Сведения об образовательной организации
03.11.2020
Размышления о Родине
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе».
Кто из нас не знает слова этой знаменитой советской песни, написанной в 1968 году для фильма «Щит и меч» Михаилом Матусовским и Вениамином Баснером. Как просто и тепло написал поэт! Сколько сердечности и душевной чистоты! И неудивительно, что первая строка песни сразу же приобрела статус крылатого выражения и стала использоваться средствами массовой информации.
«С чего начинается Родина?» Почти каждый ребенок задает этот вопрос. Но вот малыш растет… и нежное, мягкое звучание Родина приобретает силу звука. Родина! Отечество! Отчизна! Моя страна! Моя Россия! С возрастом приходит осознание, что Родина — это лучшее, что у тебя есть. И ты понимаешь, что человек по-настоящему может быть счастлив только в своем Отечестве.
Сила Отечества — в единении и согласии. Сила страны — в силе народа! Нельзя одолеть тот народ, который свободен, имеет чувство собственного достоинства, умеет горячо любить. Одним из дней, когда мы осознаем единение Отечества является праздничная дата 4 ноября — День народного единства. В этот день каждый человек может прочувствовать, что любовь, доброта, справедливость — основополагающие силы, позволяющие создать крепкое, нерушимое содружество. Однако умение любить и прощать не следует ошибочно принимать за слабость характера.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством наших земляков нижегородцев Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Патриотизм — черта, присущая русскому национальному характеру. Ещё Алексей Николаевич Толстой писал: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» [1]. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своих сограждан, своей Родины, всегда отличали русского человека. И поэтому нельзя не согласиться со словами Н.Г. Чернышевского: «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ» [2].
В истории всегда можно отыскать следы силы духа народа, увидеть основные принципы формирования гражданской позиции. И переломные эпохи наиболее ярко отражают это. Дух русского народа — это дух противоречий, дух исканий, дух крайностей. Как отмечал Н.А. Бердяев: «Русский народ в высшей степени поляризированный народ. Он есть совмещение противоположностей: всегда неожиданен, непредсказуем, очаровывает и разочаровывает, восхищает и вызывает ненависть. Всякий народ включает противоречия, но русский в большей мере» [3].
Вспоминая нашу отечественную историю, мы, прежде всего, видим в ее переплетениях состояние духа народа — и в его обыденной жизни, и в тяжелые военные годины, и годы междуцарствий, смут, революций — вся исключительность этих событий связана с особенностями русского характера, духа. Фундаментальной основой всей жизни русского народа и истории России всегда являлась православная церковь, которая помогала укреплять в сознании людей идеи терпимости, всепрощения, любви к ближнему. В России большое почтение перед женским началом, перед матерями. Да и землю у нас зовут «Мать- сыра земля», а Россию — «Матушка Русь». Народный святой образ «Матушки- земли» у Ф.М.Достоевского, а затем у С.М.Соловьева, П.А.Флоренского, М.А.Булгакова приобретает иное звучание в богословской концепции «Святой Софии». Христианство, хотим мы этого или нет, наложило свой, особый отпечаток на русскую жизнь людей всех слоев общества. Стоит заметить, что многие русские мыслители и философы были одновременно религиозными философами и богословами. Н.А. Бердяев считал, что смирение дается русскому народу куда легче, чем закал личности. «Но именно терпимость, смирение русского народа имеет и оборотную сторону медали. Великое раболепное терпение может внезапно смениться кровавым бунтом всей России (смута, революция, гражданская война) и вновь замолчать после такого же кровавого усмирения» [4].
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича, по случаю рождения наследника престола царевича Димитрия, на праздник «чудотворной иконы Казанской божьей матери, во время всенощного пения», день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Не случайно, что два значимых праздника объединяет одна дата и именно идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия, так как последовавшие за ним события привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие», — говорилось в обращении Межрелигиозного совета России. А 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Государственной Думы установить празднование 4 ноября.
«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий [5].
Владимир Путин, президент России, отметил: «Дух единства и созидания сквозными линиями проходит через всю российскую историю. Эта мощь создавала и соединяла великую державу. Перед этой мощью отступали недруги, внутренние распри и междоусобицы, рушились попытки завоевать, поставить на колени нашу страну. Повороты истории не раз испытывали на прочность Россию. Но всегда побеждало единство народа, основанное на любви к родной земле и на ответственности за ее судьбу». Президент заметил, что «единство не означает единообразия взглядов на имеющиеся проблемы, на будущее страны, на ее развитие».
«Если мы взглянем в историю, то убедимся: когда мы были едины, всегда добивались ярких побед, а когда были разобщены, сталкивались с трагедиями, распадом, бедами и страданиями миллионов наших граждан, — заострил внимание Путин. — Сталкивались с ложными ценностями, преступными амбициями и общенациональной бедой. Поэтому так важно осознавать себя единым народом, несмотря на все наше многообразие» [6].
Своё выступле6ние хочется закончить словами гимна, потому что гимн страны — это путь, которым она собирается идти в светлое завтра. В нем отражаются представления общества об идеальном устройстве государства и власти. Фактически это жизнь страны в миниатюре, со всеми ее проблемами, устремлениями, врагами, победами и поражениями.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
С. Михалков
Литература:
По материалам IV Межрегиональной научно-практической конференции «Славься, Отечество», посвященной Дню народного единства: Барминова О.Н. Размышления о Родине