В Вятском Духовном училище состоялась педагогическая конференция



Студенты второго курса Вятского Духовного училища приняли участие в аудиторной педагогической конференции.

Педагогическая конференция по теме «Возрастная педагогика и психология» была подготовлена под руководством преподавателя учебной дисциплины «Православная педагогика» Ларисы Геннадьевны Шустовой.

IMG_6087

Студенты Вятского Духовного училища Андрей Тарасов, Алексей Денисов, Арсений Тюлькин в темах своих выступлений отразили специфику, социальную ситуацию развития, типы ведущей деятельности и новообразований возрастных периодов детей и подростков.

Начала миниконференцию по православной педагогике Л.Г. Шустова выступлением по теме «Специфика образовательного и воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста».

Лариса Геннадьевна познакомила студентов с особенностями воспитания, образования и развития детей, посещающих, как светские дошкольные образовательные учреждения, так и детские сады с православным компонентом духовно-нравственного воспитания.

Лариса Геннадьевна особо подчеркнула в своем сообщении студентам о том, что в трехлетнем возрасте ребенок выходит из кризиса трех лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Поскольку взрослые ограждают ребенка от активного участия в поиске смысловой основы действий и устремлений, он реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.

Будущим пастырям для изучения и анализа специфики образовательного и воспитательного процесса в православных и светских детских садах была представлена современная педагогическая литература.

Следующий доклад слушателям представил студент 2-го курса Андрей Тарасов. Его выступление было посвящено изучению специфики возрастной педагогики и психологии детей младшего школьного возраста.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала студентам была представлена мультимедийная презентация по заявленной теме выступления. В своем сообщении Андрей отразил следующие особенности детей младшего школьного возраста: в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки, как в семье); ребенок становится объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам; взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

Продолжил конференцию студент второго курса ВДУ Арсений Тюлькин, подготовивший доклад и презентацию по теме «Возрастные особенности подростков». Арсений рассказал однокурсникам о том, что в современных условиях окружающего мира подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе, которая становится местом активных взаимоотношений; в то же время, подросток находится под действием противоречивых направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое одновременно является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.); происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя.

Арсений также ознакомил слушателей с актуальными формами работы с подростками на приходах: в рамках учебной и воспитательной деятельности приходских Воскресных школ, летних лагерей и поселений, в молодежных палаточных лагерях, паломнических поездках.

В рамках дискуссионной площадки по итогам проведенной педагогической конференции студенты обсудили основное новообразование подросткового возраста — перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (вновь приобретенный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Среди других новообразований в этом возрасте чувство взрослости; на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для юной личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка; самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Студенты подчеркнули особое значение воцерковления и его сложностей в подростковом периоде развития и становления личности совсем юного человека, стремящегося к поиску истины, особой важности роли священнослужителя и родителей в духовно-нравственном воспитании.

Завершилась конференция просмотром видеосюжетов с фрагментами выступлений священнослужителей Русской Православной Церкви и опытных педагогов, изложивших свое видение специфики духовно-нравственного воспитания детей и подростков в лоне Православной Церкви в современном мире.

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии
Лариса Геннадьевна Шустова


Рубрика:

Новости

Теги:

example, category, and, terms

Поделитесь :