Главная / Публикации / Церковь и общество / Семья – малая церковь. О проблеме воспитания детей в православной семье

Публикации

« Назад

Семья – малая церковь. О проблеме воспитания детей в православной семье  29.10.2012 22:09

  1. I.                   Семья – ее значение в обществе.

Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их  "Домашнюю их церковь"[i].

Конституция РФ  признаёт семью основным элементом общественной структуры и подчёркивает её роль в воспитании детей. Она не даёт определения семьи, но из ст. 18 можно сделать вывод, что это супруги, а если у них есть дети – то они и дети. Семья в конституционном понимании тесно связана с понятием «брак», и её образование касается исключительно пар, которые заключили брачный союз.

 «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству».[ii]

II.                 Основы семейных отношений.

 

Предназначение человека - стать наследником вечной жизни. У каждого на земле свой путь спасения. В православной культуре существуют две основные традиции достижения этой цели: монашество и семья.

Семья создана Творцом для умножения любви и продолжения жизни человечества на земле.

Семья начинается с брака, с того момента, как юноша и девушка определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей.

Семья - это благословлённый Богом священный союз, естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основе любви и свободы.

Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаём, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Муж: и жена после бракосочетания представляют собой единую плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую своё продолжение в детях. Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

 В христианстве супружество понимается не просто как земное проживание мужчины и женщины, а как их устремлённость к совместному спасению в Вечности.

Единство семьи происходит из духовного и телесного единения мужа и жены. В супружестве важна не одинаковость характеров, а единая система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном выборе жизненных целей.

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные и отечественные традиции своего народа. Она призвана пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу. Семья призвана формировать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.

Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви.

 

 III.              Воспитание детей.

Именно в семье начинает формироваться душевное пространство личности, определяется диапазон переживаний ребёнка Родительское отношение к ребёнку имеет важное значение. Вся информация в детские годы воспринимается во всей полноте своей таинственной неповторимости.

Себастьян Брант  (1457-1521), немецкий ученый, гуманист, поэт в своей сатирико-дидактической поэме «Корабль дураков», в главе «О воспитании детей» высказывает такую фразу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, а родители пример всему…». Даже из такого, простого на первый взгляд, высказывания мы можем определить значение семейных отношений в воспитании детей. 

Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса.

Живя в религиозных традициях православной семьи, ребёнок незримо строит в сердце храм своей души.  И роль родителей – подобрать «материал» для строительства.

  В настоящее время идеалы активно формируются средствами массовой информации, зачастую искажая подлинное понимание. Где мы можем встретить пример искаженного понимания? Именно в СМИ нам предлагают искаженный вариант данных понятий.

Главное в процессе воспитания дать ребенку правильное представление о  подлинных ценностях. Ценности у каждого человека определяются в соответствии с «внутренним миром». Я бы выделил следующие:

  • Вера;
  • Красота;
  • Любовь        

Если с раннего возраста ребенку дать правильное представление о истинных ценностях, не подменяя их на ложные ценности субкультуры, то уже в зрелом возрасте он сможет сам определить для себя вектор, направленный на спасение души, устремленный в Вечность.

 

 

 

 

 

 



[i] Рим. 16:4

[ii] Иван Ильин «О семье».



Категории статей