Сведения об образовательной организации
04.01.2014
Кустова Е. В. Вопросы взаимодействия духовного образования и монашества в Вятской и Великопермской епархии в XVIII в.
Монастыри в допетровской Руси являлись центрами книжности и образования. Опираясь на западный опыт, Петр I попытался вывести образование из монастырских стен. Несмотря на это, в XVIII в. тесная связь между ними сохранялась. Одна из первых школ на Вятке появилась именно в стенах монастыря. По указам Петра I 1714, 1716 и 1720 гг. вятский воевода В. И. Чаадаев обратился с требованием устроить при Вятском архиерейском доме и Успенском Трифонове монастыре цифирную школу[1]. Однако она, по-видимому, так и не была создана, поскольку в ноябре В Кардинально меняется облик архиерейской школы после приезда на Вятку в Успенский монастырь также отвечал за содержание семинаристов. «Духовным Регламентом» было предписано монастырям выделять на содержание духовных школ 20-ую долю урожая хлеба. Однако это содержание получалось школами из вятских и пермских монастырей с большим трудом и крайне нерегулярно, поскольку последние сами с трудом сводили концы с концами. Содержал семинаристов фактически один Успенский монастырь, который давал школам, а затем семинарии печеный хлеб, толокно, квас, капусту и крупу для щей, а в постные праздничные дни горох и конопляное семя для каши, тратя на двести учеников около 100 руб. в год[13]. Трифонова обитель отвечала за обеспечение школы вплоть до секуляризации. В Монахи также жертвовали книги для семинарии. В их числе постриженик Успенского монастыря игумен Мисаил (Сеземов), архимандриты Успенского монастыря Павел, Андрей (Таршевский) и др. Как правило, они дарили библиотеке книги на латыни[16]. В свою очередь, семинарской библиотекой пользовалась и братия Успенского Трифонова монастыря[17]. Успенский монастырь не только стал домом для учеников, но и активно участвовал в учебном и воспитательном процессе. Если первые учителя были приглашены из Киева, то впоследствии была введена система взаимообучения, когда способные студенты старшего класса риторики обучали младших: сначала класса аналогии, потом инфимы, далее грамматики и синтаксимы. Такой путь прошли будущие постриженики Успенского монастыря – братья Николай и Михаил Сеземовы, Иоакинф Черепанов, Назар Хорошавин, Василий Клобуков. Что касается Мины Мышкина, обучавшегося после семинарии в Московской академии, он сразу стал учителем старших классов грамматики и пиитики[18]. Некоторые из них преподавали не только до пострига, но и став монахами. Особую роль монастырь должен был сыграть в деле духовного воспитания будущих пастырей. Необходимость воспитания осознавалась преподавателями архиерейской школы. Семинарская инструкция Воспитанию способствовало не только нахождение школы в обители, но и сам тип архиерейской школы, которая являлась закрытым учебным заведением «образом монастыря». Правилами предусматривались редкие свиданья учеников с родными, распределение времени по точным «регулам» со строгим надзором за семинаристами ректора, префекта и других служителей[23]. Также как и в монастыре во время трапезы читались Св. Писание, прологи и исторические повести «о церковных великих учителях»[24]. Чтобы не возникало проблем с поведением, семинаристам было запрещено ходить в гости к знакомым и родным. Однако многие семинаристы жили не в семинарии, а у своих родных или на квартирах в городе[25]. Укреплению дисциплины должен был способствовать и четкий распорядок дня. В семинарских инструкциях указывалось, когда необходимо вставать, ложиться, молиться, умываться, есть, гулять и т.д. После удара набатного колокола ученики не могли покидать школу до утреннего благовеста[26]. Содержать шумную и беспокойную молодежь в монастырских стенах было делом непростым. Правила, прописанные в семинарских инструкциях, должны были помочь соблюсти в монастыре порядок и дисциплину, а также усилить контроль над учебой. Начальник школы должен был следить, чтобы между учениками «…не было ссор, драки, пьянства, сквернословия и всякаго инаго безчестия». Ученики должны ходить по монастырю «не резвяся, без всякого шуму, но тихо и смирно»[27]. Также за поведением семинаристов следил суперинтендант. В Дисциплина в семинариях поддерживалась путем телесных наказаний, от которых не были свободны даже учителя. За малые проступки студент наказывался розгами, за средние и большие – «словом укоризненным», а если не исправится – плетьми[29]. Только небольшие провинности наказывались земными поклонами. Так, в Оказывал ли монастырь влияние на воспитание школьников? Безусловно, монастырские службы создавали особую атмосферу в семинарии. Кроме того, для некоторых школьников примером были их родители, в т.ч. ставшие монахами Успенского монастыря. Так, в 1740-х гг. в школе учился Василий Лобовиков, чей отец иером. Феодорит, постриженик Успенского монастыря, стал со временем настоятелем далекой Тохтаревской пустыни. У Мины Мышкина отец Тарасий был монахом Котельничского Предтеченского монастыря. Иван Протопопов также был определен в школу на казенное содержание, когда его отец решил поступить в Успенский монастырь[31]. Став вдовцом, священнослужитель не мог вторично жениться, и школа в какой-то мере решала вопросы воспитания и содержания его детей. К тому же, когда школа переехала в монастырь, монахи могли свободно встречаться и общаться со своими детьми, обучающимися в духовной школе. Монахи подавали добрый пример благочестивой жизни студентам, однако были и те, чья жизнь, далекая от высоких идеалов монашества, приводила учащихся в смущение. 25 февраля Случалось, что монахи искушали даже учителей. 9 февраля В целом, нахождение монастыря, а вместе с ним и семинарии около города постоянно создавало проблему поведения семинаристов, а порой и учителей. Поэтому епископ Лаврентий (Баранович) в 1794–1795 гг. перевел семинарию «для удаления от всяких соблазнов» на загородную Филимоновскую дачу, расположенную в 2 верстах от города, построив здесь два каменных флигеля. Здесь семинария располагалась вплоть до Помогал монастырь и в «трудоустройстве» школяров. Желающие продолжить обучение, могли освоить высшие классы философии и богословия в Московской и Киевской духовных академиях[35]. Студенты, имевшие стремление к дальнейшему познанию наук, но которым было больше 25 лет, до особой резолюции находились в Успенском монастыре. Здесь они должны были «…в подтверждение учения своего читать церковныя нравоучительныя и историческия книги»[36]. Находились в монастыре и толковые семинаристы, ожидающие свободных вакансий в Хлынове. Так, в Однако были и те, кто шел в монастырь после семинарии осознанно, в надежде принять «ангельский образ». Среди студентов духовной школы, принявших постриг в стенах вятской обители и впоследствии ставших настоятелями разных вятских и пермских монастырей в XVIII в., можно назвать Иоанна (Черепанова), Авраамия (Шестакова), Нафанаила (Хорошавина), Моисея (Мышкина), братьев Мисаила и Никодима (Сеземовых), Иеронима (Яковкина) и Адама (Чебыкина). Некоторые из них получили после Вятской семинарии академическое образование. В результате иноки, имевшие семинарское и академическое образование, чувствовали в монастыре свое превосходство, а порой и вседозволенность – им гораздо большее прощалось, нежели простым монахам. Новое образование формировало ум, но обращало мало внимания на духовное воспитание. Негативное влияние духовного образования можно видеть даже в лучших учениках вятской семинарии, ставших впоследствии настоятелями монастырей. Тщеславие и борьба за власть иером. Иоанна (Черепанова), неблаговидные поступки вятских игуменов Мисаила (Сеземова), Авраамия (Шестакова), Адама (Чебыкина), кляузы иерод. Моисея (Мышкина) – все это свидетельствовало о проблемах духовного образования в то время. Даже зная их пороки, начальство было вынуждено назначать их настоятелями в разные монастыри из-за нехватки образованной братии. Но были среди бывших семинаристов и те, кто, подобно игумену Иерониму (Яговкину) или архиеп. Амвросию (Серебреникову), сохранил любовь к церковной службе, молитве и, даже занимая высокие должности, продолжал вести подвижническую жизнь. Несмотря на свое высокое положение, они следовали завету св. Исаака Сирина: «Ходи пред Богом в простоте, а не в мудровании ума. За простотою следует вера, а за утонченностью и изворотливостью мудрования – самомнение, за самомнением же – удаление от Бога»[39]. Благая идея распространения просвещения и повышения образовательного уровня духовенства, характерная для XVIII в., имела определенное положительное влияние. Немало учеников школы, которые приняли постриг, стали в XVIII в. настоятелями вятских монастырей и известными проповедниками. В то же время, монастырь, где почти полвека размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию, мог сыграть особую роль в системе образования. Однако его функции сводились в основном к материальному содержанию семинаристов. К тому же сама система обучения, направленная в основном на изучение латыни, долгое время не давала необходимых богословских знаний и духовного воспитания. В результате, в XVIII в. многие представители вятского «ученого монашества» оказались слабы в духовном отношении, среди них почти не встречалось подвижников веры.
[1] Цифирные школы (арифметические школы) – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков, существовавшие в России в 1714–1744 гг. [2] Указ воеводы Чаадаева в Духовный приказ о цифирных школах. [3] Этой теме был посвящен особый раздел – «Дома училищные и в них учители, и ученики, и проповедники». [4] Русская Православная Церковь, 988–1988. Очерки истории I–XIX вв. – М., 1988. URL: http://www.sedmitza.ru/text/436405.html (дата обращения: 20.08.2010). [5] Верещагин А. С. История Вятской духовной семинарии // ВЕВ. – 1868. – № 1. Отдел дух.-лит. – С. 8–10; Буевский (Верещагин А. С.) преосвященный Алексий Титов, архиепископ Вятский (1719–1733) // Памятная книжка Вятской губернии (ПКВГ) на [6] Подробнее о создании и работе Вятской духовной школы в XVIII в. см.: Верещагин А. С. История Вятской духовной семинарии // Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ). – 1868. – № 1, 2, 4, 12, 14, 15. Отдел дух.-лит.; Гомаюнов С., прот. Очерки истории вятской духовной школы – Киров, 2005; Кустова Е.В. Вятская духовная школа в XVIII в.: основные проблемы и пути их решения // Вестник ВятГГУ. – 2011. – № 2(5). – С. 18–28. [7] Государственный архив Кировской области (ГАКО). – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 6. – Л. 494. [8] В [9] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Л. 288–288 об. [10] В то время в Архиерейском доме не было покоев не только для училищ, но и для самого архиерея. [11] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 325 об. [12] Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени. – Вятка, 1912. – С. 105. [13] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 589; Оп. 2. – Д. 12. – Л. 716. [14] Русак В. Эпоха после имп. Петра Великого. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rusak/historyrch/8.html (дата обращения: 20.08.2010). [15] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 84. – Д. 351. – Л. 1, 7, 8. [16] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 350. – Л. 1–10 об.; Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 12. – Л. 77–78; Оп. 76. – Д. 798. – Л. 1. [17] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 76. – Д. 192. – Л. 3. [18] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 162. – Л. 5 об.–6; Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 238. [19] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 283. – Л. 2 об.–3; Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 6. – Л. 485, 486 об.–487 об. [20] Параклис (греч. утешение) – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби. [21] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 283. – Л. 24–24 об. [22] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 283. – Л. 26 об. [23] Софронов В. Ю. Становление духовной школы Сибири. URL: http://www.bg-znanie.ru/print.php?nid=12286 (дата обращения: 20.08.2010). [24] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 283. – Л. 26 об. [25] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 283. – Л. 21. [26] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 76. – Д. 192. – Л. 3–4; Верещагин А. С. История Вятской духовной семинарии // ВЕВ. – 1868. – № 2. Отдел дух.-лит. – С. 30. [27] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 6. – Л. 285, 485–487, 492. [28] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 76. – Д. 192. – Л. 3–4. [29] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 6. – Л. 487. [30] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 36. – Л. 426. [31] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 14–14 об.; Оп. 2. – Д. 10. – Л. 521. [32] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 10. – Л. 189. [33] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 20а. – Л. 790. [34] Никитников Г. А. Иерархи Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 80. [35] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 162. – Л. 1 об.–2; Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 9. – Л. 576–578; Д. 12. – Л. 729 (об их дальнейшей судьбе см.: А. В. [Верещагин А. С.] Вятские стихотворцы // ПККВГ на 1897 год. – Вятка, 1896. – С. 94–96). [36] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 9. – Л. 578 об. [37] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 162. – Л. 11 об.–12 об. [38] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 14. – Л. 213–213 об. [39] Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия. Сост. свящ. Владимир Емеличев. – М., 1991. – С. 135. |