Главная / Публикации / Богословие / Литургия - как образ Тайной Вечери

Публикации

« Назад

Литургия - как образ Тайной Вечери  13.02.2012 19:06

"Веруйте, что и ныне совершается та же вечеря,
на которой Сам Он возлежал. Одна от другой ни чем не отличается.
Нельзя сказать, что эту совершает человек,
а ту совершал Христос; напротив, ту и другую совершал и совершает Сам Он.
Когда видишь, что священник преподает тебе Дары,
представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку." (Иоанн Златоуст.)
Божественная Литургия исходит к нам от Апостольских времен, когда Господь наш Иисус Христос на «Тайной Вечере», преломив хлеб воздал Его Апостолам Своим, а так же и вино, и за поведал нам, недостойным, вкушать их как Свое Тело и Кровь. И мы, принимая Святое Причастие, предварительно исповедавшись во грехах своих, вспоминаем о страданиях Господних и имеем надежду на спасение, надежду на то, что Бог очистит нас от грехов наших и простит нас, ведь Иисус Христос, дав нам Новый Завет, дал нам и надежду на спасение в будущей жизни, лишь бы мы хотели этого и приносили свое покаяние Ему, стараясь жить по заповедям Господним.
Изначально Литургия совершалась вечером, но затем для удобства Христиан, чин был перенесен на утро и в последующие века окончательно закрепился как утренняя служба.
Литургия не входит в суточный круг богослужения, она стоит особо и это особый — праздничный чин, к которому верующие подходят с особым благоговением и трепетом.
Как уже было сказано Литургия совершается как праздничная служба, вся ее суть сводится к тому, что бы сподобиться принять, т. е., удостоиться, быть достойному принять — причаститься Святых Христовых Тайн — к причастию. Все в этом чине направлено к конечной точке — причастию, весь ритуал, начиная от проскомидии и заканчивая отпустом и целованием креста.
Как и вся жизнь наша направлена к тому, чтобы достигнуть Царствия Небесного, жить по заповедям Божиим и стремится к соединению с Богом.

На нашем жизненном пути
Есть взлеты, так же есть паденья,
И мы стремимся их пройти
Без скорби и без сожаленья.
Мы молим Господа — Христа
Послать нам мужество смирения,
Чтоб наша вера никогда
Не знала низкого паденья.
По заповедям Божьим жить,
Стараться ближнего любить,
Всю душу Господу отдать
По вере жить, любить, дышать.

И так, как наша жизнь видит своею целью Царствие Божие, так и Литургия имеет свою цель — причастие.
Божественная литургия является самой древней из уставных богослужений христианской Церкви. Как мы знаем Совершителем литургии, по учению православной Церкви является Сам Иисус Христос, священнослужитель — лишь образ Его, проводник Его благодати.
Каждая совершаемая литургия является не просто напоминанием о Тайной Вечери, а служит ее продолжением. Хотя Евхаристия совершается в разное время и в разных местах, однако она остается единой, не зависимой от таких понятий как время и пространство. Литургия началась на Тайной Вечери, но продолжается и будет продолжаться до скончания века; началась она в сионской горнице, но распространилась на всю грешную землю.
Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная литургия является таковой по преимуществу. Она посвящает нас в тайны Царствия Небесного, потому, что сама является образцом этого Царства, наиболее полным отображением небесных реальностей в земной жизни, земных условиях.
Божественная литургия представляет собой храмовое богослужение, хотя в исключительных обстоятельствах или в особых миссионерских условиях может совершаться и вне Храма. Известны случаи, когда литургии совершались на кораблях, в лесах и частных домах. В эпоху гонений на Церковь, начиная с Апостольских времен, а так же и в России 20 века, священнослужители, которые были лишены свободы, совершали литургию в темницах, камерах и бараках.
Литургия служит опорным стержнем бытия Православной Церкви. В ее истории — истории Церкви, были периоды закрытия Храмов и монастырей, когда уничтожались иконы и святые мощи, Церковь лишали права на благотворительную и катехизическую деятельность, но даже в этот период, когда священнослужителей уничтожали в огромном количестве, Литургия явно или тайно, в Храмах или частных домах, но вопреки всему совершалась.
В древней Церкви совершение литургии возглавлял епископ. С течением времени, по мере роста количества церковных общин, епископы начали делегировать служение литургии пресвитерам. Для этого каждому пресвитеру выдавалась специальная грамота, подписанная епископом.
В раннехристианской Церкви литургия была богослужением выходного дня. Это определило праздничный, торжественный и благодарственный характер молитв, вошедших в состав литургии. Церковные праздники тоже отмечались совершением литургии.
Современный церковный Устав предписывает ежедневное совершение литургии, за исключением будних дней Великого поста. На практике, однако, литургия служится ежедневно только в монастырях и крупных городских приходах. На малых же приходах литургия, как правило, совершается в выходные и праздничные (имеется в виду — церковные праздники) дни, а так же в дни памяти особо почитаемых святых.
Активное участие мирян в литургии предполагает возможность для них отвечать на возгласы священника и слышать слова «тайных» молитв. В наше время эти молитвы, как правило, читаются священником про себя, что создает, как мне кажется дополнительный барьер между паствой и священником, а так же лишает возможности молящихся вникать в основное содержание литургии, которое проходит мимо их. Верующие, стоящие в Храме, слышат не сами молитвы, а только возгласы венчающие их. Более того, поскольку «тайные» молитвы читаются в основном во время пения хора, то значительная часть богослужения представляет собой как бы две параллельные службы, одну из которых совершает священник в алтаре, а другую прихожане слышат в Храме.
Но это сугубое мнение. Служение же литургии — творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст литургии всегда один и тот же, но каждая литургия дает человеку возможность заново пережить встречу с живым Господом.
Многое, а практически все, при совершении литургии в Православной Церкви зависит от священнослужителя. Иной раз литургия бывает «украдена» у верующих из-за поспешного, или небрежного отношения к ней священником. Служение литургии, вне зависимости от того, совершается ли она архиереем в кафедральном соборе или священником в сельском храме, должно быть неспешным и величественным. Все слова должны произноситься с особой тщательностью, внятно и отчетливо. Очень важно, что бы священник молился вместе с общиной, а не механически произносил слова молитвы, которые давно утратили для него новизну и свежесть. Недопустимо привыкание к литургии, как со стороны прихожан, так и со стороны духовенства, даже если она совершается ежедневно.
Так же в служении литургии не допустима театральность с элементами актерской игры, ее искусственность. Священник не должен открыто выражать свои эмоции, чувства и внутренние переживания, так как не должен своим служением привлекать к себе внимание, что бы основное внимание молящихся было направлено не на него, а на истинного Совершителя литургии — Господа нашего Иисуса Христа. Иные служители (это особенно относится к диаконам) превращают богослужение в театральное представление, используя все богатство своих голосовых и актерских данных, с целью произвести большее впечатление на «публику».
Раз уж мы вспомнили про диакона, не могу пройти мимо его важной роли при совершении Божественной литургии, его диалогов с Господом.
В практике многих приходов диакон отсутствует, и тогда его функции выполняет священник. Однако «идеальная» литургия, которая предписана Служебником, предполагает наличие диакона, ему отводится очень важная роль. Именно диакон на протяжении всей службы призывает общину к молитве и приглашает к участию в литургических действиях: «Миром Господу помолимся...»
В Служебнике содержится также несколько диалогов между диаконом и предстоятелем, которые возникают между ними по ходу Богослужения. Эти диалоги отмечены духом теплоты и доверительности. Принимая от предстоятеля благословение или подавая ему тот или иной священный предмет, диакон целует ему руку; начиная или заканчивая священнодействие, кланяется ему. Все эти действия — не просто остатки древнего церковного протокола. Они имеют иконный характер, символизируя те отношения абсолютного доверия и любви, которые существуют между людьми в Царствии Небесном и которые должны существовать между всеми нами, кто живет с верой в Бога в своем сердце. Кроме того эти действия подчеркивают иерархический характер Церкви, в которой, по учению Дионисия Ареопагита, божественные «исхождения» переходят от высших чинов к низшим: от Ангелов к людям, от священников к диаконам, от клириков к мирянам. Наконец почтение, оказываемое во время богослужения предстоятелю, как совершителю Евхаристии, замещающему Самого Христа, сродни тому, которое оказывается священным изображениям (иконам): честь, воздаваемая образу — священнослужителю, восходит к Первообразу — Христу.
В своей современной форме, являющейся плодом многовекового развития, Божественная литургия представляет собой чинопоследование, состоящее из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.
Проскомидией называется часть литургии, которая совершается священнослужителями в алтаре во время чтения третьего и шестого часов. Основным содержанием этой части литургии является приготовление хлеба и вина, с произнесением соответствующих молитв, для совершения Евхаристии. Термин «проскомидия» указывает на обычай Древней Церкви совершать Евхаристию на хлебе и вине, изготовленных и принесенных в храм членами общины. В наше время «приношение» существует, скорее, в опосредованной форме: верующие вносят пожертвования в церковную кассу или покупают свечи, на эти деньги покупается вино и печется хлеб для совершения Евхаристии.
Литургия имеет эсхатологическое измерение, возводя верующего от реальности земного бытия к реальности горнего мира, к Царствию Божию. В этом смысл начального возгласа литургии оглашенных: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Божественная литургия является священнодействием космического масштаба не только потому, что содержание молитв обнимает земную и духовную жизнь людей во всех ее проявлениях, но и потому, что литургия соединяет мир дольний с миром горним, Ангелов с людьми. Литургия — это окно в горний мир, открывающее видение небесной славы, где Херувимы и Серафимы прославляют Бога. Богослужение призвано быть земным отображением этого небесного священнодействия. Отсюда и стремление к великолепию, отраженное в архитектуре православных соборов, в мозаиках и фресках, в разнообразии и изысканности церковной утвари, в продолжительности песнопений, в торжественности литургических процессий.
В раннехристианской Церкви литургия оглашенных совершалась не в алтаре, а в середине храма. Здесь располагалась кафедра епископа, здесь же совершались все чтения из Священного Писания. В современной практике чтение Апостола происходит на амвоне, при этом чтец обращен лицом к востоку. Евангелие читается диаконом, который, как правило, становится на кафедре посреди храма, но в большинстве случаев на солее, пред Царскими вратами, также лицом к востоку. Если же диакон отсутствует, то читается священником в алтаре, на престоле.
Понятие «оглашенных» в наше время все больше и больше утрачивает свое значение и, по моему мнению, напрасно. Людям не крестившимся, а тем более в святом крещении совершившим смертельный грех, я думаю, стоит отводить определенный срок для покаяния и осознания веры и лишь после принимать последних в ряды «верных» христиан, которые посещают храм не для соблюдения определенного ритуала, а всем сердцем стремятся к соединению с Господом.
Не случайно граница между литургией оглашенных и литургией верных имеет сегодня весьма условный характер. Однако сам текст литургии и богослужебный Устав, который никто не отменял, свидетельствует о не соответствии современной практики тому изначальному порядку, который существовал и должен существовать в Церкви. Устранение этого несоответствия должно происходить не путем исключения из литургии тех ее частей, которые кажутся устаревшими, а путем возвращения церковной жизни в традиционное русло. Православное богослужение драгоценно тем, что оно дает четкий критерий Православия как образа мысли и образа жизни. И именно церковную жизнь нужно сверять с богослужебным Уставом, а не богослужение корректировать в соответствии с возникающими реалиями церковной жизни.
Божественная литургия — это Тайная Вечеря, наша Тайная Вечеря с Господом нашим Иисусом Христом, которая происходит в нашем сердце и душе, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн.
Верующие должны стремиться к этому моменту, должны приготовлять себя к нему, ибо Причастие — это Венец Православия и Спасение наше.
«Мы постоянно приносим одного и того же Агнца, а не одного сегодня, другого завтра, но всегда одного и того же. Таким образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный и там полный, одно тело Его. И как приносимый во многих местах Он — одно Тело, а не много тел, так и жертва одна. Он наш первосвященник, принесший жертву, очищающую нас; ее приносим и мы теперь, тогда принесенную, но не оскудевающую. Предстоит Христос и теперь; Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христовы , но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия» (Иоанн Златоуст).

 




Категории статей