Сведения об образовательной организации
28.02.2013
«Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник», может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися». Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой – Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери (Мф. 26,26-28) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии. Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции – как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки – о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии. Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова следующим образом… Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей. Однако патриарх так и не смог познакомиться с «Воумлением» до своей смерти в 1690 году. Его преемник, патриарх Адриан, в начале своего правления тяжело занемог и также не прочитал книгу. В итоге так и осталось – «…написание сие никем свидетельствовано». «Воумление» несколько обширнее «Известия учительного» и дает наставления не только относительно Святой Литургии, но и некоторых других церковных чинопоследований и треб. Одним из источников «Воумления», а стало быть, и «Известия учительного» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в «Требнике» киевского митрополита Петра Могилы в качестве приложения. Но самое интересное, что этот «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Местами «Трактат» при «Требнике» Петра Могилы представляет не просто перевод, но – в значительной части – переработку этого латинского сочинения. В свете вышеизложенных фактов не следует, однако, проявлять, что называется, ревность не по разуму и – отвергать «Известие учительное», как имеющее в основании «латинские измышления». Следует помнить, что Православная Церковь часто подвергала рецепции, своего рода натурализации, «изобретения» инославных христиан. Даже и колокола, так сладко звучащие в католическом городе Молине (Бельгия), однажды наполнили русские звонницы малиновым звоном… А труд члена Доминиканского ордена брата Лоренцо Скупполи обратился под пером преподобного Никодима Святогорца в «Невидимую брань» – прекрасное пособие по православной аскетике. Для русской литургической практики значение «Известия учительного» переоценить трудно. Каждый новоначальный иерей должен быть знаком с ним в обязательном порядке. По благословению правящего среднеазиатского архиерея, митрополита Владимира – сотрудник Ташкентского Епархиального управления иерей Георгий Палехов взялся за перевод «Известия учительного» на более близкий к нам русский язык. Эта работа была закончена отцом Георгием в 2001 году. В ней он не стремился создать какой-то принципиально новый текст. Его целью стало лишь максимальное приближение «Известия» к современной русской речи, но с сохранением слога первоисточника. Насколько ему это удалось, и приживется ли данный перевод в церковной практике, покажет время. Но уже сейчас хорошо видны несомненные достоинства труда отца Георгия – понятность и общедоступность древнего текста»[1].
В первой главе «Известия учительного» сообщается о том, какие Таинства существуют в Церкви, где они должны совершаться и какие для этого должны быть условия. Условия суть таковы: наличие освящённого храма от архиерея, либо наличие освящённого антиминса, чтобы совершить освящение храма по чину священническому; сам священник; облачения священнослужителей. А так же требования необходимые для совершения Таинства Евхаристии: просфоры и виноградное вино, к которым так же есть определённые требования. За нарушения некоторых из этих условий подразумевается даже извержение из сана. Во второй главе повествуется, как подобает готовиться служителю к совершению Божественной Литургии и причащению Христовых Тайн. В первую очередь сообщается, что никто кто кроме правильно рукоположенного иерея не сможет совершить Литургию, а дерзнувший, впадает в тяжкий грех. Во-вторых, сам иерей должен храниться от всего, что мешает достойному служению, как например наличие смертного греха, отлучения или запрещения от архиерея, до тех пор пока не получит разрешение. Так же и многоядение и многопитие является препятствием. Находящийся в супружестве, перед литургисанием должен воздержаться несколько дней от близкого общения с женой. Внутреннее духовное смущение от отчаяния, уныния или тоскливости, является препятствием. Осквернение телесное во сне, даже и без вины иерея тоже является препятствием, а если он сам в этом виновен, то не дерзает служить, пока не исповедуется своему духовнику и получит разрешение. Подводя итог, следует сказать, что иерей должен всячески храниться от всего, что может помешать литургисанию, иметь сокрушение о грехах своих, иметь смирение и благоговение, и возбуждать голод с жаждой к Телу и Крови Христовым. Так же во время службы, начиная с молитв часов, следует размышлять о страданиях Христа ради нас. В этой главе так же описываются некоторые моменты относительно некоторых правил к служению и Причащению, и как подобающе должны выглядеть одежды священнослужителей. «Известие учительное» затрагивает вопрос и о времени совершения Литургии – это третий час дня по древнему обычаю. Может и раньше и позже, но не прежде рассвета дня или после полудня. Исключения составляют лишь особые урочные дни. В четвёртой главе мы узнаём о необходимых предметах для совершения Божественной Литургии. Во-первых это антиминс, а для престола срачица, индития и литон, все они должны быть благообразными на вид и ни в коем случае не дырявым или грязным. Если же Церковь или престол будет осквернён от человеческой крови или другой телесной нечистоты, то должно с благословения архиерея это очистить. До этого момента не должно совершать Литургию. Далее в главе описаются случаи, разъясняющие некоторые тонкости касательно осквернения и некоторые другие моменты. В пятой главе описывается, какие необходимы священные сосуды для служения. Это потир или чаша, дискос, звездица и лжица. Для них необходимы три благообразных на вид покровца. Для сосудов есть определённые требования относительно их материала. Для службы необходима книга «Служебник», на память запрещается произносить молитвы. Так же нельзя служить без зажжённых свечей на престоле, жертвеннике, и перед иконами — для выхода. Должно иметь прислужника в алтаре мужского пола. Во время службы иерей должен пребывать в мире, кротости и благоговении; благоговейными должны быть и все движения его рук, и другие действия. В шестой и седьмой главах затрагивается вопрос о веществе Тела и Крови Христовых. В частности говорится, что только пшеничная мука может являться веществом для Тела. Хлеб может быть простым или квасным, но не пресным. Указывается, что хлеб должен быть свеж и хорош на вид, но не помазанным маслом, молоком или яйцами. Использовать другой хлеб запрещается и вменяется это в тяжкий грех и в извержение из сана, и Таинство на таких хлебах не совершится. Веществом же для Крови может быть только вино и только из виноградных плодов, с характерным вкусом и запахом вина, ни с чем не смешанное. За использование не пригодного вещества служащий подлежит извержению из сана. Так же во время службы, когда полагается разбавлять вино водой, если этого не будет сделано или вино изменит вкус, то тоже смертно согрешит В восьмой главе повествуется о случаях, которые могут случиться с веществом Тела Христова, т.е. хлебом. Суть всей главы в конечном итоге сводится к тому, чтобы иерей тщательно следил за испечением просфор. Чтобы для их изготовления использовались подобающие продукты. И не пришлось во время совершения Литургии, повторять с другой уже хорошей просфорой всё положенное над ней. А если хорошей просфоры не будет, то иерей в таком случае обязан прекратить совершение службы. В девятой главе говорится о случаях освящения Святых Даров. Например, если служащих иереев несколько, то некоторые молитвы необходимо произносить всем вместе, но не вслух. А если иерей забыл, произносил ли некоторые слова и молитвы над хлебом и вином, то, не смущаясь, прогнав помысл, заново проговорит необходимые слова. В десятой главе говорится о случившихся недостатках служащего священника. Если вдруг иерею станет плохо перед освящением Тела и Крови Христовых, то должно ему оставить службу, а если это случится после освящения, то другой иерей, если есть там, продолжит вместо первого с места остановки. Если же нет другого иерея, то когда придёт другой, совершит службу заново, так как не присутствовал при совершении той Литургии. И после потребления нового Агнца, потребит всё и от первого. Если же иерей будет позван во время службы до Великого входа ради смертной нужды, крестить или исповедовать не на далёкое расстояние, то должен оставить службу и отправится к тому человеку. После же Великого входа не должен прекращать литургисать, полагаясь на волю Божию о том человеке. Если из-за долгого отсутствия иерея Святые Дары испортятся, то должно их всыпать ему в текущую реку. Так же если иерей, служа не причаститься, кроме приведённого случая, то тяжко согрешит и подлежит извержению из сана. Если попадёт муха в святую чашу, то нужно её вынуть, обвить в бумагу и сжечь. Если паук или, что ядовитое попадёт, то вино должно быть перелито в другой сосуд, а в святую чашу влито другое вино и вода, а после службы выльет испорченное вино так же в текущую реку. Если же зимой Божественная Кровь в чаше замёрзнет, то допускается опустить чашу в кипящую воду, пока всё не отмёрзнет, но чтобы ничего от воды не попало в неё. Так же в этой главе уделяется внимание нескольким случаям, связанным с таким серьёзнейшим моментом, как пролитие Божественной Крови или падение на землю частицы от Божественного Тела, и что подобает делать иерею в таких случаях. Поэтому иерею подобает быть очень внимательным к себе, и усердно плакать ради этого случая. Так же по Причащении Крови, иерей должен следить, чтобы ничего не осталось у него на устах или усах, край чаши оближет и хорошо вытрет губами. Тоже самое и с Телом Христовым, нужно следить, чтобы никакой частицы не осталось на ладони после причащения. Повествуется так же и о таких случаях, если вдруг совершится нападение врагов, язычников, еретиков или убийц, то иерей должен потребить Святые Дары, чтобы они не остались на поругание, а самому иерею бежать, если возможно. Но лучше если останется и будучи убитым, примет мученический венец. Так же если кто, уничижая святую Православную веру, захочет убить служащего иерея, то иерей не должен прекращать службу, даже если придётся быть убитым. Если случился пожар, то иерей сохранно с антиминсом и Дарами должен выйти из неё, и продолжить на том же антиминсе, начав с места, где остановился. Если же после освящения случится чудо, т.е. вид хлеба примет вид плоти или младенца и вино вид крови, то иерей не должен этим причащаться, так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. И иерей должен будет взять другую просфору или новое вино и освятит их как положено, а если Тело и Кровь примут вновь свой прежний вид, то не закалая нового агнца и, не вливая новое вино, должен этим причаститься, так как это есть истинные Тело и Кровь Христовы. Наконец же, должен приходской иерей знать, что в каждый великий праздник, воскресенье и субботу должен служить Литургию, иначе смертно согрешит. Ко всему этому должен знать и то, что в один день может совершить только одну Литургию и на одном престоле. В одиннадцатой главе сообщается о том, что должен сделать иерей после совершения Божественной Литургии. В частности говорится, чтобы никакая крупица от Божественного Тела не упала, не оставалась на дискосе, антиминсе или литоне, а всё собранное аккуратно было всыпано в святую чашу и на жертвеннике иереем или дьяконом потреблены. И после потребления ничего не должно оставаться в святой чаше. Все сосуды священные, губу литонную, а так же плат полагается всегда держать чистыми. После совершения Литургии, иерей, не выходя из алтаря должен благодаря Бога, прочитать молитвы по Святом Причащении. В этот же день должен воздержаться от излишнего вкушения пищи, пития, сна, а имеющий супругу – от телесного совокупления с ней и всякой плотской любви. В предпоследней двенадцатой главе говорится о том, как следует хранить Божественные Тайны ради больных. Прежде всего, все сосуды должны быть приличны внешним видом и материалом, из которого сделаны, и пригодны для Хранения Божественного Тела Христова. Непосвящённому человеку нельзя прикасаться к кивоту, в котором хранятся Божественные Тайны. По нужде Божественные Тайны могут быть приготовлены для хранения не только в Великий четверг, но и в любой другой, по тому же чину. При хранении нужно их часто проверять, чтобы по нерадению иерея, они не испортились, иначе он смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана. Если же Дары испортились, то не должно уже ими причащать больных. Но следует приготовить новые Дары на Литургии. Далее описывается более подробно, как подобает сушить Дары для хранения. В последней тринадцатой главе говорится о подаянии, принятии, хранении и о поклонении Божественным Тайнам. Иерею должно иметь желание к частому Причащению и паству свою поучать, чтобы с чистой совестью, со смирением они подходили к Причастию. Перед этим желающий сподобиться принятия Божественного Тела и Крови Христовых, должен попоститься семь дней, если по нужде три или только один, пребывая в молитвах и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов. Находящиеся в супружестве должны в эти дни воздержаться от совокупления. И за день до Причастия исповедать свои грехи, а с вечера немного вкушать пищи и пития, а после полуночи ничего уже не вкушать. В день Причащения должно прийти к началу Литургии. Иерею же, если от большого количества причащающихся, случиться так, что не хватит в Чаше Божественной Крови или Тела, то ни в коем случае не вливать ему простого вина или хлеба. Этим он тяжко согрешит и будет подвержен извержению из сана. Но тем, кто не смог причаститься, необходимо подождать до следующего утра, или если есть хранящиеся в кивоте ради больных Божественные Тайны, всыпать их в Чашу и причастить как обычно остальных. При входе и выходе в алтарь должно снимать головной убор и совершать поклон. И всё что, совершаешь в алтаре, необходимо делать со смирением. Иерей так же обязан обучить пономарей благоговейному поведению в нём и выполнению своих обязанностей. Женщинам и никому из несвященных нельзя входить в алтарь, ради чести Божественных Тайн. Престол и жертвенник чистить должен только иерей, диакон или иподьякон, никто другой не имеет права прикасаться их. Грязь и пыль церковную, следует выбрасывать в реку или в непопираемое ногами место. Следует иерею знать, что всех христиан единой веры и единой нашей Церкви, живущих благочестно, не имеющих запрещения и приносящих на исповеди покаяние, должно причащать Святых Тайн. Недостойные же должны быть всячески отлучены от этого Таинства. К недостойным относятся такие, кто имеет отлучение, запрещение или клятву от епископа, а так же явные грешники. До тех пор пока не принесут искреннее покаяние и достойные его плоды. Лишённым рассудка или обмершим Божественные Тайны подавать так же нельзя, можно только в том случае, когда они приходят в себя и с сокрушением исповедают свои грехи. В конце «Известие учительное» завершается такими словами: «За истинное благочинное и правильное соблюдение того, чтобы благоугождать Господу Богу со тщанием и хранить Церковное предание в чистоту души и тела, даст Господь повсюду Своим людям мир и милость, и благоденствие всем благочестно живущим на земле. Потом же и наследие на Небесах всерадостных вечных красот подарит, что да будет получено христианскими православными душами благодатию Иисуса Христа, предстательством Всеславной Пречистой Девы Богородицы Марии и молитвами всех святых. Аминь». В завершение можно сказать, что «Известие учительное» является важным пособием в первую очередь для человека находящегося в священном сане. Особенно оно будет важным и обязательным для ознакомления человеку, только что рукоположенному, а так же и мирянину будет не лишним ознакомление с ним, так как в нём присутствуют некоторые моменты затрагивающие непосредственно их. Оно даёт ответы на многие одновременно и сложные и недоумённые вопросы, которые могут возникнуть во время служения, и правильно восприняв образы поведения в таких ситуациях, можно и на схожие вопросы уже иметь хотя бы некоторое понимание их решения. К тому же прочтение впервые «Известия учительного» оказывает на человека, особенно только что рукоположенного правильное осознание, помогает ещё раз напомнить себе о внимании, благоговении и трезвости перед тем, что он совершает и перед Кем предстоит.
Список использованной литературы:
[1] [http://www.blagogon.ru/biblio/332/] |