Главная / Публикации / Церковь и общество / Шустова Лариса Геннадьевна - Взаимодействие православных сообществ и светских учреждений в области социального попечения и здравоохранения в рамках реализации ежегодного проекта "Благовестник"

Публикации

« Назад

Шустова Лариса Геннадьевна - Взаимодействие православных сообществ и светских учреждений в области социального попечения и здравоохранения в рамках реализации ежегодного проекта "Благовестник"  15.05.2012 00:44

В течение 17 лет на Вятской Земле успешно реализуется проект, полное название которого: "Профильная смена Православной культуры "Благовестник". Это детский православный оздоровительный лагерь для детей, подростков и молодежи Вятской Епархии. Традиционно лагерь проводится на базе одного из детских загородных лагерей Кировской области.

Наша смена Православной культуры "Благовестник" ежегодно проводится для детей из православных семей, детей-сирот находящихся на попечении государства и опекунов, инициативной православной молодежи, родителей, которые хотят, чтобы их дети весело и интересно в интересной, доброжелательной обстановке отдохнули летом с пользой для души.

Программа Православной смены ориентирована на то, чтобы, максимально используя воспитательные возможности временного детского коллектива, духовно, интеллектуально, физически развивать детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей, создать условия для проявления заботы о других людях.

Наша программа предусматривает участие в смене духовенства Вятской епархии (духовно окормляющих всех участников проекта: детей, вожатых, персонал и администрацию лагеря), деятелей культуры и искусства (которые посетят православную смену с концертами, выступлениями, мастер-классами), представителей СМИ, преподавателей и студентов высших учебных заведений г. Кирова, Молодёжного Парламента Кировской области, активистов из Российского Союза Молодёжи, ВУЗов и СУЗов г.Кирова.

Наш православный лагерь - не только прекрасное место отдыха, но и школа воцерковления для детей и взрослых. Сегодня возникла острая необходимость в том, чтобы дать ребенку позитивный опыт жизни в Церкви. Одним из путей решения этой задачи является организация нашего летнего православного лагеря!

Комплекс оздоровительных, обучающих, воспитательных и катехизаторских мероприятий позволяет улучшить духовное, душевное, физическое и социальное самочувствие детей, подростков и молодежи. Находясь в течение нескольких недель в православном лагере, ребенок погружается в среду, естественную для каждого верующего человека - чтение молитвенного правила утром и вечером, общее переживание праздничных событий, соборная молитва в радости и горе. И при этом ребенок не лишается естественной для своего возраста игровой среды, общения со сверстниками. В подобной форме отдыха можно гармонично сочетать православное и светское образование и воспитание, а также оздоровление.

Уникальность программы "Благовестник" в том, что она имеет комплексный характер - оздоровление, воспитание, воцерковление детей и подростков. Смена "Благовестник" направлена на повышение духовно-нравственного уровня детей и молодежи через приобщение к Основам Православной веры, к Святыням и истории Вятского края, к глубоко духовной русской национальной культуре, ознакомление с традициями милосердия и благотворительности на Вятской Земле.

Программа смены базируется на методиках воспитания детей в период летних каникул, основанных на современных научных разработках в области педагогики, в рамках действующего законодательства Российской Федерации и вероучения Русской Православной Церкви.

Наш проект - это реальный опыт вовлечения светских учреждений социального попечения, здравоохранения, образования, культуры в сферу православного влияния на основе конкретного общего дела.

Проект "Благовестник" рассчитан на детей от 7 до 16 лет. Количество детей и подростков, принимающих участие в нашем лагере, увеличивается с каждым годом (в 2012 году в лагере примут участие 250 детей).

Участники смены "Благовестник" - это дети из Вятской православной гимназии, дети из городских воскресных школ, дети из Воскресных школ Кировской области, дети с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в медицинской и социальной реабилитации, дети из малообеспеченных и многодетных семей г. Кирова, дети и подростки из опекунских семей, православная молодежь, Общество православных педагогов и психологов.

В реализации проекта традиционно (на протяжении 17 лет) принимают участие следующие подразделения Вятской Епархии Православной Церкви: Миссионерско-образовательный и Молодёжный отделы, Вятское Духовное училище, Архив Вятской епархии, епархиальная библиотека. Организатором лагеря выступает Миссионерско-образовательный отдел, который курирует деятельность Православного детского сада, Вятской Православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского чудотворца, библиотеку Православной культуры "Благовест", Паломническую службу "С Вятки", ежегодные "Свято-Трифоновские образовательные чтения", газету "Вятский епархиальный вестник", Приходские Воскресные школы, православные молодежные клубы, детские дома, Дома малютки, Дома престарелых, больницы, тюрьмы и др. учреждения.

Финансирование проекта "Благовестник" в 2012 году планируется осуществить за счет Управления демографического развития, Управления социальной защиты населения Кировской области, Вятского епархиального управления и привлеченных внебюджетных средств.

Проект "Благовестник" неоднократно являлся победителем грантовых конкурсов Управления по делам молодежи Кировской области в сфере отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодёжи. В течение семи последних лет данная программа успешно реализовалась при финансовой поддержке Управления по делам молодежи Кировской области (в 2011 году размер этого гранта составил 37 тысяч рублей).

На протяжении многих лет в реализации смены с нами активно сотрудничают: Управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Правительства Кировской области (в этом году финансирование нашей смены от Управления демографического развития составляет 1 млн. 558 тыс 200 руб. ), Управление по делам молодёжи Кировской области, Управление внутренних дел по Кировской области, Управления образования и культуры Кировской области, Вятский государственный университет (ВятГУ) (Архитектурно - строительный центр), Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), муниципальные образовательные учреждения г.Кирова. Также с нами долгие годы сотрудничает Департамент социального развития Кировской области. Этим учреждением в 2012 году приобретено 50 путёвок для детей, чьи семьи находятся в сложной жизненной ситуации и состоят на учете в Центрах помощи семье и детям города Кирова и области (сумма финансирования в 2012 г. составляет 710 тыс. рублей).

В связи с возросшим интересом к нашему проекту населения Кировской области, мы видим необходимость распространения данного положительного опыта и привлечения к участию в проекте новых участников - детей, подростков и молодёжи городов и сел Кировской области, а также охватить проектом новые категории участников - детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей находящихся на попечении государства и опекунов.

Программа смены православной культуры "Благовестник" является комплексной и последовательной системой формирования культуры здорового образа жизни, духовного развития детей, подростков и молодежи. Она призвана позитивно повлиять на сложившуюся в современном обществе систему, так как позволит сформировать у ребят ответственное отношение к духовному, душевному и физическому здоровью на уровне установок, навыков и умений, сформирует потребность в дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании.

Актуальность программы смены православной культуры заключается в использовании социально-культурного пространства детского летнего оздоровительного лагеря для формирования духовного потенциала детей, их патриотического гражданского мировоззрения в условиях современного общества. В нашем лагере проблемы комплексного оздоровления решаются через системное формирование и развитие эмоциональной сферы, где в условиях временных коллективов реализуются творческие способности личности. Ребёнок в свободное время имеет право на развитие своего творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, удовлетворение индивидуальных интересов, свободу в выборе занятий, разрядку накопившейся за год напряжённости, поэтому при организации летнего отдыха детей мы задействуем всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, представителей социума.

Цель программы нашего лагеря - создание оптимальных условий для укрепления здоровья, безопасности, отдыха и творческого развития детей и подростков в каникулярный период, формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни. Используя комплекс оздоровительных, обучающих, воспитательных, волонтёрских и катехизаторских мероприятий, обеспечить улучшение физического, душевного и социального самочувствия детей.

Задачи программы:

1. Знакомство детей с базовыми нравственными, духовными и культурологическими понятия в контексте учения Православной Церкви.
2. Развитие у детей разнообразных способностей, приобретение ими нового социального опыта.
3. Формирование у детей потребности в заботе о своем здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
4.Формирование у детей готовности к решению личностных проблем на основе социальных проб и специально-организованной рефлексии.
5. Всецелое оздоровление детей, то есть восстановление их телесных сил.
6. Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей в период отдыха, недопущение чрезвычайных ситуаций и происшествий с детьми.
7.Создание команды профессиональных педагогов-активистов для реализации программы.

Основополагающим условием реализации поставленных цели и задач является взаимодействие всех субъектов создания инфраструктуры отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, их ориентация на единые принципы воспитания:

- гуманизацию образования; - сотрудничество детей и взрослых;
- организацию целостного и системного подхода к воспитанию и развитию личности в условиях временных объединений;
- последовательную реализацию принципа обновления содержания, форм, методов в целях максимального проявления и реализации разнообразных интересов и запросов личности;
- вариативно-программный подход к деятельности временных детских объединений.

Нормативно-правовым основанием для создания программы являются следующие нормативные документы:

- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральная президентская программа "Дети России";
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Закон РФ "Об образовании";
- Муниципальная и областная программы развития образования.

Форма педагогической реализации программы проекта "Благовестник" в этом году будет представлена в форме сюжетно-ролевой игры "Планета Добра", где все участники смены отправляются в воображаемое путешествие и попадают на Планету Добра, которая только начинает развиваться. Детям-участникам смены предстоит заселить континенты этой планеты: "Добро", "Любовь", "Вера", "Надежда", "Дружба". С каждым днём всё больше будет заселяться территория планеты, она станет красивее и сильнее, а её жители - дружнее и добрее. В ходе развития ролевой игры дети усваивают основные нравственные идеалы, знакомятся с историей, развивают свой творческий и интеллектуальный потенциал. Сюжет ролевой игры развивается в течение 21 дня (традиционный период санаторной оздоровительной смены). Его суть - созидательное строительство у каждого из отрядов лагеря своего нового континента с его святынями и ценностями. В ходе игры каждый участник смены сможет проявить свои интеллектуальные, творческие, физические и духовные возможности. В результате развития темы смены ребята открывают в себе желания: жить дружно во временном детском коллективе, развить свои знания, умения и навыки.

Воспитательно-образовательная работа в нашем лагере подразумевает ознакомление детей с основами Православной веры и Православной культуры. Это окажет содействие в освоении детьми русской культуры и русского языка, так как Православие для России - религия культурообразующая, а также будет способствовать общему духовно-нравственному и личностному развитию детей, как из семей уже воцерковленных, так невоцерковленных, но сочувствующих Православию.

В содержании программы смены детям раскрывается культурообразующая, социальная и просветительская роль Церкви в жизни нашего государства, изучается история Российского государства, влияние на ход истории русских монастырей, их подвижников. Большое внимание в мероприятиях и отрядных беседах уделяется вкладу Вятских Святых в дела просвещения и благотворительности на Вятской земле. В программе смены особое место уделяется милосердию и всё что с ним связано: дела милосердия, разработка, организация и проведение социальных акций, проектов, благотворительных мероприятий.

Дети каждого отряда в течение смены будут благоустраивать свой континент, на котором будут не только улицы и дома, но и свои правила: свой Устав, свой детский Парламент и президент. После отрядного сбора - Парламента президенты отрядов будут собираться на Большом Планетарном Совете и делиться опытом друг с другом. Общение между жителями континентов-отрядов будет проходить не только на Большом Планетарном Совете, но и во время общих дел всей Планеты Добра (общелагерных мероприятиях): в воинских турнирах и богатырских уделах (спортивные площадки), творческих и ремесленных мастерских (кружки и мастер-классы), других различных по направлению мероприятиях. В течении всей смены каждый отряд будет создавать свою летопись континента.

Обустраивать вверенные участникам земли, дети начнут со строительства Храма, который построят, только сплотившись и научившись жить дружно, проявляя заботу и милосердие, учась помогать друг другу и окружающим. А завершится наша смена образованием единого, мощного государства - "Планеты добра".

Программа смены содержит оздоровительные, спортивные, культурно-развлекательные, творческие, патриотические и православные мероприятия, психологические и личностные тренинги, духовные беседы с батюшкой, лекции, познавательные викторины о прошлом и настоящем России, тематические вечера, творческие мастер-классы, танцевальные вечера, благотворительные концерты, творческие вечера и встречи с интересными людьми, индивидуальные и отрядные беседы на профилактические темы, экскурсии.

В течение смены планируется организовать встречу с сотрудниками правоохранительных органов Кировской области отрядами ОМОН, ГИБДД, инспекторами ПДН УВД по Кировской области.

Определяющие принципы в работе с детьми в образовании:

1. Формирование уклада жизни детей в лагере в соответствии с духовно-нравственными традициями русского народа, традициями православной педагогики;
2. Приоритет духовно-нравственного, патриотического, национального воспитания детей;
3. Содействие развитию у детей начал исторического сознания, гражданского самосознания, ощущения причастности к культуре, историческому прошлому России, осознанного благоговейного отношения к русской святости и русским святыням;
4. Ориентация содержания образования на углубленное изучение основ русской культуры и истории, с основами Православия;
5. Ориентация на ознакомление участников смены с русской словесностью во всем ее многообразии, с народным искусством, традиционными видами рукоделия.

Одной из задач смены православной культуры является непрерывность процесса обучения основам православных знаний. В условиях детского оздоровительного лагеря педагогический коллектив призван решать не только задачи лечения, оздоровления и социальной реабилитации, но обеспечить дальнейшее обучение воспитанников смены, создающее комфортные условия для пребывания ребенка в лагере и обеспечивающее успешность включения в учебный процесс после возвращения в Воскресную школу и Православную гимназию.

В учебном процессе нашего проекта удачно сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; при этом процедура проблемного обучения включает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, выдвижение гипотез, их проверку, решение проблемы, систематизацию полученных знаний.

В лагере решается целый комплекс медицинских задач, обеспечивающих оздоровление и реабилитацию больных и ослабленных детей. При этом главным принципом организации оздоровительной деятельности лагеря является реализация персонифицированной программы по отношению к каждому ребенку.

В лагере применяются классические методы санаторного лечения: воздушные ванны, физиотерапия, рефлексотерапия, водные процедуры и т. п.

Для оздоровления детей широко применяются методы лечебной физкультуры. При этом важно использовать природные факторы нашего лагеря, находящегося на экологически чистой территории: чистый воздух, сосновый бор, искусственный пруд под открытым небом.

Для обеспечения единой программы реабилитации в лагере круглосуточно работает опытный врач-педиатр.

В каждом конкретном случае при оздоровлении и лечении ребенка вырабатывается индивидуальная стратегия реабилитации, ориентированная на ведущие отклонения в состоянии здоровья ребенка.

В лагере организовано пятиразовое калорийное питание, разработанное специалистами поварами и педиатрами в соответствии с современными требованиями Роспотребнадзора.

Организация досуговой деятельности детей в смене "Благовестник" - один из компонентов единого непрерывного процесса жизнедеятельности детей и подростков в период их пребывания в лагере. Досуг мы рассматриваем как возможность ребенка заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

Виды досуговой деятельности в православном лагере: отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, общение. Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь в лагере, дети и подростки включают в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не имеют возможности в течение учебного года реализовать в труде и учебе.

Развлечениями являются: посещение концертов, участие в спортивных соревнованиях, представления, путешествия, прогулки, дающие ребенку смену впечатлений. Участие детей в работе театральной студии развивает творческий потенциал, чувство партнерства, уверенность в своих силах, даёт возможность творчески реализоваться.

Отдых в православной смене в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает детям и подросткам ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

Самообразование в лагере направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию мы относим: участие в диспутах, дискуссиях, деловых играх, экскурсиях.

В нашем проекте ребенок успешно самореализуется на занятиях в различных кружках - уделах, творческих мастерских, мастер-классах, временных и постоянных творческих группах.

Жизнь лагеря строится по календарю Православной Церкви.

Основные направления программы

1. Историческое

Тематическое планирование смены. Изучение истории Российского государства и его святынь. Работа, связанная с изучением и описанием памятников духовной истории Отечества, жизни подвижников благочестия. Работа кружков "История Вятских Святых и Святынь", "Художественное краеведение", "Видеолекторий".

2. Паломническое

Крестные ходы, составление карты святынь Вятского края, описания паломнических маршрутов.

3. Волонтёрское

Волонтёрский труд по благоустройству прилегающих территорий. Организация и проведение благотворительных социальных акций и мероприятий для детей.

4. Трудовое

Участие детей в работе творческих мастерских "Рукодельница", "Работа с природными материалами", "Бисероплетение", "Вязание", "Шитье кукол", "Реставрационные работы", "Оригами", "Лепка из теста" и т.д.. Труд по самообслуживанию.

5. Катехизаторское

Отрядные беседы, просмотр фильмов, молебны и панихиды, духовные беседы, чтение православной литературы, изучение иконографии.

6. Краеведческое

Работа в краеведческом направлении предполагает тесное сотрудничество с Вятским епархиальным архивом и Областным краеведческим музеем города Кирова.

7. Литературное

Ведение отрядных летописей, литературные игры и викторины, издание общелагерной газеты "Благовесточка", работа кружка "Юный журналист".

8. Оздоровительное

Ежедневная оздоровительная утренняя зарядка под руководством опытного физрука и педиатра, а также купание детей в бассейне (в соответствии с погодой).

9. Спортивное

Проведение разнообразных туристических и спортивных мероприятий (совместно с Областным клубом туристов). Спортивно-туристические мероприятия предполагают максимальное использование многолетних традиций российских оздоровительных лагерей и включают в себя использование скаутской специфики. Работа секций "Русские народные игры", "Футбол", "Баскетбол", "Волейбол", "Шашки", "Шахматы".

10. Музыкальное

Участие детей в работе кружков "Духовные песнопения", "Бардовская песня", "Эстрадная песня" и т.д..

11. Эстетическое

Работа кружков "Рисование", "Лепка", "Декоративная роспись", "Оригами".
Благотворительные тематические концерты.

12. Театральное

Систематическая работа театральной студии "Успех".

13. Хореографическое

Проведение ежедневных занятий для детей в рамках кружка исторического и современного танца.

УКЛАД (распорядок) ДНЯ

7-00 Подъём для вожатых.
7-15 Утренняя планёрка для вожатых
7-45 Начало дня. Подъём. Уборка постелей. Омовение.
8-00 Оздоровительная спортивная зарядка.
8-30 Общелагерное построение - Линейка.
8-45 Утреннее молитвенное правило.
9-00 Завтрак.
9-30 Уборка горниц (комнат) и территории лагеря.
10-00 Работа творческих кружков-уделов, мастер-классов.
11-00 Молебен. Беседа с батюшкой. Просмотр видеофильмов.
12-00 Отрядное время. Проведение отрядных мероприятий.
13-00 Трапеза.
14-00 Тихий час.
16-00 Полдник.
16-30 Игры на свежем воздухе. Общелагерное мероприятие.
19-00 Ужин.
19-30 Отрядный "Огонёк". Проведение отрядных мероприятий.
21-00 Трапеза.
21-30 Вечернее правило. Крестный ход. Подготовка ко сну.
22-00 Сон

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

Опираясь на опыт работы предыдущих православных смен, обозначим этапы работы долгосрочной программы "Благовестник".

Работа над подготовкой смены православной культуры традиционно проводится в три этапа:

I. Подготовительный этап / сентябрь 2011 г. - июнь 2012 г./ Подготовительная работа по организации и проведению профильной смены православной культуры "Благовестник"

-Формирование рабочей группы опытных педагогов-воспитателей, психологов и духовенства для разработки профильной православной программы и форм ее реализации.
- Составление рабочей группой плана действий по созданию концепции, распределение обязанностей.
- Изучение опыта и систематизация материала по организации летних смен православной культуры России, ближнего и дальнего зарубежья.
- Изучение возможностей, условий, социального окружения лагеря, особенностей контингента детей, способностей и возможностей педагогического коллектива.
- Формирование актуального для православной смены содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива.
- Предварительное тематическое планирование программы профильной смены.
- Подготовка коллектива вожатых к разработке концепции и программы деятельности учреждения: разъяснительная работа о необходимости их создания, знакомство с современными кон-цепциями воспитания, концепциями и опытом работы других загородных лагерей.
- Оформление рабочей группой текста концепции с учетом информации, полученной на всех предыдущих этапах работы.
- Обсуждение и утверждение концепции развития лагеря на расширенном педагогическом совете с участием заинтересованных родителей, социальных партнеров.
- Подготовка педагогических кадров для лагеря, соответствующая содержанию программы (школа вожатых).
- Комплектование вожатского отряда, учёба отрядных вожатых.
- Анонсирование смены в средствах массовой информации.
- Разработка, проектирование и дизайн представительской полиграфической продукции.
- Проведение мониторинга на родительских собраниях (опрос родителей по итогам проведенных смен православной культуры).
- Проведение мониторинга с воспитанниками ранее проведенных смен православной культуры.
- Диагностика психологического состояния воспитанников на основании фото и видео материалов.
- Отслеживание и анализ в динамике развития психо-физиологического состояния воспитанников в течение нескольких предыдущих лет работы программы.
- Создание в группе детей и педагогов положительного эмоционального фона для последующей диагностической и коррекционной работы с воспитанниками смены.
- Формирование коллектива детей и подростков - будущих участников смены.
- Коллективная разработка программы. Определяются основные ее разделы. Педагоги распределяются в микрогруппы в соответствии с разделами, привлекая детей, родителей, заинтере-сованных лиц, разрабатывают проект разделов программы и затем выносят на обсуждение всего коллектива свои проекты.
- Обсуждение и утверждение концептуальной программы развития на расширенном педсовете.
- Составление плана действий на ближайший период по реализации концепции и программы.
- Разработка концепции и программы смены.
- Отслеживание результатов реализации концепции и программы, анализ этих результатов.
- Внесение корректив в концепцию, программу, планы.
- Систематизация и подготовка соответствующих писем, приказов, договоров, графиков, списков, положений, правил.
- Анализ состояния, структурирования проблем работы лагеря.
- Редактирование положения о лагере.
- Выездная работа актива вожатых с родителями и детьми.
- Выездная работа по приборке территории лагеря.
- Участие в конкурсе вожатского мастерства в Д/К "Родина".
- Составление социального паспорта проекта "Благовестник".
- Аттестационная работа по школе вожатского мастерства для вожатых.
- Торжественная выдача сертификатов вожатым.
- Встреча и собеседование архиепископа Вятского и Слободского Марка с вожатыми.
- Составление штатного расписания.
- Прохождение медицинской комиссии, подготовка санитарных книжек.
- Приобретение канцтоваров, спорттоваров, бытовых и санитарных принадлежностей.
- Сбор инвентаря: библиотеки, фонотеки, спорт инвентаря, аппаратуры.
- Подбор методического материала для проведения детских массовых мероприятий.
- Работа над сценариями лагерных мероприятий.
- Реклама, распространение флаеров и буклетов о лагере.
- Работа по реализации родителям и опекунам детей путёвок, их оформление.
- Проведение информационных родительских собраний.

II. Основной этап / 15 июня - 5 июля 2012 г. /
- Непосредственно организация и проведение профильной смены православной культуры "Благовестник"

- Создание креативной группы педагогов и воспитателей для работы непосредственно в лагере. В группу входят руководство, заинтересованные педагоги, воспитатели, духовенство и др.
- Формирование документации по охране труда: приказы, журналы, инструкции, должностные инструкции, протоколы.
- Составление приказов об открытии лагеря, назначение ответственных лиц.
- Составление списков отрядов.
- Знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями.
- Подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей.
- Реализация образовательного, воспитательного и оздоровительного проекта в рамках заранее разработанной и подготовленной программы.
- Решение актуальных педагогических и воспитательных задач в коллективе.
- Организация воспитательной работы в лагере.
- Лечебно-профилактические, спортивные, общеукрепляющие мероприятия по оздоровлению коллектива детей и подростков.
- Составление графиков работы кружков, хобби-клубов, мастерских.
- Выявление творческих потенциалов детей с последующей работой над ними в процессе занятий на творческих, спортивных и др. "уделах" (кружках), таких как "История Вятки", "Туризм", "Спорт", "Духовные беседы", "Бардовская песня", "Творчество", "Мастерица", "Видеолекторий", "Стрельба из пневматического оружия", "Бисероплетение", "Видеостудия" и др.
- Работа по расширению кругозора детей, накоплению ими базовой системы знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования с помощью интеллектуальных викторин, творческих конкурсов, спортивных состязаний.
- Работа над формированием эмоциональной стабильности детей в процессе индивидуального и коллективного сотрудничества, психологических тренингов и духовных бесед.
- Формирование у детей в процессе обучения и общения гражданского, патриотического мировоззрения, для привлечения внимания подрастающих россиян к истории, культуре, традициям, историческим особенностям своей Родины.
- Посещение детьми особых прославленных мест Вятской Земли в паломнических автобусных поездках и походах.

III. Заключительный этап / 6 июля - 30 августа 2012 г./ Подведение итогов лагеря

- Анкетирование воспитанников смены православной культуры.
- Изучение и систематизация полученных в ходе тестирования и диагностики детей пакета документов.
- Мониторинг в коллективе администрации лагеря и педагогов с целью изучения результативности проведения данной профильной смены.
- Подведение итогов, закрепление результатов различных видов педагогической и воспитательной деятельности.
- Проведение итогового собрания коллектива организаторов данного проекта и его активных участников - духовенства и воспитателей.
- Заключительная работа над видеофильмом по итогам лагеря.
- Систематизация и анализ накопленных методических и дидактических материалов, накопленных в процессе работы над сменой православной культуры.
- Работа по обобщению, структурному анализу, подведению итогов по результатам анкетирования детей, их родителей и персонала смены православной культуры.
- Проведение подготовительной работы к разработке новой концепции программы смены православной культуры на 2013 г.

Показатели оценки эффективности реализации программы


- Результатом успешной реализации проекта станет православное объединение детей и молодежи "БлагоДать" при Миссионерско-образовательном отделе Вятской епархии, которое сможет реализовать себя не только в духовной сфере, но и в социальной, тем самым укрепляя позиции Православия в социальной среде Кировской области, а также сможет организовывать и направлять волонтерское движение по проведению систематической работы, регулярных благотворительных акций и мероприятий, приуроченных к двунадесятым церковным праздникам в детских учреждениях г.Кирова: интернатах, детских домах и приютах, реабилитационных центрах и т.д.
- всецелое оздоровление 250 детей и подростков, то есть восстановление их телесных сил (через полноценное и правильно сбалансированное питание, спортивные мероприятия, соблюдение режима дня, посильные физические нагрузки и т.д.);
- получение детьми базовых нравственных, духовных и культурологических понятий;
- получение детьми некоторых профессиональных навыков;
- осознание значимости ценностей семейных взаимоотношений;
- приобретение детьми знаний основ православной культуры;
- улучшение психического, духовного и физического состояния детей;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно, условий труда и быта;
- практическое овладение здоровьесберегающими технологиями;
- негативное отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью.
- качественный отдых с пользой для души 250 детей и подростков;
-создание волонтёрской православной детской организации "БлагоДать", которая будет реализовывать благотворительные проекты совместно с Вятским Духовным училищем в течение 2012-2013 учебного года.

Перспективы развития проекта

Проект "Благовестник" предполагается сохранить и расширить за счет привлечения к его реализации новых государственных, общественных структур, налаживания связей и развития отношений с другими епархиями, близкими по целям и задачам организациями в области духовного просвещения детей, подростков, молодёжи. Для воспитателей-вожатых проекта при Миссионерско-образовательном отделе создание круглогодичной "Школы вожатского мастерства" с привлечением студентов Вятского Духовного училища и Вятского Государственного Гуманитарного Университета. Планируется организация и проведение широкого спектра миссионерских и катехизаторских мероприятий, создание общества преподавателей-организаторов детского летнего отдыха, обмен материалами и создание мультимедийных дидактических пособий для Воскресных и общеобразовательных школ (в рамках реализации нового школьного предмета "Основы Православной культуры").

Вятскому епархиальному управлению проект "Благовестник" представляется замечательной возможностью для реализации воцерковления и оздоровления детей, подростков и молодежи православного вероисповедания.

Наша профильная смена православной культуры "Благовестник" - имеет добрую традицию - это межведомственный характер реализации проекта, т.к. наша смена - многолетний творческий союз светских и церковных организаций.

Проект "Благовестник" это результат долгосрочной коллективной совместной работы, напряженного поиска и вдохновенного творчества педагогов-воспитателей, молитвенной поддержки духовенства, интересных идей детского коллектива, ведь одной из особенностей нашей программы является то, что в её разработке непременно участвуют все те, кто будет работать и отдыхать, то есть педагоги, сотрудники и сами дети. Мы привлекаем к разработке программы старших детей и подростков, а также родителей, которые напрямую в этом заинтересованы.

Шустова Лариса Геннадьевна, заместитель руководителя Миссионерско-образовательного отдела Вятской Епархии.

 



Категории статей