Главная / Публикации / Церковь и общество / Перспективы духовно-нравственного воспитания в светской школе

Публикации

« Назад

Перспективы духовно-нравственного воспитания в светской школе  08.07.2012 22:17

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» обозначен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Гражданская идентичность позиционируется как высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Средства ее формирования – освоение культурных богатств многонационального народа Российской Федерации, осознание каждым ребенком их значимости и особенностей, принятие судьбы Отечества как личной.

В качестве реализации главной стратегической задачи российского образования – формирование национальной системы базовых ценностей и идеалов самоуважения, творчества и солидарности, необходимо рассматривать включение в образовательные программы школ комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». С сентября 2012 г. во всех школах региона начнется реализация модулей курса.

Гуманистическая направленность образования, его этическая природа всегда были отличительной чертой российской педагогической практики. Работа не просто с учащимся, но с человеком, не с безликой группой, а с единомышленниками позволяла школе гарантировать результаты, лежащие далеко за пределами предметной сферы.

Подходы к реализации программ духовно-нравственного воспитания (особенно в свете реализации новых образовательных стандартов) требуют серьезного осмысления и уточнения. Это связано с целым комплексом управленческих, координационных, методических проблем.

 У большинства населения в настоящее время отсутствует понимание приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания.

Существует высокая степень нетерпимости между социальными группами-субкультурами богатых/бедных, местных/иммигрантов и т.д. Наблюдается  слабая включенность родителей, общественности в управление образовательным процессом, его организацию при высокой степени информированности. Недостаточно выстроена сеть взаимодействий учреждений образования, культуры, спорта.

На сегодняшний день мало опыта создания и комплектования сетевых муниципальных групп, создания ставок сетевого педагога, сетевого классного руководителя, что особенно важно в рамках реализации программы курса «Основы религиозных культур и светской этики». Низок процент специализированных программ и проектов поддержки и сопровождения классных руководителей по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Педагогические  коллективы и общественность зачастую не имеют ясного понимания стратегических задач воспитания детей, в том числе в формировании духовно-нравственных основ личности.

Однако российская школа обладает богатым творческим потенциалом и способна изыскать внутренние резервы для разрешения современных проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственные качества и свойства личности не «задаются» извне педагогом, они потенциально присутствуют в каждом человеке. Проявление их возможно в процессе личностного саморазвития, в ходе субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, обмене мыслями, совместной деятельности.

Пространство нравственного воспитания априори задано ключевыми предметными областями. Но реализация индивидуальной программы саморазвития («личного плана школьника») предполагает выстраивание содержания воспитательного процесса в соответствии с актуальными проблемами детей и их родителей, поиск нестандартных способов и путей их решения, прогнозирование необходимых ресурсов и вовлечение в педагогический процесс всех заинтересованных субъектов.

Предмет воспитательных усилий педагога, реализующего программу ценностного самоопределения, - раскрытие содержания того, что сам учащийся собирается осваивать, к чему он осознанно в процессе самоопределения  стремится, по  отношению к чему он выдвигает инициативу, как пытается достраивать ее до проекта реализации[1].

С целью принятия стратегических и тактических управленческих решений по внедрению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную систему РФ и в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 октября  2009 г. № 1578-р, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по поручению Министерства образования и науки РФ осуществляла сбор информации и ее анализ по итогам апробации учебного курса ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году в 21 субъекте РФ.

Во всех образовательных учреждениях субъектов РФ был создан комплекс необходимых условий для эффективной реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: нормативно-правовое обеспечение апробации, организационно-управленческие условия, организационно-педагогические условия, учебно-методическое обеспечение, информационное сопровождение хода апробации.

По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса.

Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей меняются ценности (нравственные установки), и расширяется поведенческий репертуар.

Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать рост интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи, т.е. к историко-культурной и родовой памяти. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка. Классные руководители отмечают повышенный интерес родителей к предмету, их активное сотрудничество с детьми и учителями в совместной проектной деятельности. Многие родители с удовольствием помогают детям выполнять домашние задания, охотно посещают уроки ОРКСЭ, чувствуют глубокий интерес детей к своей родословной, семейным традициям.

Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые, в свою очередь, повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность.

Подавляющее число педагогов отмечает, что в ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим.

Введение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебные планы школ РФ отражает один из крупных поворотов в жизни российского образования. После десятилетий господства официального атеизма и гонений на Церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. Сегодня религиозная вера в ее разных проявлениях, включая богослужения, обряды, праздники, паломнические поездки, составляет важнейший компонент внутреннего мира и повседневной жизни многих россиян. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знания культурно-образовательный багаж человека становится ущербным.

Религия является формой познания духовных основ жизни и источником гуманитарного знания. Это знание необходимо для воспитания гармоничной, нравственной и инициативной личности, ответственного гражданина.  Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе в значительной мере предполагает приобщение детей  к важнейшим нравственным нормам и заповедям, на которых основаны традиционные для России религии[2].

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей  сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль  как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира[3].

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1 октября 1997 г., подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Сейчас Русская Православная Церковь – это влиятельная и самостоятельная сила, к мнению которой прислушиваются представители самых различных общественных слоев, политические организации и органы государственной власти. Церковь высказывает свое мнение по целому ряду ключевых вопросов действительности. Один из них – проблема взаимоотношений Церкви и государства – был затронут в таком программном документе, как «Основы  социальной концепции Русской Православной  Церкви», принятом Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г.

Как сказано в «Основах социальной концепции…», «христианская традиция неизменно уважает светское образование». Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры, активно сотрудничая со школой в деле воспитания в детях нравственности, любви к ближнему, к своему Отечеству,  его истории и культуре.[4]

Каким образом религия и Церковь могут способствовать созданию гражданского общества в нашей стране? Какова роль Русской Православной Церкви в духовном возрождении России? Какое место занимает христианство в нашей жизни? Введение нового учебного предмета побуждает задуматься над этими и другими подобными вопросами, а путешествие в мир православной культуры поможет лучше понять самих себя, стать мудрее, терпимее и милосерднее.

Примечания



[1] Груздев М. В., Сапегин К. В. Духовно-нравственное воспитание в светской школе // Основы религиозных культур: Образовательная газета (Кирово-Чепецк). 2012. № 1 (1) С. 1–2.

[2] Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. 4-5 классы / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010. С. 3.

[3] Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010. С. 3–4.

[4] История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сахарова. М.: Русское слово, 2008. С. 229.



Категории статей