Сведения об образовательной организации
27.05.2016
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11-12). В минувшее столетие Русская Православная Церковь подверглась неслыханным гонениям, явив миру такие подвиги новомучеников и исповедников, которые можно сравнить с подвигами мучеников первых веков христианства. Прославление в лики святых новомучеников и исповедников Российских XX века стало одним из величайших событий за всю историю Русской Церкви. В этот период великих испытаний Вятская Духовная семинария дала Церкви добрых пастырей и подвижников благочестия. Они мужественно противостояли безбожной буре гражданской смуты первых послереволюционных десятилетий. Трудами и молитвами они преодолели соблазны предательства и обновленчества, служили Богу и духовно окормляли свою паству, когда богоборческая власть пыталась законодательно изолировать духовенство от православных верующих, превратить пастыря в наемника, таким образом, намереваясь разрушить Церковь изнутри. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, побывавший на вятской земле, говорил, что на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога. Российские исповедники стали не просто жертвами репрессий, они являются для нас живым примером христианского подвижничества, нравственным ориентиром в стремлении к духовному совершенству, идеалу святости. К сожалению, в данной работе не получится рассказать о подвиге каждого святого. Но будет сделана смелая попытка составить общий портрет, на основе жизнеописаний наших святых новомучеников, из которого ясно будет виден подвиг выпускников Вятской Духовной школы, прославивших свою родную альма–матер и сохранивших Церковь Христову в тяжелейшие времена истории нашего Отечества ценой своей крови. Кто же они эти божьи люди? Перечисляя имена 12 выпускников, хочется отметить, что это были обычные люди, родившиеся на вятской земле; все они приезжали на обучение как из самого сердца Вятки, так и из разных уголков нашей губернии: Яранского, Слободского, Сарапульского, Нолинского и других уездов. Эти молодые люди представляли разные сословия, как духовные (сщмч. Анатолий Левицкий), так и крестьянские (сщмч. Димитрий Овечкин). Каждый уголок вятской земли наполнен благодатью Божией и добрыми людьми. После окончания духовного училища, начиная с 14-летнего возраста, юноши могли поступать в семинарию, где учились шесть лет. Все назначаемые преподаватели, имели высшее богословское образование. Среди преподавателей семинарии Бог явил двух святых, так что сбылись слова Священного Писания: «с преподобным преподобен будеши» (Пс.17:25). По словам преподавателей, сщмч. Григория Сербаринова и сщмч. Вениамина (Воскресенскго), выпускники всегда с любовью благодарили своих наставников и добрыми словами вспоминали родную семинарию, воспитавшую в них особую духовность, доброту, отзывчивость, сердечность, широту русской души, напитанной православной историей и культурой Вятского края. Программа 6 классов семинарии включала в себя: толкование Св. Писания, историю, догматику, этику, практическое богословие, гомилетику, литургику, русскую литературу, математику, физику и основы космографии, философию, педагогику, церковное пение, языки: латынь, греческий, французский, немецкий и другие предметы. По окончании семинарии лучшие студенты распределялись в высшие духовные учебные заведения. Таким выпускником был сщмч. Александр (Тропицын), который был направлен для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, по ее окончании он был назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии и впоследствии рукоположен в епископский сан. Остальные студенты, по окончании семинарии желающие принять сан, должны были жениться. Их супругами обычно становились выпускницы епархиального женского училища. После женитьбы студенты принимали священный сан. Хочется рассказать об одной удивительной истории любви. Сщмч. Зосима Пепенин по окончании семинарии был распределен по собственному желанию в г. Иркутск. Там он и встретил свою любовь. Александра Михайловна была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой и многие женихи просили ее руки. Но она выбрала молодого семинариста, юношу из бедной вятской крестьянской семьи. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, – внутренняя красота, молитвенность и щедрость вятской души. В этом же году Засима стал священником. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. После февральской революции пришло время испытаний, батюшку арестовали, а после началась череда переводов. Матушка Александра, для того чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми ездила по всей России за супругом и везде, где служил отец Зосима, она пела на клиросе, занималась с детьми прихожан, и во всем была верной помощницей и любящей супругой. За активную пастырскую деятельность батюшку отправили в ссылку. Перед отправкой в лагерь было короткое «свидание», когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка Александра, поняла, что видит супруга в последний раз. Только благодаря такой любви и поддержке, наши батюшки могли выдержать все испытания. Все семьи священнослужителей были многодетными. У сщмч. Михаила Тихоницкого было 6 детей и, несмотря на трагическую судьбу своего отца, его трое сыновей связали судьбу с Церковью: старший Владимир стал митрополитом Западной Европы, Вениамин стал архиепископом Кировским и Слободским, где много потрудился над возрождением Вятской епархии. Елпидифор – третий сын батюшки стал талантливым педагогом, глубоко верующим христианином, который погиб в сталинских лагерях. Три дочери о. Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще вятской земли. Свое пастырское служение на ниве Христовой священнослужители проходили от южных до северных, от восточных до западных пределов вятского края. В пример хочется привести братьев Агафонниковых. Так свмч. Николай служил в селах Медяны, Загарье, Бобино, а его брат свмч. Александр служил в хорошо известных нам вятских храмах: Спасском соборе, Знаменской церкви и в Преображенском женском монастыре. Большинство священников того времени, таких как сщмч. Сергий Стрельников, занимались активной просветительской деятельностью: преподавали Закон Божий, состояли в братствах организованных Вятской епархией. После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Первым вятским новомучеником стал священник Анатолий Ивановский, расстрелянный под Уржумом в 1918г. В феврале 1921 года епископ Мефодий (Красноперов) после службы вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу — и здесь пострадал за веру Христову. С 1918-36гг. все священнослужители прошли лагеря и ссылки от Москвы до Сибири, от Казахстана — до Соловков, продолжая служить и молится за Отечество и народ. Очень многие из них говорили, что годы, проведенные в лагерях, были годами, словно проведенными в раю, и это несмотря на то, что каждый миг они могли лишиться жизни. Но, тем не менее, это каждодневное предстояние перед Христом на волоске от смерти приближало небо так, как никто не может ощутить его в простой повседневной жизни. В 1937г. священники Леонид Никольский, Николай Агафонников и все вышеперечисленные священнослужители были расстреляны. Все они приняли мученическую кончину с одними и теми же словами: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят». Вятские новомученики, как никакие другие, могут послужить для нас образцом святости, мужества, жертвенности и любви. Они близки нам по времени, а великим святым близки по духу, поэтому они дают нам понимание того, что только с молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть те многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек. Используемая литература:
|