Главная / Публикации / Церковь и общество / О состоянии духовного образования Вятской епархии. Иерей Василий Писцов.

Публикации

« Назад

О состоянии духовного образования Вятской епархии. Иерей Василий Писцов.  17.01.2012 07:36

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы и братия!

До революции Вятка в своей истории на протяжении значительного времени занимала значительное место в системе духовного образования. В период расцвета духовного образования во второй половине XIX столетия в нашей губернии существовала семинария, которая имела базу подготовки своих студентов в виде Духовного училища. Как нам показывает пример пришлого, именно в повышенном внимании к духовному образованию формировалась епархиальная деятельность на Вятке.

С начала церковного возрождения в конце XX века было сделано  немало для восстановления разрушенной и разоренной Вятской епархии, однако и по сей ощущается значительный недостаток серьезного духовного образования. Задача повышения его уровня стоит сейчас перед нашей епархией как никогда остро.

Нет особой нужды доказывать значимость духовного образования для жизни каждой епархии. Достаточно обратиться к словам нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего патриарха Кирилла в  бытность его митрополитом Смоленским на Поместном Соборе 2009 года: «Церковное служение и свидетельство немыслимы без твердой основы, закладываемой в умы и сердца людей богословским образованием. … От состояния духовного образования сегодня напрямую зависит состояние Церквизавтра — зависит то, будут ли ее иерархи, пастыри, миряне способны достойно нести Евангельскую весть самым разным людям, в том числе детям, молодежи, интеллектуалам, ученым, деятелям культуры, политикам, предпринимателям и вообще всем, кто нас окружает, — и простецам, и мудрецам».[1]

В настоящее время в Вятской епархии функционирует Духовное училище. В 1997  году Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что цель Духовных училищ – это «ускоренная подготовка кандидатов в священный сан в условиях острейшего кадрового кризиса. Очевидно, по мере преодоления этого кризиса должны меняться как профиль, так и назначение Духовных училищ».[2] На первом этапе своего существования Вятское духовное училище, открытое в марте 1991 г., несомненно, выполнило свою задачу по экстренной подготовке священнослужителей в рамках образовательного уровня первых двух классов семинарии. И сейчас каждый третий священнослужитель Вятской епархии является выпускником Духовного училища. Однако с преодолением остроты кадрового кризиса Церкви должны меняться и задачи духовного образования нашей епархии – отныне возникает насущная потребность в серьезном повышении его качественного уровня.

Современные  задачи епархии в области духовного образования были в очередной раз сформулированы Святейшим Патриархом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2011 года: «сейчас важно обратить особое внимание на качество подготовки священнослужителей. Архиерейские Соборы предыдущих лет неоднократно указывали на необходимость перейти к практике рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих духовное образование. К сожалению, нам еще не удается в полной мере реализовать эти постановления. Вместе с тем нельзя мириться с этим положением, привыкать к нему.»[3] В связи с этим Архиерейский собор постановил: «хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии;

- хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование;

- студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов

- клирикам, не имеющим в настоящее время духовного образования, надлежит в течение 2011 года поступить на заочный сектор семинарии».[4]

Поэтому современным этапом развития Духовного училища является задача выведения его на образовательный уровень Духовной семинарии, а также организация ее деятельности, как духовно-просветительского центра епархиальной жизни.

Если в настоящее время мы не уделим значительных сил и ресурсов на осуществление этой задачи, то, очевидно, что епархия в своем развитии будет отброшена на многие годы назад.

Вятское духовное училище

Принимая во внимание вышесказанное, необходимо вкратце указать на нынешнее состояние и направление деятельности Вятского духовного училища.

В настоящее время в Вятском Духовном училище ведется на двух отделениях - отделении священнослужителей и регентском. Есть две формы обучения - очная и заочная. Обучение бесплатное. Училище располагается в братском корпусе Успенского Трифонова монастыря, имеет учебный храм (Никольскую надвратную церковь), специально оборудованные аудитории, общежитие.

Общее количество учащихся - 73 чел. Из них: Очное отделение-училище: 25 чел., Очное отделение - регентское отделение: 9 чел.; Заочное отделение: 37 чел. Преподавательский состав состоит из 38 человек.

К преподаванию привлекаются как светские преподаватели, так и священники епархии, имеющие педагогический опыт и семинарское и академическое образование.

В течение 2010-2012 годов ведется планомерная работа по преобразованию Вятского духовного училища в четырехлетнее образовательное учреждение, обеспечение методического сопровождения и документального оформления учебного процесса. Таким образом, по итогам 2011-2012 учебного года Вятское духовое училище будет ходатайствовать перед Учебным комитетом о получении статуса семинарии, т.е. высшего церковного образовательного учреждения (уровень бакалавриата). Прямым следствием этих действий будет задача по лицензированию Духовной школы как высшего учебного заведения, что потребует выполнения серьезнейших требований, предъявляемых Министерством образования Российской Федерации.

В течение 2011-2012 года учебного года были отремонтированы учебные аудитории, душевые, существенно (более 2 тыс. экземпляров за год) увеличена библиотека, упорядочены учебные планы и преподаваемые часы, принят новый учебный план, зачислен ряд новых преподавателей. Ведется работа по ликвидации технических пропусков и выпадения уроков из учебного процесса.

Отдельного упоминания требует вопрос о помещениях, которых располагается Духовное училище. В настоящее время существуют несколько объектов, куда может переместиться Духовная школа Вятской епархии, ввиду того, что ресурсы братского корпуса Трифонова монастыря уже практически исчерпаны и необходимы более просторные помещения. Одним из наиболее перспективных вариантов является перенесение всего комплекса учебных мероприятий в здания дореволюционной Вятской духовной семинарии (г. Киров, по ул. Романа Ердякова, бывшее здание КВАТУ). В настоящее время длится судебный процесс по возвращению этих зданий в исторически законное владение Вятской епархией.

Важно отметить, что Духовная семинария – это не только учебное заведение для подготовки кадров для рукоположения в сан священника и диакона, но и центр церковной науки и практики, аккумулирующий в себе большинство интеллектуальных, образовательных и информационных ресурсов епархиальной жизни. Это место прямого контакта со светскими учебными заведениями области. Полноценно функционирующая семинария способна решать чрезвычайно широкий круг образовательных, катехизаторских, миссионерских и социальных вопросов. Так, например, уже сейчас Вятское духовное училище обеспечивает преподавательскими кадрами Библейско-богословские курсы в г. Кирове, Миссионерские курсы в г. Слободском, успешно взаимодействует с Центром повышения квалификации работников образования города Кирова в процессе подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

Обеспечение деятельности Вятского духовного училища

В 4 января 2012 года решением епархиального совета Вятской епархии было установлено введение особого взноса каждого прихода Вятской епархии на уставную деятельность Вятского духовного училища. Эта необходимая и своевременная мера позволит создать финансовую и материальную базу для усиленного развития Духовного училища в его стремлении получить статус Семинарии.

До настоящего времени объем содержания Вятского духовного училища (за счет лишь нескольких храмов г. Кирова) не позволял говорить о сколько-нибудь серьезных возможностях для реализации важнейших задач: получения статуса семинарии, лицензирования в качестве высшего учебного заведения, достойной оплаты труда преподавателей (в том числе и светских) и должностных лиц, качественного технического обеспечения образовательного процесса и достойного бытового содержания студентов. Труд светских преподавателей Вятского духовного училища (как правило, очень высокой квалификации) основывался лишь на желании благотворительной деятельности для Церкви, не обеспечиваясь достойным их уровня вознаграждением. Как пример: в настоящее время содержание преподавателей в 3-4 раза ниже, чем в Нижегородской духовной семинарии;  оплата преподаваемых часов ниже, чем в любом вузе г. Кирова. Кроме того, четверть годового дохода училища состоит в благотворительных пожертвованиях на его уставную деятельность, что не может считаться регулярным финансированием, а является целевыми вложениями.

Уже в 1994 году, когда Церковь еще не прошла период становления, когда тысячи храмов по всей стране лежали в руинах, на Архиерейском соборе было определено: «считать финансирование системы богословского образования приоритетным при формировании общецерковного бюджета».[5] Поэтому каждому из нас, дорогие братия, важно осознавать, что как в рамках всей Церкви, так и в пределах одной епархии задача обеспечения содержания полноценного функционирования Духовной школы, соответствующей высоким требованиям современности, является заботой каждого прихода и каждого священнослужителя епархии. Это вклад в будущее нашей епархии.

Подготовка абитуриентов для поступления в духовную школу.

Отдельно необходимо отметить, что становление полноценной Духовной семинарии невозможно без наличия необходимого количества абитуриентов, желающих получить духовное образование для дальнейшего священнического служения. Формирование подобного желания молодого человека или девушки (для отделения регентов), несомненно, происходит в рамках их приходского служения или просто участия в церковной жизни.  Поэтому наличие поступающих в духовное учебное заведение от того или иного прихода является прямым свидетельством о достаточном уровне миссионерской деятельности, действенности слова проповеди и христианского призыва священнослужителей, а также привлечения к церковной жизни молодежи. Наоборот, отсутствие в течение долгого времени абитуриентов из среды прихожан или служащих (хотя бы их небольшого количества) показывает слабость проповеди священника и слабую организацию приходской жизни.

Нет сомнений, что наша епархия вправе рассчитывать на 1 одного абитуриента в течение 1-2 лет с каждого городского прихода и, таким образом, формировать 1-й курс Семинарии примерно в 15-25 человек, а при благоприятных обстоятельствах и более.

Заключение

Конечной целью всех действий по повышению уровня духовного образования в Вятской епархии является формирование законченной и полноценно функционирующей системы подготовки образованных и всестороннее подготовленных к своему нелегкому служению священников, ревностно исполняющих свой долг перед Богом, Церковью и нашим народом.

Резюмируя вышесказанное, в заключении позвольте тезисно указать на главное:

1.     главной задачей Духовного училища в этом году является получение статуса семинарии;

2.     для полноценного развития духовного образования в Вятской епархии необходимо создание и поддержание как интеллектуальной, так и материальной базы;

3.     обеспечения содержания Духовной школы, а также подготовка абитуриентов, является заботой каждого прихода и священнослужителя епархии;

4.     результат деятельности Духовной семинарии – это всестороннее образованные священники, ревностно исполняющие свой долг.

Закончить доклад хотелось бы напоминанием слов Святейшего Патриарха, которые ныне должны стать для нас руководством к действию: «От состояния духовного образования сегодня напрямую зависит состояние Церкви завтра».

Спасибо за внимание!

 

[1] Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года) // http://www.patriarchia.ru/db/text/541724.html

[2] Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/421718.html

[3] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 2 февраля 2011 года. // http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=340:-2-2011-&catid=34:--2011-&Itemid=63

[4] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». // http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html

[5] Архиерейский Собор 1994 г. Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» // http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html



Категории статей