Главная / Публикации / «Новомученики и исповедники Вятской Духовной семинарии»

Публикации

« Назад

«Новомученики и исповедники Вятской Духовной семинарии»  27.05.2016 09:07

Блаженны вы, когда будут поносить

вас и гнать и всячески неправедно

злословить за Меня. Радуйтесь и

веселитесь, ибо велика ваша

награда на небесах (Мф.5:11-12).

В минувшее столетие Русская Православная Церковь подверглась неслыханным гонениям, явив миру такие подвиги новомучеников и исповедников, которые можно сравнить с подвигами мучеников первых веков христианства.  Прославление в лики святых новомучеников и исповедников Российских XX века стало одним из величайших событий за всю историю Русской Церкви.

0_80cc4_7e43bd16_XL_новый размер

В этот период великих испытаний Вятская Духовная семинария дала Церкви добрых пастырей и подвижников благочестия. Они мужественно противостояли безбожной буре гражданской смуты первых послереволюционных десятилетий. Трудами и молитвами они преодолели соблазны предательства и обновленчества, служили Богу и духовно окормляли свою паству, когда богоборческая власть пыталась законодательно изолировать духовенство от православных верующих, превратить пастыря в наемника, таким образом, намереваясь разрушить Церковь изнутри. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, побывавший на вятской земле, говорил, что на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога.     Российские исповедники стали не просто жертвами репрессий, они являются для нас живым примером христианского подвижничества, нравственным ориентиром в стремлении к духовному совершенству, идеалу святости.

К сожалению, в данной работе не получится рассказать о подвиге каждого святого. Но будет сделана смелая попытка составить общий портрет, на основе жизнеописаний наших святых новомучеников,  из которого ясно будет виден подвиг выпускников Вятской Духовной школы, прославивших свою родную альма–матер и сохранивших Церковь Христову в тяжелейшие времена истории нашего Отечества ценой своей крови.

d6994e982d4b9c145897ae692e9e2391_новый размер

Кто же они эти божьи люди? Перечисляя имена 12 выпускников, хочется отметить, что это были обычные люди, родившиеся на вятской земле; все они приезжали на обучение как из самого сердца Вятки, так и из разных уголков нашей губернии: Яранского, Слободского, Сарапульского, Нолинского и других уездов. Эти молодые люди представляли разные сословия, как духовные (сщмч. Ана­то­лий Ле­виц­кий), так и крестьянские (сщмч. Димитрий Овечкин). Каждый уголок вятской земли наполнен благодатью Божией и добрыми людьми.

После окончания духовного училища, начиная с 14-летнего возраста,  юноши могли поступать в семинарию, где учились шесть лет. Все назначаемые преподаватели,  имели  высшее богословское образование. Среди преподавателей семинарии Бог явил двух святых, так что сбылись слова Священного Писания: «с преподобным преподобен будеши» (Пс.17:25). По словам преподавателей, сщмч. Григория Сербаринова и сщмч. Вениамина (Воскресенскго),  выпускники всегда с любовью благодарили своих наставников  и  добрыми словами вспоминали родную семинарию, воспитавшую в них особую духовность, доброту, отзывчивость, сердечность, широту русской души, напитанной православной историей и культурой Вятского края.

Программа 6 классов семинарии включала в себя: толкование Св. Писания, историю, догматику, этику, практическое богословие, гомилетику, литургику, русскую литературу, математику, физику и основы космографии, философию, педагогику, церковное пение, языки: латынь, греческий, французский, немецкий и другие предметы.

oeb-6k_новый размер

По окончании семинарии лучшие студенты распределялись в высшие духовные учебные заведения. Таким выпускником был сщмч. Александр (Тропицын), который был направлен для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, по ее окончании он был назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии и впоследствии рукоположен в епископский сан.

Остальные студенты, по окончании семинарии желающие принять сан, должны были жениться. Их супругами обычно становились выпускницы епархиального женского училища. После женитьбы студенты принимали священный сан.

Хочется рассказать об одной удивительной истории любви.

Сщмч. Зосима Пепенин по окон­ча­нии се­ми­на­рии был распределен по собственному желанию в г. Иркутск. Там он и встретил свою любовь. Алек­сандра Ми­хай­лов­на  бы­ла очень хо­ро­шо об­ра­зо­ван­на, зна­ла язы­ки, игра­ла на фор­те­пи­а­но, пе­ла, бы­ла очень хо­ро­ша со­бой и мно­гие же­ни­хи про­си­ли ее ру­ки. Но она вы­бра­ла мо­ло­до­го се­ми­на­ри­ста, юно­шу из бед­ной вятской кре­стьян­ской се­мьи. Он был кра­сив и ста­тен, хо­ро­шо пел и рисовал, но глав­ное, что от­кры­ва­лось в нем, – внут­рен­няя кра­со­та, молитвен­ность и щед­рость вятской ду­ши. В этом же го­ду Засима ­стал священ­ни­ком. Батюшка очень це­нил и бе­рег свою се­мью, в ко­то­рой царили лю­бовь и согла­сие. После февральской революции пришло время испытаний, батюшку арестовали, а после началась череда переводов. Матуш­ка Александра, для того чтобы быть ря­дом с му­жем, оста­ви­ла дом, хо­зяй­ство и вме­сте с детьми ездила по всей России за супругом и вез­де, где слу­жил отец Зосима, она пе­ла на кли­ро­се, за­ни­ма­лась с детьми при­хо­жан, и во всем была верной помощницей и любящей супругой. За активную пастырскую деятельность батюшку отправили в ссылку. Пе­ред от­прав­кой в лагерь было ко­рот­кое «сви­да­ние», ко­гда мож­но бы­ло в те­че­ние нескольких ми­нут уви­деть ба­тюш­ку в тол­пе за­клю­чен­ных, от­прав­ля­е­мых по эта­пу. Ма­туш­ка Александра, по­ня­ла, что ви­дит супруга в последний раз. Только благодаря такой любви и поддержке, наши батюшки могли выдержать все испытания.

o13-969b_новый размер

Все семьи священнослужителей были многодетными. У сщмч. Михаила Тихоницкого было 6 детей и, несмотря на трагическую судьбу своего отца, его трое сыновей связали судьбу с Церковью: старший Владимир стал митрополитом Западной Европы, Вениамин стал архиепископом Кировским и Слободским, где много потрудился над возрождением Вятской епархии. Елпидифор – третий сын батюшки стал  талантливым педагогом, глубоко верующим христианином, который        погиб в сталинских лагерях. Три дочери о. Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще вятской земли.

Свое пастырское служение на ниве Христовой священнослужители проходили от южных до северных, от восточных до западных пределов вятского края. В пример хочется привести братьев Агафонниковых. Так свмч. Николай служил в селах Медяны, Загарье, Бобино, а его брат свмч. Александр служил в хорошо известных нам вятских храмах: Спасском соборе, Знаменской церкви и в Преображенском женском монастыре.

oni-2g_новый размер

Боль­шин­ство свя­щен­ни­ков то­го вре­ме­ни, таких как сщмч. Сергий Стрельников, за­ни­мал­ись ак­тив­ной про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью: пре­по­да­вали За­кон Бо­жий, состояли в  братствах организованных Вят­ской епар­хией.

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Первым вятским новомучеником стал священник Анатолий Ивановский, расстрелянный под Уржумом в 1918г.

В феврале 1921 го­да епископ Мефодий (Красноперов) после службы вы­шел со сло­вом при­ми­ре­ния на пло­щадь к со­брав­ше­му­ся пе­ред хра­мом на­ро­ду — и здесь пострадал за веру Христову.

С 1918-36гг. все священнослужители прошли лагеря и ссылки от Москвы до Сибири, от Казахстана  - до Соловков, продолжая служить и молится за Отечество и народ. Очень многие из них говорили, что годы, проведенные в лагерях, были годами, словно проведенными в раю, и  это несмотря на то, что каждый миг они могли лишиться жизни. Но, тем не менее, это  каждодневное предстояние перед Христом на волоске от смерти приближало небо так, как никто не может ощутить его в простой повседневной жизни.

В 1937г. священники Леонид Никольский, Николай Агафонников и все вышеперечисленные священнослужители были расстреляны. Все они приняли мученическую кончину с одними и теми же словами: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят».

74_новый размер

Вятские новомученики, как никакие другие, могут послужить для нас образцом святости, мужества, жертвенности и любви. Они близки  нам по времени, а великим святым близки по духу, поэтому они дают нам понимание того, что только с молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть те многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек.

 0_c3016_64e7f114_XL_новый размер

Используемая литература:

 

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.
  2. Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. - Тверь: Изд-во «Булат», 2002.
  3. Иоанн Кронштадтский, прав. Творения. Предсмертный дневник. 1908 май-ноябрь. – М.: Изд-во     Отчий дом,         2014. 


Категории статей