Главная / Публикации / Церковь и общество / Святые новомученики и исповедники в стенах вятских школ на ниве духовного образования

Публикации

« Назад

Святые новомученики и исповедники в стенах вятских школ на ниве духовного образования  20.05.2012 01:09

В 1867 г. был принят новый устав семинарий, на который Вятская семинария перешла в 1871 г. Из программы исключались медицина, сельскохозяйственные науки. Численность учеников в классе была ограничена 50-55 человеками. Был введен запрет на телесные наказания, стояние на ногах во время урока, земные поклоны, стояние на коленях во время утреннего и вечернего правила. Разрешено было принимать в семинарию детей всех сословий. Выпускникам семинарии разрешалось поступать в светские учебные заведения. В результате в 1868 г. из 120 выпускников поступило: 3 - в духовную академию, 9 - в университеты, 81 - на священнослужительскую вакансию, 2 - в народные училища, 15 - на учительскую должность, 1 - на должность земского начальника, 5 - стали врачами, 1 - в архиерейский дом, 9 - в гражданское ведомство, 6 - в военное. Реформа имела неоднозначные последствия. С одной стороны, она повысила уровень общего образования и позволила выпускникам семинарии найти себя в светской жизни. Они сделали этот выбор сознательно, т.к. не ощущали в себе призвания и духовной силы к пастырскому служению. С другой стороны, отток подготовленной молодежи из церковного сословия был настолько велик, что стала ощущаться нехватка духовенства. Церковь готовила образованных учеников, вкладывала в них средства, но многие из них, причем нередко наиболее талантливые и успешные, не возвращали своим трудом этого вклада в Церковь.

В период правления Александра III, когда обер-прокурором Синода стал К. П. Победоносцев, был подготовлен новый Устав семинарий 1884 г. Он предполагал отмену автономии семинарий, выборность ректора и инспектора. Была введена должность духовника семинарии. Сокращались предметы общего плана (математика, философия), восстанавливалось усиленное изучение древних языков. Но главное - Устав запрещал семинаристам после семинарии поступать в светские высшие учебные заведения. 20 лет свободы в выборе жизненного пути выпускниками семинарии успели укорениться в сознании учеников как их неотъемлемое право, которого они лишились. Поэтому в результате этого запрета стали появляться критически настроенные семинаристы, которые не хотели служить на церковном поприще. В семинарии возникла почва для взрыва. Бунтовские настроения достигли особого размаха в 1887 г., когда планировалось провести демонстрацию антиправительственного характера. Учениками вплотную занялась полиция.

Много сделал для успокоения семинаристов ректор прот. Петр Смирнов, прибывший в Вятку в 1891 г. Имея богатый педагогический опыт, обладая незаурядным педагогическим талантом, он много заботился о религиозно-нравственном воспитании семинаристов. Ректор посещал занятия, встречался с учениками во внеурочное время, беседовал, давал наставления, вникал в их нужды, помогал бедным ученикам. При всей строгости, он не раз вступался за провинившихся учеников, не боясь оказать им доверие.

К началу ХХ в. семинария давала прочные систематические знания по основным наукам. Выпускники семинарии не уступали тем, кто окончил гимназию.

Однако возникла проблема иного рода: Церковь нуждалась в подготовке образованных пастырей, которые имели бы не только солидный запас богословских знаний, но и любовь к пастырскому служению. Основное внимание в семинарии уделялось Св. Писанию, основному и догматическому богословию, в то время как предметы, связанные с практикой пастырского служения: пастырское богословие, литургика, гомилетика - уступали. Не придавалось должного значения организации богослужений в семинарском храме ап. Иоанна Богослова. Наибольший же провал ощущался в постановке воспитательной работы. Воспитанием семинаристов, которых было около 400, занимались 2-3 надзирателя, обычно назначаемые из бывших семинаристов и не имевших таланта преподавания. Воспитание сводилось, как правило, к надзору и дисциплинарным взысканиям. Не было живого и постоянного общения с учащимися, передачи им здоровых взглядов и убеждений, живой веры. Не случайно, что эта система оказалась неспособна противостоять революционным настроениям начала ХХ в.

Вятская Духовная семинария не избежала тех недостатков, которые проявились во всей системе духовного образования России в XIX в. и, особенно, в начале ХХ в., и многие семинаристы в годы Первой русской революции оказались вовлечены в революционное движение.

Россия конца XIX - начала XX переживала отход от веры и Православия. Ни в начальной школе, ни в Яранском духовном училище, ни в Вятской духовной семинарии юноше почти не встретилось ни преподавателей, ни товарищей с живой верой. "Какое грустное время! - отмечает еп. Вениамин (Милов). - В древности блаженные язычники знали больше, чем знал я или вообще христианские юноши моего поколения".

Но все они покрываются славой достойных выпускников, которые всеми своими талантами, а порою и самой жизнью послужили Церкви и Отечеству. Среди них

В Соборе Вятских святых

1.Священномученик Анатолий Ивановский, иерей. Память 30 октября. В июне 1883 года он окончил Вятскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии. Отец Анатолий, помимо священнических обязанностей, уделял огромное внимание просвещению прихожан. Он нес послушание законоучителя в нескольких земских и церковно-приходских школах. О многом говорит это. На все хватало времени у активного, ответственного, преданного своему делу батюшки, всей душой любившего прихожан и стремящегося донести до них во всей полноте слово Божие. Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ.
2.Священномученик Михаил Тихоницкий, протоиерей. Память 20 сентября. Учился в Вятском духовном училище. Михаил с усердием и любовью учил задаваемые уроки, особенно ему нравились уроки Священного Писания и педагогика. Учитель, Александр Добринский, отзывался о нем как об ученике довольно хороших способностей, ревностного прилежания и удовлетворительных успехов. В 1868 г. он закончил Вятскую духовную семинарии. В 24 года о. Михаил начал свое священническое служение в небольшой Ильинской церкви Ижевского завода. Незадолго до этого храм был отдан единоверцам, и молодой священник стал подвизаться на поприще проповеди Слова Божия и обращения из раскола прихожан. Многих людей он удержал от заблуждений, многих раскольников вернул в лоно Святой Матери-Церкви. Спустя два года, в 1872 г., о. Михаила перевели в с. Подрелье. Здесь он становится преподавателем в сельском земском училище. Об о. Михаиле благочинный писал: "Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснения учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства". В Быстрице о.Михаил продолжал учить детей Закону. Учительский талант, данный от Бога, о.Михаил преумножил и возвернул сторицею. В Орлове он был назначен преподавателем Закона Божия в Татианинской женской гимназии.

Подвизавшиеся на Вятской земле:

1.Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский - Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее - в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля - во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги. В 1893 году он был назначен законоучителем Вятского Александровского училища, а в 1896 году - определен в состав Епархиального училищного совета. В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии. После смерти супруги путь отца Александра стал определяться как стезя сугубого церковного служения, как путь монашеский. 26 февраля 1900 года преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Вятский и Слободской, постриг иерея Александра в крестовой церкви в монашество. По случаю его пострижения были отменены занятия в трех старших классах Духовной семинарии, а семинаристы отпущены в крестовую церковь для присутствия на постриге. Для Вятской семинарии это было событие необычайное - за последние десять лет здесь всего лишь второй раз постригали в монашество. Постриг произвел на всех присутствующих, и особенно на семинарскую молодежь, огромное впечатление и многим сердцам не только дал представление об иночестве как о сугубом христианском подвиге, но и оживил память об обетах, которые дает всякий человек при крещении; это событие заставило многих задуматься о глубинном смысле христианской жизни. Новопостриженному иноку было оставлено прежнее имя - Александр. Вскоре после пострига иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской Духовной семинарии. В апреле 1900 года указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом. 25 июля 1901 года указом Святейшего Синода отец Александр был назначен ректором Калужской Духовной семинарии.
2.Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. Память 5 октября. В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую духовную семинарию и в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Воскресенский переведен в Вятскую духовную семинарию, через год - в Вологодскую семинарию. В 1911 году Воскресенский был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора.
3.Священномученик Герман (Косолапов), епископ Вольский. Память 10 октября. В 1906 г. окончил духовную академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия. Служил помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губ., с 1907 г. - в той же должности в Камышинском духовном училище Саратовской губ.
4.Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Учился сначала в Сарапульском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. С 1890 г. служил в Сарапульском духовном училище в качестве надзирателя за учениками. Позднее в 1898 поступил в Казанскую духовную академию.
5.Священномученик Александр Агафонников, протоиерей. Память 14 октября. Родился 3 декабря 1881 года в с. Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника. Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых, и впоследствии, когда Александру пришло время учиться, отец Николай настоял, чтобы родители отдали Александра в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал, а не в мужскую земскую, куда тот должен был идти и в которой, как и почти во всех земских школах, в то время нарочито процветало безбожие. Обучался в Вятской Духовной семинарии, уволен из 5-го класса по прошению в 1903 году. В 1903 году поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу Вятского уезда. 18 июня 1904 года он был рукоположен епископом Вятским и Слободским Никоном во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии. С 15 сентября 1904 г. состоял законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы. 29 октября 1906 года рукоположен епископом Филаретом во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии. С 20 декабря 1906 г. состоял заведующим и законоучителем Кокушинской церковно-приходской школы. С 14 сентября 1907 г. состоял законоучителем Тойкинского Земского училища, а в 1913 году - депутатом на окружной училищный съезд. 13 ноября 1914 года ему за труды по церковно-школьному делу преподано благословение епископа с грамотою. 27 августа 1915 года отец Александр был переведен в Рождественский храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. Состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. О. Александр также прекрасно владел скрипкой.
6.Священномученик Василий Агафонников, протоиерей. Родился 5 марта 1885 года в с. Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника. После поступления в женскую церковно-приходскую школу старшего брата Александра туда же поступил и Василий, хотя ему в то время исполнилось всего шесть с половиной лет. Обучался в Вятском духовном училище и Вятской духовной семинарии, которую окончил в 15 июня 1906 года. Кроме обязательных предметов обучался музыке. Пел в архиерейском хоре. 15 августа 1906 года рукоположен во священника ко храму в селе Мелянда Уржумского уезда Вятской губернии. Со 2 июня 1907 года стал служить в Введенской церкви села Немы Нолинского уезда Вятской губернии. Одновременно служил заведующим и законоучителем Власовской школы Вятского братства свт. Николая, а так же законоучителем Немской земской школы. В 1929 году отец Василий был возведен в сан протоиерея.
7.Священномученик Николай Агафонников, протоиерей. Память 5 ноября. Родился 1 сентября 1876 года. С самого раннего детства мальчик приобщался к церковной жизни при храме в своем родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. С шести лет он с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и шестопсалмие. В это же время он так серьезно и ответственно нес послушание пономаря, что прихожане удивлялись смышлености мальчика, усердию и аккуратности в исполнении обязанностей, внимательности, с какой помогал он отцу при богослужении. В начальной школе учиться мальчику было интересно и легко. В 1887 г. Коля Агафонников поступил в Вятское духовное училище, показав отличное знание церковно-славянского языка. Как и в школе, он отличался серьезным отношением к занятиям и примерным поведением. В 1898 г. Николай был зачислен воспитанником Вятской духовной семинарии и одновременно стал псаломщиком Никольского собора города Слободской Вятской губернии. Он читал много духовной литературы, в особенности труды святых отцов и известных подвижников, лелея мечту посвятить себя духовным подвигам на ниве пастырства. В возрасте 23 лет Николай женился и в том же 1899 г. Преосвященным епископом Вятским Алексием (Опоцким) был рукоположен в сан священника. Первый приход отца Николая находился в селе Загарье Вятской губернии. Разъясняя Священное Писание, батюшка старался учить прихожан жить по заповедям Христовым. Ко всем он относился с неподдельным вниманием и заботой, и люди проникались к нему большим доверием. Отец Николай прослужил здесь приходским священником 17 лет. Любимый и уважаемый пастырь не только поучал и наставлял в православной вере прихожан, занимался нравственным воспитанием молодежи, но и давал советы по житейским вопросам, помогал преодолевать трудности в смутные предреволюционные годы, когда народ так нуждался в молитвенниках и утешителях. Священник нередко помогал в приобретении предметов первой необходимости, лечил прихожан, покупая для них лекарства. Со всей полнотой любящего сердца он отечески заботился о благе и спасении прихожан.
8.Священномученик Григорий Сербаринов, протоиерей. Память 8 января. С марта 1909 г. преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской духовной семинарии, читал курсы истории и обличения русского раскола, историю западных вероисповеданий. В августе 1909 г. был назначен преподавателем русской словесности и литературы на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии. 26 сентября 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице С.-Петербурга.
9.Священномученик Сергий Стрельников, протоиерей. Память 8 августа. Родился 24 сентября / 7 октября 1887 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского, в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова. После окончания 14 июня 1911 года по первому разряду Вятской Духовной семинарии, 12 января 1912 года он был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде. Вскоре С.А. Стрельников был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года - во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда. На данном приходе батюшка прослужил до 7 января 1916 года, а затем по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни. На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий, как и большинство священников того времени, занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912-1915 гг.), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916-1917 гг.). С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии. Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. 7 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, Преосвященнейшим Никандром (Феноменовым), епископом Вятским и Слободским, за отлично-усердную службу он был награжден набедренником, в 1919 году - скуфьей.
10.Священномученик Сергий Увицкий, иерей. Память 12 марта. Родился в 1881 году в селе Хлебниково Вятской губернии в семье учителя, ставшего позднее священноcлужителем. Образование будущий священномученик получил в Вятской семинарии, затем в Казанской духовной академии, по окончании которой преподавал в Могилевской духовной семинарии.
11.Священномученик Анатолий Левицкий, иерей. Память 3 ноября. Родился в 1894 г. в семье священника Воткинского завода Вятской губ. Окончил Вятскую духовную семианрию, рукоположен во священника, назначен благочинным своего округа.
12.Священномученик Димитрий Овечкин, иерей. Память 14 ноября. Дмитрий Киприанович на четвертом десятке лет поступил в Вятскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен во священника. В 1903 году епископом Вятским и Слободским Тихоном был рукоположен в сан диакона.
13.Священномученик Леонид Никольский, иерей. Память 2 ноября. Родился в 1876 году в селе Донилово Киясовского уезда Вятской губернии. В 1898 году окончил Вятскую духовную семинарию. В сане священника служил с 1901 г. в с. Швариха Ногинского уезда Вятской губернии, вплоть до своего ареста. В 1931 году тройкой ОГПУ осужден по ст. 58-10 УК на 5 лет заключения.
14.Священномученик Григорий Смирнов, диакон. Память 20 июня. Родился 18 ноября 1891 года в Вятской губернии в семье крестьянина Прокопия Смирнова. В 1911 году Григорий окончил второклассное училище при Казанском храме в селе Старый Торъял в Уржумском уезде Вятской губернии, а в 1913 году дополнительные курсы при Митинской школе Вятского уезда и в том же году был назначен псаломщиком в Казанскую церковь села Горохова Орловского уезда.

Видные выпускники и преподаватели:

1.Аверкий (Кедров), архиепископ Волынский и Житомирский (прославлен в РПЦЗ). Родился в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию, затем С.-петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1904) и был назначен преподавателем в Литовскую духовную семианрию.
2.Алексий (Молчанов), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский. Родился 5 октября 1853 г. в с. Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии. Учился в Глазовском духовном училище, а потом в Вятской духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась "настоящим раем". Суровые условия жизни, однако, не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника.
3.Антоний (Гиоргадзе (Георгадзе), митрополит Кутаисско-Гаенатский). В 1907 г. был назначен инспектором Вятской духовной семианрии. Овдовев, вернулся в 1908 г. в Грузию.
4.Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский. Из духовного звания. Учился в Яранском духовном училище, а после окончания в 1916 г. Вятской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию
5.Вениамин (Тихоницкий), архиепископ Кировский и Слободской. Окончил Вятскую духовную семинарию.
6.Владимир (Тихоницкий), митрополит и экзарх Вселенского Патриарха. Окончил духовное училище, Вятскую семинарию (1893) и Казанскую духовную академию (1898). Кандидат богословия.
7.Георгий (Анисимов), епископ Вологодский и Тотемский. Окончил Вятскую духовную семинарию.
8.Даниил (Шерстенников), епископ Охотский, викарий Камчатской епархии. Получив образование в Вятской духовной семинарии, Даниил выпустился в 1895 году и был рукоположен во диакона 15 сентября того же года. После этого он был определен учителем церковноприходской школы при Богородицкой церкви села Пареза Глазовского уезда. С этого же года состоял членом Вятского братства святителя Николая Чудотворца.
9.Зиновий (Дроздов), архиепископ Тамбовский. 23 сентября 1905 г. назначен преподавателем в Вятскую духовную семинарию. 28 сентября 1906 г. - смотритель Кутаисского духовного училища.
10.Иоанн (Смирнов), архиепископ Иркутский. 21 октября 1889 г. назначен преподавателем Священного Писания в Вятской духовной семинарии. 22 августа 1901 г. назначен инспектором той же семинарии. Кроме преподавательских обязанностей исполнял еще и обязанности члена Вятского уездного отделения училищного совета и секретаря правления семинарии. Познакомившись с воззрениями, которые господствовали в литературе и в жизни, он оставил свое желание стать иноком и думал о мирном благополучии в кругу семьи. Но ему понадобилось заняться изучением одного вопроса, касавшегося апостола и евангелиста Иоанна Богослова; для этой цели он несколько раз должен был прочитать его Апокалипсис. Чтение и изучение этой священной книги в связи с некоторыми другими обстоятельствами его жизни произвели в его настроении перемену и он почувствовал в себе непреодолимое желание оставить мирскую жизнь и сделаться иноком и, не закончив своего исследования, он заявил об этом епископу. 22 сентября 1901 года он был пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября того же был рукоположен в сан иеромонаха с возложением на него набедренника.
11.Палладий (Шерстенников), митрополит Орловский и Брянский. Родился 5 апреля 1896 года в с. Больше-Ройское Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. В 1917 году окончил Вятскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. В том же году был призван в армию. В 1918 году по возвращении из армии был псаломщиком в Вятской епархии, включая Троицкий Собор г. Уржума.
12.Пахомий (Кедров), схиархиепископ Черниговский (прославлен в РПЦЗ). Образование получил в Яранском духовном училище и Вятской духовной семинарии. После ее окончания в 1896 г. поступил в Казанскую духовную академию.
13.Протопресвитер Александр Александрович Дернов (1857-1923) - заведующий придворным духовенством, член Святейшего Синода, настоятель С.-Петербургского Петропаловского придворного крепостного собора, блистательный публицист, литератор и педагог, яркий проповедник, щедрый благотворитель, неутомимый общественный деятель, духовник особ Императорской Фамилии и простых рабочих. По окончании духовного училища продолжал обучение в Вятской духовной семинарии, которую с отличием окончил в мае 1878 года как один из лучших, в августе того же года поступил в С.-Петербургскую духовную академию.
14.Левашев (Левашов) Павел Никанорович. В 1880 г. окончил Нолинское духовное училище, а в 1886 г. - Вятскую духовную семинарию, после чего поступил в С.-Петербургскую духовную академию. В 1890 г. получил степень кандидата богословия за диссертацию "История праздника Пасхи (преимущественно со стороны литургической)". Служил священником церкви Георгия Победоносца при Генеральном и Главном штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью. В 1906-1911 гг. - редактор и издатель еженедельного журнала "Доброе слово", сотрудник журналов и газет "Новое время", "Церковный вестник", "Русский паломник", "Душеполезное чтение", "Колокол", "Вестник Русского собрания". Вел специальные религиозно-нравственные чтения "Русского собрания". С 1910 г. член епархиального миссионерского и училищного советов при Святейшем Синоде. С 1913 г. - член учебного комитета при Святейшем Синоде. С 1915 г. - член Петроградского Славянского благотворительного общества.

Патриарх Алексий на открытии XII Рождественских чтений "Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества" в частности, сказал:

Только спустя десятилетия мы можем в достаточной мере оценить всю высоту жертвенного подвига новомучеников и исповедников. Сегодня, когда мы наблюдаем вокруг нас нравственное оскудение, духовную опустошенность, разрыв семейных и социальных связей, служение идолам эгоизма, сребролюбия, гордыни, комфорта и вседозволенности, - необычайно важно живое свидетельство об Истине, готовность пойти против общепринятых мнений, против лукавства века сего, против зла, прикрывающегося личиной добра.

Наш народ нуждается ныне, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу. Церковь призвана Господом излечивать людские раны и разделения. И нам не обойтись без обращения к подвигу новомучеников и исповедников. Это сила и слава нашей Церкви и нашего народа, неисчерпаемый кладезь духа и добродетели, свидетельство победы, победившей мир.

Педагогам, призванным воспитывать нравственную личность, любящую свой народ, весьма полезен огромный духовный опыт, который сберегла Русская Православная Церковь. Хотелось бы, чтобы и государственные руководители, деятели культуры, журналисты отнеслись со вниманием к богатейшему православному духовному наследию. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой - целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла, светлой и искренней.

У каждой нации есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. Сегодня мы закладываем будущее страны на многие годы, если не на века. И без обращения к живым образам святости нам не сохраниться, а тем более не достичь лучшей жизни".

В связи с этим сегодня можно предложить следующие шаги по развитию изучения и почитания новомучеников.
1. Надлежит определить даты и места соборного служения пострадавших выпускников и преподавателей духовных школ и светских вузов, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.
2. Регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), для усиления работы провести в 2012 году: выставку "Неперемолотые". В рамках выставки провести I Дерновские чтения (прот. Павел Дернов - первый пострадавший новомученик), Учитывая, что о. Павел пострадал в г. Елабуге, которая в 1918 г. входила в состав Вятской, а ныне Казанской епархии, в перспективе сделать эти чтения межрегиональными. Задача чтений - осмыслить опыт жизни новомучеников в дореволюционное время, а также после 1917 г., их вклад в различные сферы общественной и церковной жизни, вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.
3. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы Вятского духовного училища с 1 сентября 2012 года с учетом истории региона в рамках спецкурса.
4. Рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников.
5. Создавать документальные и художественные фильмы, а также отражать в программе "Слово Веры" рубрику, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.
6. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.
7. Поддержать усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, обратиться к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.

Хочется верить, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Наибольшая честь, которой мы можем почтить мучеников за веру Христову, это последовать их примеру, верно хранить исповедание веры, твердо придерживаясь евангельского, апостольского и святоотеческого учения. Наконец, помощью Божией, молитвами святых новомучеников и святых отцов православной Церкви да воодушевимся словами надежды из послания к евреям святого апостола Павла (глава 12, стихи 1-2): "Посему и мы, имея вокруг себя такой сонм свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса..."


Аминь.

 



Категории статей