Сведения об образовательной организации
15.09.2015
Крест ангелов слава и демонов язва (Светилен на Воздвижение Креста) Христиане по всему миру считают, что Христос пострадал на кресте классической формы, т.е. в виде двух пересекающихся балок (†). Только представители секты Свидетели Иеговы (далее СИ) полагают, что орудием казни Христа был столб. Для подтверждения своего взгляда СИ приводят ряд аргументов: 1. исследования католического учёного XVII века Юстуса Липсия, 2. тот факт, что в классическом греческом языке слово σταυρος (далее ставрос) имело значение кол, столб, свая, 3. применительно к орудию казни Христа помимо слова «ставрос», употребляется слово ξυλος (далее ксилос) – древо. Следует заметить, что до 1931 года СИ, как и весь остальной христианский мир, считали, что Крест Христов имел классическую форму, лишь в октябре 1931 года крест исчез со страниц журнала «Сторожевая Башня», а СИ отказавшись от креста, как от христианского символа, начали утверждать, будто Христос был распят на столбе. В журнале «Сторожевая Башня» от 1 апреля 1965 года содержится следующее описание распятия Спасителя: «Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плеть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным[1], как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях». Такое описание распятия Христа прямо противоречит евангельскому повествованию. В евангелии от Иоанна сообщается о том, что Фома не присутствовал с прочими апостолами, когда им явился воскресший Иисус и не верил им: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Фома употребляет слово гвозди, которые пронзили руки Спасителя во множественном числе, если бы Христос был распят так, как описывает это «Сторожевая Башня», Фома должен был бы употребить форму единственного числа, от гвоздя. Кроме того, Матфей пишет, что над головой Христа была поставлена надпись «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф.27:37). Если бы Иисус был распят на столбе, то надпись была бы размещена над руками. Таким образом, два приведённых евангельских отрывка ясно свидетельствуют против описания распятия Христа СИ. Теперь следует перейти к другим аргументам СИ в защиту своего взгляда на крест. Юст Липсий (1547-1606) в своём труде «De cruce» («О кресте») рассматривает различные формы крестов: классический, в виде пересечения горизонтальной и вертикальной балок (†), Андреевский, в виде буквы Х, перевёрнутый, на котором по преданию был распят апостол Пётр и в виде столба, на котором по мнению СИ и был распят Христос. Сам Липсий не сомневался в том, что Христос был распят на классическом кресте. Таким образом, ссылка на исследования этого учёного в качестве аргумента против классического вида Креста Христова не обоснована. Его исследование показывает лишь то, что столб, наряду с прочими формами, мог применяться для распятия. В качестве другого аргумента в защиту своей позиции относительно формы Креста Христова СИ приводят значение слова «ставрос», которое в классическом греческом языке означало кол, шест, свая. Действительно, Гомер (VIII в до Р.Х.), Геродот (ок.484 – ок.425), Фукидид (ок.460 — ок.400) и Ксенофонт (не позже 444 – не ранее 356) употребляли слово «ставрос» в значении кол, шест свая. Однако более поздние авторы, Диодор (ок.90-30 до Р.Х.), Плутарх (ок.45 – ок.127), Лукиан (ок.120 – после 180), Артимидор (II век) уже употребляли это слово в значении древнеримского орудия казни, причём в трудах последних двух авторов есть прямые указания на то, что крест (ставрос) имел классическую форму. Не лишним будет заметить, что в Новом Завете слово «ставрос» употребляется только по отношению ко Кресту Христову, а также в тех местах, где очевидна аллюзия на Крест например, Мф. 16:24: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Такая метаморфоза значения слова «ставрос» связана с тем, что до завоеваний Александра Македонского в греко-римском мире распятие как вид казни вообще не практиковалось. Только со II века римляне сделали распятие одним из популярнейших видов наказания, переняв этот вид казни от карфагенян. Итак, в древнегреческом языке слово «ставрос» может иметь значения кол, шест, свая, крест, однако для понятия «крест» в греческом языке нет другого термина, кроме «ставрос», тогда как слову столб соответствует греческое слово «στιλος» (стилос), а слову «кол» «σκολοψ» (сколопс). Тем не менее, из всех перечисленных терминов, новозаветные авторы используют по отношению ко Кресту Христову только слово «ставрос», когда же речь идёт о столбе, употребляют слово стилос, например, Гал. 2:9, 1Тим. 4:15, Откр. 3:12 и Откр. 10:1. В Септуагинте[2] слово «ставрос» вообще не употребляется, а слова со значением «столб» передаются словом «стилос», например, Быт. 19:26, Исх. 13:21-22 и др. В качестве ещё одного аргумента в защиту своего взгляда на форму Креста СИ пытаются представить тот факт, что в некоторых местах Нового Завета по отношению ко Кресту употреблено слово «ξυλον» (ксилон), намекая на то, что дерево чаще всего имеет форму столба. Однако для обозначения дерева как растения в греческом языке используется другое слово – «δενδρον» (дендрон), а «ксилон» употребляется, когда речь идёт о дереве как о материале. В Новозаветных текстах это хорошо видно. Там слово «ксилон», помимо обозначения Креста Христова, употреблено применительно к кольям, с которыми вышли иудеи на Иисуса (Мф. 26:47,55; Мк. 14:46,48; Лк. 22:52), колодкам, в которые были закреплены ноги апостолов (Деян. 16:24)[3], строительном материале (1Кор. 3:12), товарам из дерева (Откр. 18:12). В Апокалипсисе словом «ксилон» названо древо жизни, однако здесь явно присутствует аллюзия на Крест Христов. Понимание Креста как древа жизни содержится и в послании Игнатия Богоносца (†107) к траллийцам: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен» (Трал.11). Отдельного рассмотрения требует Лк. 23:31: «Ибо если с зеленеющим деревом (ксилон) это делают, то с сухим что будет?». На первый взгляд кажется, что в этом стихе употреблено слово «ксилон» по отношению к растению, однако в греческом тексте речь идёт не о «зеленеющем» дереве, а о влажном. Таким образом, в Новом Завете нет ни единого случая употребления слова «ксилон» по отношению к дереву как растению. Итак, ни один из аргументов СИ не выдерживает критики. Далее следует привести положительные доказательства классической формы Креста Христова. Их можно разделить на четыре группы: доказательства из Священного Писания, они были рассмотрены выше, свидетельства раннехристианских писателей, археологические находки и свидетельства древних манускриптов Нового Завета. К одному из наиболее древних письменных указаний на классическую форму Креста Христова относится послание Варнавы, относящееся к 130 году. В этом послании форма креста соотносится с греческой буквой тав (Ττ) (Вар. 9:12). Если бы Христос пострадал на столбе, как учат СИ, логичнее было бы сравнить орудие Его казни с буквой йота (Ιι). Христианский писатель II века Иустин Философ (100-160) также не сомневался в том, что Крест Христов имел классическую форму I Апол. I,35; Разг. с Триф. иуд. 40; 90; 97. Ириней Лионский (130-202), описывая Крест Христов, говорит именно о классической форме (Против ересей II,24,4 [36,2]). О классической форме Креста говорят Климент Александрийский (150-215) и Тертуллиан (160-240). Итак, первые христианские авторы были убеждены в том, что Крест Христов имел классический вид. В раннехристианской литературе нет даже намёка на существование иного мнения на этот счёт. 24 августа 79 г. произошло извержение вулкана Везувий. Под пеплом были погребены города Помпеи и Геркуланум. В XIX веке на месте этих городов начались раскопки. Некоторые находки археологов также подтверждают классическую форму Креста. К числу таких находок относится остракон[4], найденный в Попмеях, с изображением креста и надписью spes in deo (надежда в Боге). В Геркулануме, в Доме двухсотлетия была обнаружена небольшая комната 3 м. на 2,7 м., а в ней – нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом — деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. При раскопках на местах захоронения в Палестине также были обнаружены свидетельства в пользу классической формы Креста. В 1873 г. французский исследователь Шарль Клермон-Ганнё раскопал ок. 30 захоронений, на некоторых маленьких известняковых урнах над именем усопшего был выбит крест. Первоначальное захоронение, по приблизительным оценкам, датируется периодом 70-135 годами. В 1945 в Талпиоте найдены 11 погребальных урн с христианского кладбища в Вифании. На этих урнах также было выбито изображение креста, а дата захоронения оценивается как 42-43 годы. Итак, археология убедительно доказывает как то, что Крест Христов имел классическую форму, так и то, что самые первые христиане почитали изображение Креста, который был одним из их символов. Наконец, в пользу классической формы Креста Христова свидетельствуют древние рукописи Нового Завета, в тексте которых писцы использовали ставрограммы. В христианской среде были распространены т.н. христограммы, т.е. соединение двух букв в виде вензеля, образующих имя Христа, например, йота и ита (ΙΗ) – начальные буквы имени Иисус, йота и хи (ΙΧ) – Иисус Христос, хи и ро (ΧΡ) – Христос и др. Большинство христограмм имеют дохристианское происхождение. Ставрограмма, соединение букв тав и ро (ΤΡ) – разновидность христограммы, визуально напоминает распятого человека и употребляется в словах распинать и распятие. Древнейшие манускрипты, содержащие христограммы, датируются 200 годом – папирусы p66 и p75. Исследователь христограмм Ларри Хуртадо полагает, что усвоение символа ΤΡ произошло, как минимум, в нач. или сер. II столетия. Все перечисленные свидетельства ясно указывают как на то, что орудием казни Христа был крест классической формы, таки на особое отношение ко Кресту христиан, начиная с самых первых лет Церкви. Позицию СИ по вопросу формы Креста следует признать ошибочной. Иеродиакон Иоанн (Поникаровский) [1] было бы весьма странно, если бы кровь окрасила руки, скажем, зелёным [2] Перевод Ветхого Завета на греческий язык III века до Р.Х. [3] дословный перевод этого места звучит так: «ноги их закрепили в дерево (ксилон)» [4] остраконы – керамические черепки, использовавшиеся бедными людьми для кратких записей |