Главная / Публикации / «Со Священным Писанием сначала знакомился по атеистическим учебникам…»

Публикации

« Назад

«Со Священным Писанием сначала знакомился по атеистическим учебникам…»  29.01.2015 13:51

Преподаватель Вятского Духовного училища диакон Валентин Харин, имея за плечами два высших образования и ученую степень, завершает также обучение на Высших Богословских курсах при Московской Духовной Академии. Для кого могут быть полезны данные курсы, о пути воцерковления светского педагога, а также об учебном процессе в ВДУ глазами лектора мы побеседовали с отцом Валентином.

- Отец Валентин, Вы недавно вернулись с курсов при Московской Духовной академии, по какому профилю проходили обучение? Что нового полезного дает данное обучение опытному преподавателю, с ученой степенью, к тому же в священном сане?

- Высшие Богословские Курсы при Московской Духовной Академии, с которых вернулся – это дополнительное образование, профессиональная переподготовка. И она ценна мне особенно как преподавателю духовного учебного заведения. Да, я в священном диаконовском сане, но у меня нет духовного образования. Основное – историческое, есть также религиоведческое и аспирантура – в Пермском университете защитился по философии, однако как преподаватель Духовного училища считаю должным углублять знания в специальных дисциплинах. И одно из направлений, которое глубоко раскрывалось на курсах, – теология, преподавание православного Богословия. С этого года в Вятском Духовном училище веду новую для себя дисциплину - Историю Церкви, и занятия, приобретенные на курсах, особенно пригодятся….

- Расскажите подробнее об учебном процессе.

- Есть разные формы обучения, я, например, обучаюсь на заочной. Курсы проходили два раза в год по десять дней в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Есть еще вечерняя – обучение в Москве. Заочное обучение рассчитано на четыре года, всего включает 580 часов. Нагрузка во время учебной сессии очень серьезная. Утром, как правило, встаешь в 5.00, идешь на братский молебен, после этого час-полтора свободное время есть, можно остаться на Литургию. Занятия начинаются с 8.30, пять-шесть пар. Вечером, как правило, духовная беседа, встреча с духовно опытным священнослужителем, с авторитетным Богословом. Программа духовного образования, предлагаемая на курсах, по сути, программа семинарии. Единственное отличие, наверное, заключается в том, что основной блок – семинарский и нет дисциплин общегуманитарных, поскольку курсы организуются для людей, имеющих базу высшего образования или среднего духовного образования.

- Какая аудитория занимается на курсах? Кому может быть особенно полезно данное образование?

- Полезны курсы, в первую очередь, для тех, кто преподает религиоведческие дисциплины, чтобы углубить по предметам знания. Однако в последние годы курсы направлены не столько на образование преподавателей духовных школ, сколько на подготовку катехизаторов. Только на заочном отделении обучается порядка 250 человек, групп в Лавре примерно семь. Среди обучающихся священнослужителей немного, в основном миряне, среди которых регенты церковных хоров, певчие, педагоги воскресных школ. Все это люди в основном воцерковленные. В нашу группу набор совершался в 2010 году. И поначалу священнослужителей среди нас не было. Однако в период обучения двое приняли монашество – мужчина и девушка, трое стали священнослужителями. В этом учебном году произошел даже забавный случай, двоих мирянок не приняли на курсы, по той простой причине, что в прошлом году у них уже завершилось четырехлетнее обучение. Понятно их стремление – два раза в год пребывать в Троице-Сергиевой Лавре – это благодатный духовный опыт.

- Опишите преподавательский состав…

- Дисциплины в основном читали преподаватели Московской Духовной Академии, Московской Духовной семинарии, Угришской семинарии большей частью преподаватели остепененные. Кандидаты и доктора наук московского Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета. Были профессора из учебных заведений других регионов – Киевской семинарии, Краснодарского университета (развивает православную педагогику).

- Отец Валентин, до преподавания в Вятском Духовном училище Вы работали преподавателем в светском вузе. Что Вас подвигло изменить стезю, принять священный сан? Подводили ли в своей жизни внутреннюю «черту», когда менялось мировоззрение?

- Мысль о преподавании в Вятском Духовном училище вынашивал давно. Как преподавателю истории и религиоведческих дисциплин мне это могло быть интересно. Заходил на сайт ВДУ, смотрел вакансии, но там их не значилось, а иных попыток не предпринимал. Были мысли поступить в ВДУ в качестве студента, но сложилось так, что стал учиться на Высших Богословских курсах при Московской Духовной Академии. А через два года обучения при МДА меня пригласили сюда преподавать. Какого-то резкого переломного момента от неверия к вере у меня не было. Мысли об обучении в Духовной семинарии посещали меня еще в десятом классе, при том, что я тогда был некрещеным и человеком далеким от Церкви. Но такая идея возникала. Сам же тогда пришел к выводу, что в семинарию меня не возьмут, потому что у меня ни слуха, ни голоса, а священник, по моему тогдашнему убеждению, обязательно должен уметь петь. В то время информации о Церкви, тем более, о семинариях мало было, все-таки 1978-й год – эпоха развитого социализма. Но такая мысль была, я сейчас с трудом даже вспоминаю, откуда она возникала. Единственное, что меня на тот момент с Церковью связывало, - бабушка постоянно ходила в храм, она была неграмотная, я ей пометки писал. А она приносила просфоры, мне это очень нравилось. Этим тогда моя воцерковленность и ограничивалась. Позже о христианстве узнавал из атеистической литературы.

- Но ведь содержание таких книг представлялось в богоборческом ключе…

- Чем была атеистическая литература в условиях того времени хороша? Исследования критического плана, но в целях критики использовались цитаты из Библии, Евангелия. Выбираешь Слово Божие, пусть даже из атеистической книги, и какое-то впечатление составляешь себе о Священном Писании. Многие аргументы, критические выкладки были такого содержания, что как раз-таки вызывали при прочтении обратную реакцию (душа ведь она христианка!). Авторы невольно для себя побуждали у читателя еще больший интерес к тому, против чего они боролись – к православной вере, познанию Священного Писания. Может, интерес подпитывался еще и по той причине, что, как известно, запретный плод сладок.

- Вы приняли Крещение будучи взрослым человеком, уже состоявшимся в профессии преподавателем, кандидатом наук. Недавно приняли священный сан. Как пришли к этим решениям?

- К воцерковлению шел давно и медленно. Еще не будучи крещеным после школы бывало в храм заходил, что-то тянуло... И до сих пор к Богу иду. Этот путь бесконечен, даже будучи в священническом сане человеку важно продолжать возрастать духовно, углубляться в вере. Я не могу сказать, что какой-то радикальный перелом в жизни произошел. Да, были какие-то сомнения, но потом это прошло. Единственным, может быть, духовно значимым моментом на пути укрепления в вере уже после принятия Крещения для меня стала поездка в Дивеево. Внешне это вряд ли как-то в жизни проявлялось, но внутренне буквально ощущал, пребывая на святом месте, что со мной что-то происходит. Возле великой православной святыни в Дивеево, где пребывают мощи святого Серафима Саровского и сестер обители, произошло явное ощущение благодати, присутствия Святого Духа, воли Божией в жизни человека.

- Можете ли сравнить, руководствуясь опытом преподавания, аудиторию студентов светского вуза и духовного училища.

- Есть отличия, и они весьма радикальные. Если в светском вузе всякие студенты были, и интересующиеся, стремящиеся к чему-то люди, но это, к сожалению, все чаще исключения, то здесь таковых большинство. Главная причина в том, что в Духовное училище приходят более осознанно и не за дипломом, и, может, даже не столько за знаниями, но сколько с целью духовного развития. Поэтому разнится и отношение к учебе. Чувствуется у учащихся интерес искренний, неподдельный. Иногда такие вопросы задают, что на них затрудняешься ответить, даже в силу того, что многие из студентов люди духовно более опытные, чем я, например. Не делаю секретом, что крестился относительно недавно – в 38 лет, а как прихожанин регулярно начал ходить в Церковь не раньше 2008 года, а до этого не чаще раза в месяц. В 2008 году на пути к вере у меня был еще один значимый момент: мы с женой повенчались (хотя венчаться собирались еще изначально, даже до того, как был крещен). Таинство Венчания стало рубежным событием, с этого момента я в Церкви регулярно. В то же время многие наши студенты, даже молодые, после школы – люди с детства воцерковленные, некоторые со школьной скамьи алтарничают, потому у них духовный, по крайней мере, церковный опыт непременно богаче.

- Кому бы рекомендовали, в каком возрасте идти учиться в Вятское Духовное училище? А кого, быть может, предостерегли…

- Мне трудно судить, поскольку я вижу процесс исключительно со стороны преподавательской. Однако наблюдаешь, что учиться ребятам не просто: и занятий достаточно много, дисциплины серьезные. Помимо учебного процесса, есть послушания, старшекурсники участвуют в Богослужениях, приобретая духовный опыт. Поэтому, прежде чем, поступать сюда, стоит подумать. Это благое дело требует прилежания и усердия. Если кто-то чувствует призвание, добро пожаловать в стены Духовного училища.

- Что читаете в свободные минуты? Что рекомендуете почитать - воцерковленным и тем, кто только приходит к вере?

- К сожалению, читаю сейчас мало. В основном литературу специальную, необходимую при подготовке к дисциплинам. Учась в одном вузе, затем во втором, потом в аспирантуре читать стал все меньше. С одной стороны, многое из того, что почитал бы ранее, сейчас уже не вызывает интереса и смысла в этом не вижу, хотя, возможно, должен бы это знать. Во-вторых, конечно, сказывается нехватка времени. Конечно, хотелось бы прочитать много больше того, что успеваешь. Что рекомендовать? Творения святых отцов – чтение душеполезное. Долг каждого христианина – читать Евангелие и соотносить свою жизнь с Заповедями Христа, стараться жить сообразно Священному Писанию.

- Спасибо за содержательную беседу!



Категории статей