Главная / Публикации / Церковь и общество / «Когда нам нужен К. С. Льюис?»

Публикации

« Назад

«Когда нам нужен К. С. Льюис?»  19.02.2012 15:18

В своем докладе я бы хотел рассказать о цели и задачах своей курсовой работы, а так же актуализировать саму тему. Первоначальное название этой работы: «Апологетическое наследие К. С. Льюиса», которое уже изменилось после некоторых размышлений над структурой работы. Возможно, некоторые методы и задачи примут иной вид, но главный замысел, несомненно, останется таким, каким я его задумал.

Составляя оглавление, я долго думал и пытался представить, как будет строиться моя работа, по какой схеме. Размышляя над этим, я нашел множество поводов, которые можно использовать в качестве актуальности. Так, например, изучая работы, написанные по трудам К. С. Льюиса, я обнаружил, что его разбирали чаще всего литературоведы, касаясь в основном либо его биографии, либо эволюции его творчества. Среди религиозной критики я нашел лишь несколько комментариев и одно достаточно объемное критическое эссе католического богослова Питера Крифта. Это - то немногое из того, что имеется в переведенном с английского виде. Дело в том, что Льюиса любят и читают православные христиане, как взрослые так и дети, но более или менее адекватной оценки его трудов с точки зрения православного богословия я не обнаружил, за исключением коротенькой заметки митрополита Каллиста, который обучался в Кембридже и видел Льюиса собственными глазами.

Тогда мне пришла в голову мысль изменить название моей курсовой: «Богословие в творчестве К. С. Льюиса». На сколько его мысли приемлемы и соответствуют православному богословию, и в каких местах они расходятся с нашей догматикой. Оглавление сразу же приняло иной вид, я решил не разбирать отдельно труды, а разбил все, вот на такие пункты:


1. Догматический аспект.
2. Миссиологический аспект.
3. Эсхатологический аспект.
4. Льюис в современном мире.

Конечно, эти главы будут иметь свои подпункты, но схема мне кажется более приемлемой и актуальной. Всякий, кто захочет ознакомиться с воззрениями К. С. Льюиса, сможет сделать это не затрачивая времени на поиски. В таком случае, цель моей работы сводиться к систематизации взглядов Льюиса. Мне кажется, это наилучший вариант познакомить читателя с внутренним миром автора и его чаяниями.

Итак возвращаясь к названию темы своего доклада необходимо сказать о том, когда же нам нужен и полезен Льюис? Мне бы хотелось процитировать слова Натальи Леонидовны Трауберг (женщины переводчика, благодаря которой мы имеем переводы книг Г. К. Честертона, а так же и К. С. Льюиса). Вот, что она пишет:

«Несметное множество людей вроде бы не нуждается в доводах, но не хочет и проповеди, а спрашивает только действий поэффективней, то есть чистой, потребительской магии и чистого, плоского законничества. Но что описывать - сочетание магизма с легализмом много раз описано и обличено, даже в глубинах Ветхого завета. Словом, если человек не сломился (названий этому много - сокрушение, обращение, покаяние, метанойя), никакая логика и никакой ум не приведут его к христианству. В этом смысле совершенно верно, что для обращения Льюис не нужен. Он даже вреден, если без поворота воли, без "перемены ума" человек будет набивать себе голову более или менее мудреными фразами. Но тогда вредно все. Любые свидетельства вредны, если набивать ими голову, а не сердце. Именно это происходит нередко у нас. Вообще ничего не может быть опасней, чем дурное неофитское сознание: душа осталась, как была, а голова полна "последних истин" (пишу "дурное", потому что неофитами в свое время были и Августин, и Честертон, и сам Льюис). Собственно, вместо "неофит" лучше бы сказать "фарисей"; ведь опасней всего самодовольство, которое здесь возникает. Если же его нет, если человек сломился, сокрушился - жизнь его совершенно меняется. Ему приходится заново решать и делать тысячи вещей - и тут ему поможет многое. Он будет втягивать, как губка, самые скучные трактаты, что угодно, только бы "об этом". Льюис очень помогает именно в такое время».

К этим словам хочется добавить несколько своих соображений. Льюис полезен всем тем, кто интересуется христианством не предвзято. Обычному, не церковному, если можно так выразиться, человеку читать святых отцов будет затруднительно, но Льюис тем и хорош, что он практически не искажая, а основные принципы нашей православной веры и совсем не искажая, доступным и я бы даже сказал увлекательным языком, раскрывает суть того, во что мы верим и что исповедуем. Детям он будет более чем полезен, ведь Хроники Нарнии раскрывают и содержат в себе все миссиологические, эсхатологические и другие не менее важные истины. Ребенок через сказку соприкасается с той реальностью, которую мы зовем Христом. По сути первая книга из этой серии рассказывает о сотворении мира, вторая о проникновении зла в мир, и так далее. Седьмая, последняя книга, рассказывает о пришествии антихриста и последнем суде. Когда ребенок будет узнавать о Евангелии и о Церкви, в его сознании уже будут правильные и светлые ассоциации, которые окажут, несомненно, положительное действие на становление правильного мировоззрения.

Другое дело, что в этих книгах мы почти не находим Троицы, они очень христоцентричны, но это отдельный разговор, которому я уделю отдельное место и время. Так же, отдельное внимание я собираюсь уделить современным экранизациям Хроник Нарнии. К сожалению, в этих фильмах рассказано о чем угодно, кроме того, что пытался сказать и донести до людей Льюис. На сколько - это искажение сознательно, а так же степень этого искажения будет мной отдельно рассмотрена и разобрана.

Во-вторых, Льюис интересен тем, что он расширяет мировоззрение и мировоззрение христианское, правильное. Для меня было открытием, когда я прочитал его «Космическую трилогию», где в одной из книг, главный герой спасает Венеру от грехопадения.… Все знают о таком жанре как фантастика, но мало кто читал Льюиса. Он просто разрушает привычное представление о фантастическом повествовании. Большинство людей привыкли думать, что внеземной разум всегда агрессивен и безобразен,- Льюис доказывает обратное. Зло не где-то вне нас, зло внутри нас и человек покуда жив, может являться носителем этого зла.

В-третьих, Льюис, несомненно, полезен миссионерам. В духовных академиях студентам настоятельно рекомендуют читать Льюиса по той причине, что он учит простому языку. Для того чтобы спуститься с академических высот к простому народу, Льюис если не незаменим, то однозначно полезен и нужен. Не смотря на простой и местами даже до скучного простой язык, сам он был человеком высоко ученым и прекрасно понимал необходимость перенесения или переложения догматических и богословских истин, на обычный человеческий язык. Насколько успешно это у него получилось, я постараюсь разобрать в своей работе.

Кому же не нужен или не полезен Льюис, кроме тех, о которых сообщает Н. Л. Трауберг? Мне кажется всем тем, кто знаком со святоотеческим наследием. Кто открыл для себя Василия Великого или Ефрема Сирина, Льюис - нечто несущественное и малозначимое.

Конечно, основная причина, по которой я решил писать курсовую на эту тему – это моя любовь к Льюису и его творчеству. Я очень счастлив, что мне предоставили такую возможность – заниматься тем, что мне действительно интересно. Мне бы хотелось, чтобы моя работа открыла людям мир К. С. Льюиса, заинтересовала бы, потому что, без сомнения его труды имеют огромный вес в христианском мире.

Льюис для честного человека – это мостик, по которому человек из мира может прийти в Церковь, может стать Церковью. В этом его основная заслуга и ценность, как писателя и как человека в том числе.



 



Категории статей