Главная / Публикации / Личность Григория Распутина. Исторический контекст. Вопрос о канонизации Григория Распутина

Публикации

« Назад

Личность Григория Распутина. Исторический контекст. Вопрос о канонизации Григория Распутина  10.06.2016 08:18

Краткая историческая справка

Григорий Ефимович Распутин (Новых) родился в селе Покровской Тюменского уезда. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии, в 1893 побывал во многих святых местах России, побывал на горе Афон в Греции, в Иерусалиме. В ходе своих «очарованных» странствий  Распутин познакомился с архимандритом Феофаном, который рассказал о «старце» Распутине дочерям черногорского князя  Николая Негоша.   Первая встреча с императором Николаем Вторым произошла 1 ноября 1905 года. Распутин подружился с царской четой и пользовался особым расположением Царицы.

 В 1907 духовная консистория возбудила против Распутина секретное дело по обвинению его в хлыстовстве. При своей жизни Распутин издал две книги: «Житие опытное странника» и «Мои мысли и размышления», являющиеся записью его бесед, сам он был малограмотен. Насчитывается 1000 предсказаний Распутина. Он убит заговорщиками (Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки Освальд Рейнер) в ночь на 17 декабря 1916 года. За одну только ночь его пытались отравить (цианид в еде), застрелить (в него было сделано 11 выстрелов), утопить (в полынье Невы). Останки Распутина по приказу Керенского сожгли в топке парового котла Политехнического института.

распутин

Вопрос о канонизации Распутина

Основная тема доклада это вопрос о канонизации Григория Ефимовича Распутина.

На первый взгляд проблема может показаться не очень значимой, но тенденции связанные с ней имеют серьезные последствия. Так, например, составляются акафисты Распутину, пишутся его иконы, служатся молебны. Однако, всё это народное творчество, далеко отстоит от официальной позиции церкви, и более того, иногда даже вступает в противоречие с ней.

Именно поэтому считаю, что данная тема поистине трудная и щепетильная.

Попытки канонизации Григория Распутина уже неоднократно предпринимались, и возможно будут предприняты вновь. К личности Распутина неоднозначное отношение, как в светском обществе, так и в церковной среде. Одни считают его блудником, пьяницей и экстрасенсом, другие, странником, старцем и даже святым. Сейчас в западных странах (Европы, Америки), имя Распутин ассоциируется с медведоподобным колдуном и гипнотизёром из дикой России, который  жадно стремился к власти. Этот образ ярко иллюстрируется в кинематографе и мультипликации зарубежных стран.

Где, правда, а где ложь сложно разобраться. Свидетельства противоречивы, как и сама личность Распутина.

С чего все началось

4 октября 2002 года в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась «общественно-церковная конференция исследователей истории, архивистов и писателей на тему «Исторические мифы и реальность». 

По итогам конференции ее участники направили Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II Обращение, в котором предлагается рассмотреть возможность канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина.

Хотелось бы напомнить, что именно этими же активистам была поднята темы ИНН как печать дьявола, отказ от смены паспортов, чипирования, и т.п. псевдоцерковных суеверий. Важно отметить, что вопрос о канонизации Распутина не поднимался ранее, так как не имел под собой никаких оснований.

распутин2

Логика инициаторов канонизации

Попытаемся выявить и обозначить ту смысловую перспективу, в которой строится и развивается убеждение в святости «старца Григория».

Царь Николай 2 и царская семья были посланы для того, чтобы своей гибелью искупить вину всего русского народа. Рядом с ним и на одном уровне его понимания этой сакральной драмы были лишь Григорий Распутин и Анна Вырубова. Григорий был послан для того, чтобы оберегать Царя и наследника, и потому он должен был быть убит первым. Григорию было открыто его предназначение а так же судьба России.

Решения Синодальных комиссий по канонизации Распутина

Доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который был сделан на Архиерейском соборе в 2000 г. на заседании Синодальной комиссия по канонизации царской семьи, первоначально рассматривала связь с Распутиным, как довод выдвинутый против канонизации. Исходя из этого, можно понять, что сам факт связи с Распутиным, уже ставил под сомнение вопрос о канонизации царственной семьи. Данный аргумент достаточно чётко отражает официальный взгляд РПЦ на фигуру Г. Распутина.

Спустя всего 4 года на Синодальной комиссии поднимается уже вопрос о канонизации самого Григория Распутина.

Данной комиссией принят отказ в канонизации Распутина.

Высказывания церковных представителей о канонизации Распутина.

Помимо официального решения Синодальной комиссии по канонизации, в данном докладе кратко хотелось бы привести несколько ответов наших современников и авторитетов в церковной среде:

Святейшие Патриархи Алексий 2 и Кирилл отвергали возможность канонизации Григория Распутина.

В ходе традиционной встречи с представителями ряда российских радиостанций Патриарх Алексий 2 ответил: «Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство». 16.01.2003 ОВЦС МП.

Подобную же позицию в октябре 2004 года высказал на телевидении тогда ещё митрополит Смоленский и Калининградский (нынешний Патриарх) Кирилл (Гундяев): «Люди, выступающие за прославление царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, путают два понятия: канонизацию и историческую реабилитацию. Некоторые утверждают, что на жизнь и на деятельность обоих исторических деятелей незаслуженно брошена тень. Что ж, давайте проводить конференции историков, готовить монографии, доискиваться, если это возможно, до окончательной правды, до полной истины. Но ведь это совершенно не означает, что даже в случае исторической реабилитации два этих человека будут канонизированы. Согласитесь, что во все времена было немало людей, достойных всяческого внимания историков. Достаточно таких людей и теперь. Однако далеко не все из них стали или станут святыми».

Глава Российского Императорского Дома княгиня Мария Владимировна Романова относительно канонизации Г.Е.Распутина, заметила: «Это уже перегибание палки. Образ Распутина следует очистить от клеветы, но это совсем не означает, что он был святым. На мой взгляд, эту тему поднимают люди, которые просто хотят привлечь к себе внимание».

Последнее высказывание хотелось бы привести от лица Алексея Ильича Осипова Профессора Московской Духовной Академии, сделанное в свойственной для него иронической манере: «Канонизация не является наградой для человека, а деянием прославления, которым Церковь говорит: «Этот человек - слава Церкви, вот чьей жизни мы должны следовать». Вот как судят о Церкви: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, кто вы». Нужно быть очень осторожным в этом вопросе. Тем более нужно избегать самочинного прославления, когда без соборного решения объявляет: «Иван Грозный – святой». Или «Распутин – Святой». Это означает, что для него Церковь - ничто: «Отойдите от меня архиереи и богословы, священники и миряне, я сам-с-усам, я сам все знаю». Здесь в основе лежит гордыня: «Мое Я - выше всех», как Лютер говорил: «На том стою и не могу иначе».

Самочиние взрывает Церковь изнутри, для него иерархия - ничто, соборы - ничто, Патриарх - никто. Это демоническое состояние гордыни, когда самочинно пишутся иконы, составляются службы, устраиваются богослужения.»

Плавно подходя к заключительной части доклада хотелось бы отметить, что среди святых мы не встретим тех, кто бы хвалился дарами исцеления, пророчества, увещевания. Напротив, истинные святые скрывали эти дары, и со страхом относились к ним, как к бесовским силам или искушениям, попущенным Господом. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.), писал: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии... Ибо весьма часто люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса».

Даже если святые с такой опаской относились к пророчествам и чудесам, не более ли того нам малоопытным в духовных вопросах стоит прибегать к разумению и осторожности.

Всё неслучайно. Любая канонизация во все времена в Христианской Церкви была отражением её духовной жизни. По тем, кто был канонизирован и в связи с чем, можно делать выводы, какие Церковь претерпевала изменения в те или иные исторические периоды. По святым мы видим, кода был расцвет, мученичества, когда расцвет богословия и установления учения, а когда особенно ярко расцветало подвижничество.

Потому прежде важно различать в людях христианский Дух, а не прельщаться чудесами и пророчествами.

Когда есть множество сомнений, доводов за и против, при этом Господь не открывает явно волю Свою, Св. Отцы советуют использовать принцип: «Не хули и не принимай». Может быть и в случае с Григорием Распутиным поступить так же? Если он был человек Божий, Господь не оставит его на поругание, так как Господь поругаем не бывает ни Сам, ни в святых Своих.



Категории статей