию — личному врагу Св. Иоанна Златоуста, пришлось самому спасаться в Храме. Император Феодосий второй в 431 году восстановил это право за Церковью, закон позволял искать убежище при церковном алтаре только безоружным и преследуемым, запретив, под угрозой смерти, изгонять их из Храмов. В дальнейшем Короли или владетельные лица на западе, давали Церкви, на ее содержание имения и нередко целые области. В следствие этого установились так называемые ленные отношения между епископами и иерархией. В десятом веке установился даже обычай постановления епископов королем или князем посредством вручения новоизбранному кольца и пастырского жезла.
3. Появившиеся в Церкви три степени священной иерархии: дьяконство, пресвитерство и епископство — оставались неизменными. Но повышались образовательные требования, учитывая возникавшие догматические споры. Для усиления этих знаний огромную помощь оказали Церкви христианские училища в Кесарии, Антиохии, Эдессе и конечно же Александрии. Кроме научной подготовки к занятию той или иной иерархческой степени, Церковь требовала от лиц избираемых и возрастные ограничения. Так, было установлено: в иподьякона поставлять не моложе 20 лет, дьякона 25 лет, пресвитера 30 лет. Удостаеваемый же епископского сана, должен был пройти все предварительные стадии «и не в слишком короткое время». В самом способе избрания на иерархические должности произошли некоторые перемены. Здесь необходимо сказать, что такие — раннехристианские должности — звания, как: учитель, пророк, апостол, перестали существовать вообще. По разным источникам, в третьем веке их уже не было. В избрании же трех основных иерархических степеней, участие общины отходит на второй план. Когда христианство стало господствующей религией, при множестве верующих, не возможно было всем мирянам принимать участие в избрании иерархических лиц. Права же избрания епископов, переходят к представителям народа — императорам. Обыкновенно епископа известной церкви избирали все епископы области, с последующим утверждением главным областным епископом или митрополитом. На знаменитые кафедры же, избрание происходило посредством указа императора. Пресвитеров и дьяконов, обычно избирал сам епископ, что и сохранилось до настоящего времени. Но имели случаи и взбунтовавшегося народа, который не хотел видеть в иерархии тех или иных своих представителей. Посвящение избранных совершалось, так же как и в первые века: дьяконов и пресвитеров рукополагал один епископ, а соответственно епископа — три и более епископов, вместе с митрополитом, а митрополитов рукополагал патриарх с епископами. В первые три века на все иерархические должности, безразлично, избирались лица, состоящие в браке и нет. Были даже случаи, как исключение, когда вступали в клир второбрачные. Но это было в первые три века, теперь же произошли изменения. Сначала, под влиянием взглядов на иерархическое служение, как священство, требующее от проходящих его жизни, особенно святой, явилась мысль установить безбрачие для всех членов клира. На первом Вселенском соборе (325г.) некоторые склонялись узаконить безбрачие во всей Церкви. Но против восстал епископ Пафнутий, исповедник и строгий аскет, он защищал святость брака и указывал на тяжесть безбрачия для многих из духовных лиц. Собор не установил не каких правил, относительно безбрачия духовенства. Впрочем, епископы, почти все вели безбрачную жизнь, что впоследствии и закрепилось в современной иерархии. Законом от 528 года, император Юстиниан первый, запретил избирать на епископские кафедры, состоявших в браке, а Трулльский собор от 692 года окончательно решил вопрос об этом, он постановил, что бы все епископы вели жизнь безбрачную. И так мы наблюдаем, что сегодняшняя Церковная иерархия — это проекция той иерархичности, которая формировалась, начиная с четвертого века от Рождества Христова.
4. В эпоху зарождения Церкви, вплоть до четвертого века, управление каждой отдельной общиной лежало на епископе, причем в этом управлении принимали участие как клир, так и миряне. В последующем участие мирян прекратилось, их права перешли к государственной власти. Каждый епископ в своем пределе — парокии, в дальнейшем — епархии, как приемник апостолов, имел всю полноту власти. Он избирал клириков, посвящал их, назначал на особые должности и приходы. В четвертом веке, при увеличении числа верующих, окончательно сформировываются приходы и приходские церкви. Четвертый Вселенский собор (451г.) потребовал, чтобы пресвитеры, дьяконы и другой клир, рукополагались, не иначе как к определенным церквам или монастырям. Со времени четвертого Вселенского собора, епископу, кроме приходов, были подчинены так же и монастыри, находящиеся в его епархии. В апостольские времена, епископы некоторых церквей, которые были основаны самими апостолами, получили некоторые преимущества — чести. Из этого преимущества чести епископов главных городов, развилось и преимущество — власти, что закрепилось в 4-5 веках, когда появилась необходимость соотношения Церкви и государства. Св. Константин Великий в гражданском отношении разделил всю империю на четыре префектуры: восточную, иллирийскую, италийскую и гальскую. При всем этом префектуры разделялись на диоцезы — округи, диоцезы на провинции или епархии, а провинции на — пароки, состоявшие из одного или нескольких маленьких городов, сел и деревень. При таком делении начальники меньших административных округов были подчинены большим. В каждом диоцезе были свои столицы — носившие название митрополий. Взяв все лучшее из гражданского устроения, таким же образом стала устроятся и Церковь. Тем важнее, что столичными городами были: Александрия, Антиохия, Ефес, Кесария Каппадокийская, Карфаген и наконец Рим. Оставалось только предоставить им преимущество власти, что и было сделано на вселенских и поместных соборах 4-5 веков. Епископы малых городов — парокий, стали называться епископами епархий, епархиальными, они подчинены были в церковном управлении епископам провинциальным или митрополитам, а те в свою очередь епископам главных городов — диоцезов, последние носили названия экзархов, архиепископов и наконец патриархов. Титул митрополита для епископов главных провинциальных городов впервые появился в правилах первого Вселенского собора (325 г.). Этот же собор, а так же поместный Антиохийский (341 г.), подтвердили и точное определение права и значение митрополитов в управлении церквами целой провинции. Они имели право созывать всех епископов провинции на соборы, председательствовать на них, принимали жалобы на епископов и предлагали их на рассмотрение этого собора. Избрание же епископа принадлежало всем епископам провинции, но утверждение и его посвящение только митрополиту. Поставление же епископа без согласия митрополита — считалось недействительным. Но власть митрополита над епископами не была абсолютной, провинциальные соборы, которые, по древнему обычаю бывали два раза в год, ограничивали ее. Над ней возвышалась власть — патриарха. Уже на первом Вселенском соборе трем епископам: Александрийскому, Римскому и Антиохийскому — представителям церквей, основанных самими Апостолами — предоставили право власти перед другими митрополитами. На четвертом Вселенском соборе (451 г.) им дано название — патриархов. В силу такого соборного определения, эти три епископа имели власть и над митрополитами в своих округах. Второй Вселенский собор (381 г.) предоставил преимущество чести еще епископу Константинопольскому, непосредственно после Римского, это было сделано вследствие политического значения Константинополя. Все митрополиты, состоявшие в округах патриарших, были подчинены каждый своему патриарху и лишь некоторые из них самостоятельно управляли своими церквами, которые получили название — автокефальных. Таковыми были: на востоке — кипрская, на западе — Медиоланская, Аквилейская и Равеннская, а особенно Карфагенская. Что же касаемо власти и прав патриархов, то они становились в такое же начальственное положение к митрополитам, в каком последние соотносились с епископами. Они наблюдали за церквами всего округа,утверждали избрание митрополитов и посвящали их, надзирали за их моральным обликом… 5.
Но все-таки, как ни велика была роль патриарха в церковном управлении, выше их стояли, и по сей день находятся — Вселенские соборы. Власть патриархов распространялась на местные церкви, церкви их подчиненного округа, власть же Вселенских соборов распространялась на всю Вселенскую Церковь, на всю иерархию, не исключая и самих патриархов. Соборное управление появилось еще в первые века, но только лишь в четвертом веке, когда христианство стало господствующей религией, оно достигло своего полного развития. Появилась возможность созывать соборы не из епископов отдельных областей, а всей Римской империи. В то время понятие империя — была синонимом слова вселенная, поэтому соборы получили названия Вселенских. Но довольно часто на Вселенских соборах присутствовали епископы из стран, не входивших в Римскую империю, но которые приняли христианство. Все соборные постановления, утвержденные государственной властью, получали силу общеобязательных, не только церковных, но и государственных законов, и зачастую приводились в исполнение государственной властью. Постановления же поместных соборов, только тогда получали законодательную форму, когда были одобрены Вселенским собором. Таким образом Вселенские соборы были, и остаются, высшей инстанцией в Церковном управлении. Они послужили развитию церковного законодательства. К письменным церковным правилам, появившимся до времени правления Св. Константина Великого и вошедшим в канон, прибавилось множество новых, которые охватывали все стороны церковной жизни.
6. Вселенские соборы ни одному из патриархов не предоставляли исключительной власти над Вселенской Церковью. Но с течением времени Римские патриархи стали пытаться эту власть заполучить в свои руки. Изначально за ними признавалось лишь первенство чести. С третьего, а еще более с четвертого века, западные писатели стали насаждать особое понятие о том, что в Церкви кроме Истинного Главы — Господа нашего Иисуса Христа, существует еще и земной глава. И этим главой они хотели видеть Римского патриарха, который стал именоваться — папа. Все это в последствии привело к расколу Церкви, и я думаю, что «правило Филиокве», лишь малая крупица в «большом кургане властолюбия» Ватикана. И все же первое тысячелетие после Рождества Христова — это Великая эпоха Христианской Церкви, это время формирования Ее канонической структуры. Главным церковным центром Запада был Рим, на Востоке действовали четыре Патриархата, из которых первенствующее значение приобрел Константинополь. Единство Церкви на востоке и Западе, несмотря на все усиливающиеся разногласия, к концу первого тысячелетия сохранялось. Однако христианский мир был уже четко разделен на сферы влияния Западной и Восточной Церквей, и разобщение между Церквами Востока и Запада с каждым годом становилось все более явным. Первое тысячелетие было временем становления и развития христианского вероучения, получившего в течении этого периода вполне законченный характер. В трудах Отцов Церкви, в определениях Вселенских и Поместных соборов, было сформировано учение, оставшееся в Православной Церкви неизменным до настоящего времени. Именно богословие Отцов Церкви первого тысячелетия является той основой, на которой единство мирового христианства, утраченное во втором тысячелетии, может и должно быть восстановлено. И я верю, что по молитвам нашим, обращенным к Предстоятелю нашей Церкви — Господу Иисусу Христу, рано или поздно это произойдет. — О благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу Помолимся. Господи помилуй!
|