(8332) 38-58-19,
vdschool@yandex.ru
г. Киров (Вятка),
ул. Горбачева, д. 4
« НазадСвидетельства раннего происхождения культа Креста Господня 27.09.2023 09:00Дорогие друзья! Сердечно всех вас поздравляю с праздником Воздвижения Креста Господня! Как говорится в светильне на этот Праздник – «Крест – ангелов слава и демонов язва». Может быть именно поэтому некоторые представители либерального протестантизма силятся доказать позднейшее происхождение (с IV в.) культа Креста. В данной заметке я приведу свидетельства раннего поклонения Кресту христианами, указание на которое есть уже в Новом Завете. Апостол Павел в 1 Послании к коринфянам пишет: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор.1:18). Логично предположить, что то историческое событие, даже слово о котором является для спасаемых «силой Божией», воплотилось в христианском сообществе в символ, отсылающий к этому самому событию. Подтверждение этому находим в археологии и эпиграфике. Андрей Чеславович Козаржевский в своем труде «Источниковедческие проблемы в раннехристианской литературе» пишет: «При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV в. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционное представление… Представляют интерес раскопки Е.Сукеника вблизи Иерусалима. Он откопал могильный склеп богатой иудейской семьи. Найденная там монета Агриппы II, а также керамика говорят о том, что захоронение осуществлено в I в. н.э. Греческие /в два слова/ надписи с именем "Иисус" и знак из крестообразно пересекающихся линий позволяют предполагать, что в склепе похоронена иудеохристианская семья». К этому можно добавить изображение двух крестов, обнаруженное И.М. Джафарзаде вблизи от надписи у горы Беюк-Даш (70 км. к юго-западу от Баку), указывающей на размещение в этом месте отряда XII Молниеносного легиона и датируемой 2-й пол. 80-х гг. I в. С именем XII Молниеносного легиона связано первое упоминание о христианах в армии. По словам Евгения Александровича Пахомова, «не лишено вероятности предположение, что они [кресты] вырезаны одновременно с надписью и намекают на наличие уже тогда христианских элементов в XII легионе». К сожалению, изображение крестов не сохранилось. Другим эпиграфическим свидетельством почитания христианами Креста является т.н. Граффито Алексамена, нацарапанное на стене педагогиума (paedagogium - школа для детей-рабов), построенного в эпоху Домициана (81 - 96) на восточном склоне Палатинского холма, Граффито Алексамена представляет собой изображение распятой на кресте человекоподобной фигуры с головой осла (язычники были убеждены, что христиане почитают ослиную голову), стоящего рядом молодого человека, по-видимому Алексамена и надпись на ломаной латыни, которую можно перевести как «Алексамен поклоняется своему богу». Точная датировка надписи весьма затруднительна, однако, по всей видимости, сделана она была в Доконстантиновский период. О раннем культе Креста свидетельствует также и палеография. Все мы, так или иначе, сталкивались с монограммами, соединенными между собой, часто переплетенными буквами, представляющими собой сокращение имени (или имени и фамилии). Такие знаки, имеющие дохристианское происхождение, были рецептированы Церковью и самой известной христианской монограммой стала Христограмма, пересечение греческих букв Хи и Ро, образующая сокращение имени Иисуса Христа. В древних манускриптах, датируемых кон. II – нач. III вв. (P66, P45, P75) встречается крестообразная монограмма (ставрограмма) для слова крест (σταυρός) в виде пересечения греческих букв Тау и Ро, в чем можно обоснованно видеть, подобно Ларри Уртадо (Larry Hurtado), одну из первых визуальных ссылок на Христов Крест. Вряд ли можно было ожидать появления ставрограмм в конце I века, если бы уже к тому времени не было распространено почитание Креста Христова. Еще одним свидетельством почитания Креста в Древней Церкви являются памятники раннехристианской письменности. Указания на почитание Креста находим в Первой апологии Иустина Философа (100 -160). Приводя слова пророка Исаии «Отрок родился у нас, и юноша дан нам, коего начальство на раменах Его» (Ис. 9,6) Иустин поясняет: «Слова эти предозначали силу креста, к которому распятый приложил рамена свои» (I Апол. I,35) и ниже: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (I Апол. I,55). Почитание Креста ранними христианами привело к ложному мнению их языческих современников, будто христиане считают своим богом крест, Тертуллиан (2 пол. II – 1 пол. III в.) в трактатах «К язычникам» (I, 12) и «Апологетик» (XVI, 6) вынужден опровергать такое мнение. Октавий, в одноименном диалоге современника Тертуллиана Минуция Феликса, говорит: «вы упрекаете нас в обожании преступного человека и его креста… Мы не почитаем крестов и не желаем их. Вы, может быть, имея деревянных богов почитаете и деревянные кресты, как составныя части ваших божеств» (30). Таким образом, анализируя христианскую письменность ΙΙ в. приходим к выводу, что христиане в тот период почитали, но не обожали Крест, т.е. современная православная традиция вполне аутентична и соответствует христианской практике II в. Следует сказать пару слов и о форме Креста, в связи со странным учением секты Свидетелей Иеговы, которые с октября 1931 года вдруг стали утверждать, что Крест Христов имел форму столба. Характерно, что на могиле основателя секты Чарльза Рассела установлена пирамида, на которой изображена корона, окаймленная лавровым венком, внутрь которой вложен крест классической формы. Основанием отказа от креста классической формы для сектантов явился труд нидерландского гуманиста, историка и филолога XVI в. Юстуса Липсия (Justus Lipsius), который в трех книгах «О кресте» (De cruce) рассматривая распятие как метод казни, приводил различные формы крестов: классический, Х-образный (Андреевский), перевернутый (Петров) и без перекладины, в виде буквы I. Характерно, что сам автор не сомневался в классической форме креста. Однако сектанты, апеллируя к классическому греческому языку, в котором слово σταυρός, действительно, обозначало «кол», «шест», выбрали из всего многообразия, предложенного Юстусом Липсием, именно столб, совершенно игнорируя тот факт, что язык новозаветных авторов кини (κοινή) совсем не тождественен классическому древнегреческому языку. В Новом Завете по отношению к Кресту Христову употребляется слово σταυρός, другого слова для определения креста как орудия казни в принципе не существует (см., напр. Мф. 16:24), тогда как для обозначения столба новозаветные авторы используют слово στῦλος (Гал. 2:9, 1Тим. 4:15, Откр. 3:12 и Откр. 10:1). В Септуагинте слово σταυρός вообще не встречается, а στῦλος употребляется в значении столб Быт. 19:26, Исх. 13:21-22 и др. Иногда по отношению к Кресту новозаветные авторы употребляют слово ξύλον (Деян. 5:30; 10:39; 13:29; 1Петр. 2:24; Гал. 3:13), в чем Свидетели Иеговы видят подтверждение своей идеи о I-образной форме Креста Господня. Словом ξύλον в Новом Завете обычно обозначают дерево как материал (1Кор. 3:12; Откр. 18:12) или деревянные изделия: колья (Мф.26:47,55; Мк.14:43,48; Лк.22:52), ножные колоды (Деян. 16:24). В Апокалипсисе это слово употребляется в обозначении древа жизни (Откр. 2:7; 22:2, 14, 19). В Новом Завете слово ξύλον в значении дерева как растения единственный раз использовал евангелист Лука (Лу. 23:31), впрочем, в Септуагинте оно довольно часто употребляется в этом значении. Тем не менее, для беспристрастного наблюдателя совершенно очевидна несостоятельность подобной аргументации Свидетелей Иеговы, особенно в свете того, что в греческом языке имеется специальное слово для обозначения дерева как растения - δένδρον (Мф. 3:10; 7:17-19; 12:33; 13:32; 21:8; Мк. 8:24; Лк. 3:9; 6:43-44; 13:19; 21:29; Иуд. 1:12; Откр. 7:1,3; 8:7; 9:4), которое никогда не применяется к Кресту Господню. Помимо крайне слабой аргументации, I-образная форма Креста Господня не подтверждается ни Новозаветными текстами, ни раннехристианской письменностью. Вот как описано распятие Христа в журнале «Сторожевая Башня» от 1 апреля 1965 г.: «Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плеть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях». Однако контекст евангелия от Иоанна совершенно ясно дает нам понять фантастичность данной трактовки: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Фома употребляет слово гвозди, которые пронзили руки Спасителя во множественном числе, что категорически не согласуется с интерпретацией сектантов, согласно которой руки Спасителя были прибиты одним гвоздем. Также совсем непонятно, как быть с надписью на трех языках «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37; Мк. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19-20), ведь в отличие от Луки, который пишет, что табличка с надписью располагалась «над Ним», Матфей конкретно указывает, что она была повешена над головой Иисуса. Помимо противоречия идеи I-образного Креста тексту Священного Писания, она также не согласуется и с раннехристианской литературой, в которой Крест Христов имеет классическую форму. Уже упоминаемый ранее мученик II в. Иустин Философ в диалоге «Разговор с Трифоном иудеем» видит прообраз креста в молитве Моисея с распростертыми руками (Разг. с Триф. иуд. 90), Тертуллиан в трактате против Маркиона пишет следующее: «Ведь сама греческая буква Тау, наша Т, представляет собой крест, который, как предсказал [Творец], будет на челах наших в истинном и вселенском Иерусалиме, в котором братья Христа, т.е. сыны Божьи, будут возносить славу Богу» (Терт. Прот. Марк. III, 22, 6). Тот же Тертуллиан в Апологетике пишет: «Всякое дерево, которое укрепляется в вертикальном положении, является частью креста» (Терт. Апол. 16, 7). Минуций Феликс: «Ваши победные трофеи имеют вид не только креста, но и распятого человека. Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется распустивши паруса или подходит к берегу с простертыми веслами. Точно также ярем, когда его подвяжете, похож на крест; и человек, когда он распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет образ креста» (Окт. 29). Имеются и другие свидетельства, однако и приведенных вполне достаточно. Таким образом, помимо археологических, эпиграфических и палеографических свидетельств, о которых речь шла выше, классическая форма Креста подтверждается текстом Священного Писания, и раннехристианской письменностью. Литература: Larry Hurtado «The Staurogram in Early Christian Manuscripts: The earliest visual Referenceto the Crucified Jesus?» // Kraus Th. (ed.). New Testament Manuscripts. Leiden: Brill. 2006. Pp. 207-226. URL: https://archive.org/details/newtestamentmanu0000unse_w7y7/mode/2up (26.09.2023). Lipsius Justus De cruce. Romae. 1595. URL: https://archive.org/details/bub_gb_d9NPEU8FZC8C/mode/2up (26.09.2023) Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы в раннехристианской литературе. М.: Книжный дом "Либроком", 2012. Пахомов Е.А. Римская надпись I в. н.э. и легион XII Фульмината // Известия Академии наук Азербайджанской ССР, 1949, № 1. С. 79-88. |
Категории статей
|