Сведения об образовательной организации
05.02.2013
Введение Целью, выбранной темы моей дипломной работы, я считаю в освящении определенного материала по вопросу воспитания, как основного критерия общественной жизни. Важно отметить, что процесс воспитания является индивидуальным. Вполне процесс воспитания можно назвать «искусством действия». Нельзя сказать, что методы, применяемые к воспитанию, являются обязательными во всех случаях для всех детей. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Но это еще не значит, что методы и средства, которыми вы пользуетесь, будут единственными и главными во всех последующих случаях. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Воспитание, как было замечено мной чуть выше, есть – «искусство действия», и я здесь не случайно употребил слово «ДЕЙСТВИЕ», ведь все происходящее в момент нашей земной жизни является набором последовательных (а возможно беспорядочных) действий. Английский историк Эдвард Гиббон сказал: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». Главной целью нашей человеческой жизни – есть спасение души и достижение высшего идеала – МОМЕНТА БОГООБЩЕНИЯ. И именно от воспитания зависит многое. Святитель Иоанн Златоуст о воспитании говорит следующее: «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков. Основные задачи моей дипломной работы я ставлю для себя в таком порядке: 1. Рассмотреть основные задачи в процессе воспитания. 2. Изучить формы семейного воспитания. 3. Определить основные функции семьи в системе воспитательного процесса. 4. Обозначить значение Церкви, семьи и школы в процессе воспитания. 5. Проанализировать педагогические средства народного воспитания. Актуальность работы: В педагогической науке разрабатываются понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», исследуется их связь, осмысливается педагогическая практика, ориентированная на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания посредством интеграции традиционных ценностей в образовательное пространство. В последние годы проблема духовно-нравственного развития и воспитания новых поколений на основе традиционных ценностей является предметом обеспокоенности общества. Педагогические возможности школы и семьи оказываются недостаточными для организации духовно-нравственного воспитания. Реалией сегодняшнего дня является необходимость восстановления религиозного уклада жизни. И именно Церковь, как Божественный «организм» должна включиться в решение данных проблем. Выше названные критерии обуславливают потребность педагогической науки и образования в изучении традиций, теоретическом осмыслении специфики религиозных педагогических культур российского общества.
Ниже приведен план дипломной работы. ПЛАН I. Воспитание, как целенаправленный процесс. Основные задачи воспитания. II. Формы семейного воспитания. 1. Семья- малая Церковь. 2. Работа с родителями. 3.Функции семьи. 4.Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы. III. Педагогические средства народного воспитания 1.воспитание в дворянских семьях 2.воспитательные школы (Ушинский, Корф, Рачинский) Как вы могли заметить, в своей дипломной работе мне хочется уделить особое внимание такому социальному институту, как СЕМЬЯ, а именно понятию СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Все мы прекрасно понимаем, что именно в семье происходит первоначальное формирование личности. Перейду к одной из глав моей дипломной работы. Тема: «Воспитание, как целенаправленный процесс. Основные задачи воспитания». В Послании апостола Павла к Ефесянам мы читаем: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»[1]. Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. Целью воспитания является ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий. Но цели воспитания не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. В процессе всего жизненного периода, с течением времени и обстоятельств цели воспитания могут меняться, но, однако, главной целью является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности». Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания. 1. Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка.
2. Идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству.
3. Нравственное Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. 4. Трудовое Целями здесь являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. 5. Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. В процессе воспитания необходимо, чтобы все причастные к воспитанию лица действовали сообща, предъявляя воспитаннику согласованные требования. Главное помнить, что духовно воспитать ребенка, не приобщая его к церковной жизни, не возможно. Когда ребёнок видит, что родители молятся утром, вечером, посещают службы в храме, причащаются и причащают детей, он и сам будет стремиться к тому же. Детская душа восприимчива и напитывается Божиим Светом и получает как бы иммунитет против разрушительных проявлений, которых в нынешний век с избытком. Религиозные образы необходимы ребёнку для выражения религиозных переживаний. О значении семьи в процессе воспитания было сказано выше, но хотелось бы добавить еще, что семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка. Известный русский педагог, основоположник научной педагогике в России — Константи́н Дми́триевич Уши́нский сказал: «Мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное воспитание может быть только религиозным». Не нужно забывать о Таинствах. Образовательные учреждения призваны так же помогать семье в деле воспитания подрастающих поколений. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Заключение В заключении мне хочется отметить, что понятие «ВОСПИТАНИЕ» включает в себя множество аспектов. Чтобы изучить все тонкости данной системы, нужно руководствоваться так же и опытным путем. Рассматривая данную тему, я убедился, что методик воспитания множество, а цель одна — формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности». И что как школа, так и Церковь призывает нас к формированию и правильному переосмыслению данных ценностей. Источники: 1. Дивногорцева С.Ю. «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуре». 2. Священное Писание 3. http://www.bogoslov.ru/text/2533712.html 4. http://www.amorfamily.ru/id_100/ |