Главная / Публикации / Церковь и общество / Организация религиозно-просветительских чтений и бесед с местным населением Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв.

Публикации

« Назад

Организация религиозно-просветительских чтений и бесед с местным населением Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв.  12.07.2012 23:08

Духовное просвещение населения было одной из главных задач нескольких религиозно-просветительских и миссионерских организаций в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.

В этот период времени в Вятской губернии действовало сразу несколько подобных обществ, но организацией чтений и бесед среди местного населения занимались в основном два – Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества и Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая, причем цели их деятельности во многом были схожи, хотя тематика работы отличалась.

В 1894 г. в Вятской губернии открылось местное отделение Императорского Православного Палестинского общества. Само Православное общество базировалось в Москве и Иерусалиме, и основной круг деятельности общества был направлен на усиление позиций Русской православной церкви, а также Российской империи в стратегически важном регионе – на Ближнем Востоке. Поэтому все направления работы членов Православного Палестинского общества были посвящены, во-первых, организации паломнической деятельности в Святой Земле, во-вторых, распространению и укреплению православия в библейском регионе, и, в-третьих, ведению научно-исследовательской деятельности на Ближнем Востоке.

На территории Российской империи действовали местные отделы общества, которые были учреждены в 52 епархиях Русской церкви и возглавлялись архиереями. Вице-председателями местных отделов являлись губернаторы и вице-губернаторы этих губерний. Отделы создавались в соответствии с нуждами Общества, чем и было обусловлено направление их деятельности.

Изначально импульсом для создания в 1893 г. местных отделов Православного Палестинского общества была возможность расширения сферы для сбора пожертвований в пользу Русской Палестины, что и стало основной задачей отделов Общества. Местные отделы осуществляли и контролировали денежные сборы в пользу Палестины.

Цели Вятского отдела Православного Палестинского общества также сводились к обеспечению материальной базы Общества в Святой Земле посредством сборов на Пасхальной неделе, во время чтений о Святой Земле. Чтения о Святой Земле входили в круг важных обязанностей членов Вятского отдела, и план их проведения обсуждался на годовых собраниях общества.

Целью проводимых Вятским отделом Православного Палестинского общества чтений было развитие знаний о Святой Земле среди местного населения. Лица, побывавшие в Палестине, проводили беседы и чтения с разными слоями населения Вятской губернии. Общество распространяло литературу о его работе в Святой Земле, занималось издательской деятельностью.

Как уже говорилось, чтения о Святой Земле были неотъемлемой частью работы каждого отдела. Православное общество вело активную преобразовательную деятельность в Святой Земле, но в отделах, далеких от Палестины, население не знало ни о проблемах, ни о жизни арабского населения, ни о Святой Земле. Поездки туда, несмотря на многочисленный поток паломников, были доступны далеко не всем, поэтому Общество стремилось просветить не только население Востока, но и верующих Российской империи.

В отчете за 1898/99 г. говорилось о возобновлении чтений о Святой Земле и самом Обществе в городе Вятка и уездах, на заводах, в слободах и населенных торговых селах. Распорядителями назначили «преподавателя Вятского епархиального женского училища Николая Григорьевича Гусева и помощника смотрителя Духовного училища Сергея Семеновича Липягова, посетившего летом 1898 Святую Землю»[1].

Чтения о Святой Земле подразумевали также и посильный сбор средств по их окончании, а также раздачу бесплатных книг, брошюр и листов. Так, в 1899 г. чтения проводились в зале Общественного Собрания, в епархиальном женском училище, в мужском Духовном училище, в образцовой школе при епархиальном училище и в доме трудолюбия, в образцовой школе при Вятской Духовной семинарии, в помещениях 3-го приходского градского училища. Чтения проводились Н. Г. Гусевым и С. С. Липяговым с демонстрацией «туманных картинок». А в 1903 – 1904 гг. эти же чтения проводились в образцовой школе при духовной семинарии (лектор – А. А. Шубин), в зале епархиального женского училища (Н. Г. Гусев), в Духовном училище (С. С. Липягов), в аудитории Вятского губернского земства (учитель реального училища Ю. Е. Маклаков, С. С. Липягов), в аудитории Вятского уездного попечительства о народной трезвости (Н. Г. Гусев, С. С. Липягов)[2].

Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая было учреждено в тот же год, что и Православное Палестинское Общество. Инициатором создания Братства был известный «миссионер, протоиерей кафедрального собора г. Вятки Стефан»[3], в миру Степан Никифорович Кашменский. В итоге 31 октября 1882 г. Братство было открыто «с благословения Высокопреосвященнейшего Вятского Архиепископа Аполлоса и с разрешения Святейшего Синода»[4]. В декабре 1885 г. Братство было принято под «Августейшее покровительство Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергием Александровичем»[5].

Изначально Вятское Братство было образовано в помощь начальству епархии и приходским пастырям в ослаблении раскола старообрядчества. С течением времени круг деятельности Братства расширился, и оно «в целях большой определенности и прочности его положения и жизненности деятельности его, а также в соответствии новым назревшим потребностям местной епархиальной церковно-общественной жизни… преобразовано в 1915 г. в учреждение Епархиальное, под названием ″Вятское Епархиальное просветительско-миссионерское Братство во имя Святителя и Чудотворца Николая″»[6].

В цели Братства включалась активная деятельность членов организации по «поддержанию и распространению в народе православно-христианского учения и к усилению жизни благочестивой»,… противодействию «всякого рода заблуждениям, искажающим учение святой православной церкви и развращающим душу народную ко вреду церкви и Государству»,… а также «насаждать трезвость в народе»[7].

Члены Братства занимались борьбой с раскольничеством и сектантством. Для подготовки новых деятелей Братство содержало противораскольно-сектантские школы – мужскую (открыта в 1875 г. кафедральным протоиереем Стефаном Кашменским), а затем отделившуюся от нее женскую (открыта в 1891 г. преосвященным Сергием).

Образовательная деятельность Братства проявлялась в открытии школ и обеспечении их учительским составом. Здесь преподавали священнослужители и преподаватели духовно-учебных заведений города Вятка, которые также проводили чтения и беседы с учащимися. Эта деятельность была направлена на упрочение пошатнувшихся позиций православной церкви и уменьшение численности раскольников и сектантов.

В круг деятельности Вятского Братства также включались издательство и распространение брошюр и листков, статей, бесед и поучений, объясняющих учение православной церкви о вере и нравственности, содействие распространению икон, проведение в городе Вятка и в уездах публичных чтений благочестивого и христианско-просветительского содержания, открытие библиотек с читальнями. Также члены Братства содействовали сбору письменных и вещественных памятников церковной и религиозной жизни местного края.

Противораскольническая деятельность включала организацию чтений и собеседований с раскольниками. Например, в 1905 г. такие встречи проводились «в Вятке в воскресные дни трех предшествующих Великому посту седмиц и первых пяти седмиц Великого поста»[8]. На собраниях Братства определялись темы для бесед с раскольниками. Проводимые в марте 1905 г. беседы были посвящены разбору Библии, повествованию о истории христианства, заповедях, иконописанию и другим темам религиозного содержания.

Безусловно, большое внимание в каждой беседе уделялось расколу церкви, сектантству и православию в целом. Например, темой для собеседования 20 февраля 1905 г. стал вопрос «Законно ли было отделение предков старообрядцев от греко-российской церкви при патриархе Никоне и законно ли отчуждение от нее современных старообрядце»[9], а 3 апреля обсуждался вопрос о справедливости или ложности учения беспоповцев о современной российской церкви[10].

Итак, во второй половине XIX – начале XX вв. в Вятской губернии активно велась просветительская работа с местным населением. Этой деятельностью занимались Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества и Вятское Братство имени Святителя и Чудотворца Николая.

Вятский отдел Православного Палестинского общества был призван посредством проводимых чтений о Святой Земле распространять знания о библейском регионе, истории Священного Писания и православной церкви, а также знакомить местное население губернии с достижениями общества в библейском регионе. Чтения проводились побывавшими в Святой Земле священнослужителями в учебных и общественных зданиях губернии.

Вятское Братство, следуя собственной цели борьбы с раскольниками и сектантами, проводило беседы об истории русской церкви в аспектах, касающихся правомерности старообрядчества и законности раскола.

Деятельность Вятского отдела Православного Палестинского Общества и Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая пересекались в образовательно-просветительской деятельности, что повышало эффективность их работы.

Таким образом, религиозно-миссионерские организации в Вятской губернии конца XIX – начала XX вв. занимались значимой преобразовательной деятельностью для укрепления позиций православной церкви и повышения грамотности местного населения.



[1] Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1898/9 г. Вятка, 1889. С. 5.

[2] Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1903–1904 гг. Вятка, 1904. С. 5.

[3] Очерки истории Вятской епархии (1657–2007): 350-летие Вятской епархии / Под. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка: Буквица, 2007. С. 299. С. 300.

[4] Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая в 1906/7 отчетном году. Вятка, 1908. С. 3.

[5] Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая за время 10-ти летнего существования (31 октября 1882 г. по 31 октября 1892 г.). Вятка, 1892. С. 15.

[6] Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 270. Оп. 1. Д. 185. Л. 1.

[7] Там же. Л. 1–1об.

[8] ГАКО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 87. Л. 4.

[9] Там же. Л. 9.

[10] Там же. Л. 9 об.



Категории статей