Сведения об образовательной организации
30.04.2013
Православная Церковь берёт христианское учение из Божественного Откровения. Божественное Откровение, от дней апостолов и пророков, сохраняется в Святой Христовой Церкви. Это тот вид Божественного Откровения, который называется сверхъестественным и дан был сначала через птриархов и пророков, а потом через воплотившегося Сына Божия: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех,в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори»-пишет Апостол Павел в Послании к евреям(Евр.1,1-2). «Церковь Бога жива, столп и утверждение истины»- говорит Апостол Павел в другом Послании (1 Тим.3,15).Церковь сохранила и передала Божественное Откровение всем людям посредством Священного Писания и Священного Предания. «Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно»- повествуется у Митрополита Московского Филарета (Катех.п.22). Понятие «Священное» в применении к писанию означает его Боговдохновенность или Богодухновенность: «Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: Да совершен будет Божий человек, на всякое дело Благое уготован.»-говорит Апостол Павел(2Тим.3,16-17).Таким образом Библия есть книга ,превосходящая все прочие книги благодаря своему Божественному происхождению. Единство Священного Писания основывается на его Богодухновенности. Несмотря на то, что в состав Библии входят книги различного содержания, принадлежащие к разным жанрам, написанные на протяжении более чем тысячелетия, несмотря на то что их авторами были люди различного происхождения (пастухи, рыбаки, священники, цари, книжники), писавшие на разных языках (евр., греч., арам.),- Священное Писание является единым целым, поскольку все книги вошедшие в его состав имеют единое вдохновение и единый объект веры, не противоречат друг другу, но, напротив, раскрывают учение о Едином Истинном Боге, изречённое Духом Святым. Главным условием Богодухновенности была причастность авторов действию Святаго Духа: « Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша Святии Божии человецы»— говорит в своём Послании Апостол Пётр(2Петр.1,21). Книги признанные Церковью Богодухновенными называют ещё каноническими, а их собрание-Каноном. Канон книг Ветхозаветных унаследовала церковь Новозаветная от Иудейской. Новозаветный же Канон Священного Писания сложился в настоящем виде в конце четвёртого, начале пятого веков по Р.Х., то есть не сразу, и само Священное Писание, насколько это можно заметить, не устанавливает критерий, удостоверяющий Богодухновенность той или иной библейской книги. Есть книги не вошедшие в Канон, но при этом по жанру и по предметам о которых в них повествуется соответствующие каноническим книгам Библии. Это и так называемые неканонические книги Библии, и другие книги, в настоящее время включённые в сборники уставных чтений (например «Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери» и пр.), а ещё произведения из числа так называемых апокрифов, также неким образом сходные с библейскими, которые Церковь не признала принадлежащими Ей, но признала чуждыми и содержащими в себе ложное учение. Каким же образом то или иное писание было включено, или не включено в Библейский Канон? Каков критерий отбора? Ведь, по видимому, ни в каком из канонических писаний сам Канон не содержится в виде списка книг или их перечисления? Первоначально, как известно, способом сохранения и распространения Божественного Откровения было Священное Предание: «От Адама до Моисея не было Священных книг» (Катих. митр. Филарета п.21).Протопресвитер Иоанн Мейендорф говорил о Церкви, что Она есть Храм Святаго Духа и та среда, где существуют не только отдельные человеческие обычаи и предания, но и единое Священное Предание, писанное или неписанное.(Очерки по истории Православной Церкви А. Л. Дворкин с.15) В раю Адам имел единственную заповедь и, исполняя её, был причастен Боговидению, видению Божества, видел Несказанный Свет, но после преслушания, нарушения Божией заповеди, преступления заповеди, произошло грехопадение, отпадение от Бога. И с тех пор падшее человечество все дальше и дальше уходило «на страну далече», и вот стало так, что не все люди могут принять Божественное Откровение непосредственно от Бога по немощи своей, а при этом спасение требуется всем. И сначала Священное Предание а затем и Священное Писание становятся способами сообщения всем людям Божественного Откровения. Господь Иисус Христос провозглашая Богодухновенность ветхозаветных писаний (Мф.21,42;Ин.5,39 и др.), не оставляет письменного слова, предоставляя написание его своим ученикам. Предание (по латыни «traditio») значит то, что передаётся из рук в руки, из уст в уста то, что хранилось в сердце отдельных людей, но в то же время было выражением веры Апостольской, веры Церкви. И то какие книги необходимо должны быть включены в Канон Священного Писаниия, а какие нет, по- видимому решалось на основе живого опыта веры людей живших во Христе, видевших Воскресшего Господа и говоривших с Ним, когда Он «…отверзе им ум разумети писания» (Лк.24,45). И составление Канона Новозаветного таким образом,-есть выражение этого соборного сознания Церкви или иначе, область Священного Предания. В главе 27 правила 97 догматического послания свт. Василия Великого к свт. Амфилохию Иконийскому «О Духе Святом» (ок.375г.) сказано следующее: «Из соблюдённых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое послание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами которые Апостол и Евангелие упоминает, но прежде их, и после произносим и другие , как имеющие великую силу для Таинств, приняв оные от неписанного учения. По какому также писанию благословляем воду Крещения, и елей Помазания, ещё же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что ещё? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее относящееся к Крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть непозволительно?» Итак, произошло в своё должное время, Сошествие Святаго Духа на Апостолов и Божию Матерь. Спасительное же воздействие на людей Святого Духа, пребывающее в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью. Митрополит Московский Филарет говорил о том, что Святое Предание-это не только видимая и слышимая передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое но действенное сообщение благодати и освящения. «В самом Писании истина открывается применительно и прикровенно, и потому без благодатной помощи и озарения не доступно и подлинное разумение Писаний. Только в опыте веры раскрывается смысл Слова Божия. Только вера, а не исследование выводит нас за пределы нашей тварной ограниченности…Без просвещения Духом невозможно прийти к познанию истины, невозможно приобрести и точное понимание божественных догматов»-говорится у Г.В. Флоровского в книге «Византийские Отцы 5-8 веков».(Г.В.Флоровский ук.соч.с.53) Таким образом, как для того, чтобы написать Богодухновенный текст, так и для того, чтобы его действительно понять необходима причастность к действию Святого Духа, причастность к Благодати. В учении о Фаворском свете и о действиях Божиих, Святителя. Григория Паламы, которое также называют учением Исихастов, говорится о том, что Свет который видели апостолы когда были с Господом на Фаворской горе –нетварный, несозданный.(еп.Варнава «Основы искусства святости»с.с.172;392.) Он, то самое, умертвившее ад, блистание Божества, не от мира сего, но пребывающее среди сотворенных вещей. Исихия -означает молчание, ведение, непосредственное созерцание, не имеющее нужды говорить для того, чтобы нечто выразить или с тем чтобы что-то высказать, как-то пояснить созерцаемое, скорее напротив, стремящееся к своему естественному состоянию: тишине тайны. Отцы исихасты путём молитвенного подвига и очищения своего сердца от страстей приближались к Богу и приобщались к Божественным благодатным энергиям, и к подобно- бывшему у первозданного Адама Боговедению и Богопочтению. Апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме…нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия»(1 Кор.2,7-8,10). Всякое дерево имея корни, ствол, ветви листья, составляющие его крону, и оживотворяющую их внутреннюю невидимую силу жизни, представляет из себя некое живое единство. Осуществив Священное Писание самой своей жизнью, привившись к Лозе Истинной святые исполнились, подобно зеленеющим ветвям, Живительной Силы Духа Святаго. Подобно этому неразрывному единству и единство Священного Писания и Священного Предания, взаимообуславливающее и взаимно объясняющее друг друга. Вместе принадлежа Церкви, Священное Предание и Священное Писание содержат в себе полноту Божественного Откровения. Иногда Священное Писание определяют как самое драгоценное в составе Священного Предания. В то же время записанные определения Вселенских Соборов общепризнанно относящихся к области Священного Предания признаются Богодухновенными, что в свою очередь свойственно Священному Писанию. Но не все соборы признаны вселенскими, но и отцы Церкви, как люди, ошибались в чем-либо, а в сочинениях авторов признанных еретиками содержатся многие верные и здравые мысли (например Тертуллиан говорил, что душа человеческая по природе своей христианка). Только вера Церкви, как единства верующих, вся Церковь в целом может провести границу между истиной и заблуждением. Изучение Священного Писания, по видимому должно идти «рука об руку» с изучением писаний святых отцов Церкви. Изучение означает: приложение к жизни. Необходимо пребывать с ними в духовной преемственности, усвоить внутреннюю логику и смысл святоотеческой мысли в её развитии, или если можно так сказать, необходимо непосредственное приобщение к Священному Преданию, к живому опыту веры святых. Как два отличные друг от друга но нерасторжимые способа сохранения и передачи Божественного Откровения Священное Предание и Священное Писание находятся не в единстве противоположностей, а в единстве Божией Благодати. «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»(1 Кор.12,32.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов М.,1990. 2.Православная энциклопедия Т.Т.№3;№5. 3.Полный Православный .Богословский энциклопедический словарь репринт. Изд.М.,1992. 4. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Церкви сост. митр. Филаретом (Дроздовым) переизд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 5 «.Православный Катехизис» еп. Александр (Семёнов-Тян-Шанский) изд. Моск.Патр. М.,1990. 6. Лосский В.Н. Боговедение Белорусский Экзархат Минск ООО «Харвест»,2007. 7.Еп. Варнава (Беляев) «Основы искусства святости» изд. Братсв. Александра Невск. Нижн.Новг.1995. 8.Прот.Георгий(Флоровский) «Восточные отцы 5-8 веков» Парижъ 1933. 9.Дворкин А.Л. «Очерки по истории Вселненской Православной Церкви» изд.Братств. Александра Невск.Нижн.Новг.,2003.
|