Главная / Публикации / Церковь и общество / Использование краеведческого материала на уроках русского языка

Публикации

« Назад

Использование краеведческого материала на уроках русского языка  19.06.2012 17:32

Современное образование можно охарактеризовать одним словом - инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы порой забываем, что мы жители своего края, традиции которого складывались сотни лет, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, меркантильности.

Использование на уроках русского языка краеведческого материала - это тесное совмещение образовательных и воспитательных задач. Краеведение - это школа открытия родного края, его культуры и традиций. Материалы о малой родине помогают общению, дают возможность для беседы учителя и ученика, объединяют всех общей, родной темой. Мы знаем: то, что знакомо детям, воспринимается с большим интересом.

Подача краеведческого материала на уроках может быть разной. В качестве одного из вариантов мы предлагаем урок русского языка, в котором все виды грамматических упражнений тесно связаны одной лексической темой. Покажем, как это может выглядеть, на теме "Синтаксические функции инфинитива". Этот материал изучается в октябре, во время Трифоновских чтений, поэтому и лексическая тема урока родилась сама собой - житие преподобного Трифона Вятского.

1. После орг. момента и целеполагания, работу начинаем с орфографической разминки (это 7 словосочетаний, на базе которых повторяем 10 типов орфограмм):
пр..в..славные тр..диц..и,
подр..жать ..ск..тизму святых,
благосл..вение св..щен..ика,
парч..вое обл..чение,
отрест..врирован..ый пр..дел,
серебрян..ая, вызолочен..ая рака,
подлин..ый ..рнамент.

†С какими синтаксическими конструкциями мы сейчас работали?

†Дайте определение словосочетания.

†Мы знаем, что основной единицей синтаксиса является предложение. Что такое предложение?

2. Обратимся к предложению, которое можно назвать эпиграфом сегодняшнего урока.

Св..тые живут вместе с нами только на небесной половине Отца Нашего писал Иоанн Кронштадтский Видя наши нужды они сочу..ствуют нам и готовы по нашим м..литвам помогать нам.

†Кроме орфографического и пунктуационного комментария, указываем предикативные основы и способы выражения главных членов.

†Дайте определения всех типов сказуемых.

3. Еще раз прочитайте эпиграф и определите, какова лексическая тема сегодняшнего урока.

Мы чтим память всех святых, прославленных Церковью. Но особо должны быть внимательны к тем святым и подвижникам благочестия, которыми богата родная Вятская земля. Сегодня мы работаем с материалом, который связан с жизнью преподобного Трифона Вятского.

4. Прочитайте предложения. Работаем прямо в карточках: подчеркните грамматические основы, укажите тип и формы выражения сказуемого.

†Преподобный Трифон родился в 1546 году в Архангельской области.
†После смерти отца он, покинув родной дом и придя в город Орлов, стал жить у благочестивого священника Иоанна под его руководством.
†Через некоторое время юноша, поступив в Пыскорский монастырь, в возрасте 23 лет принял постриг с именем Трифон.
†Тяжело заболев, Трифон был долгое время в беспамятстве.
†В течение семи недель не мог он даже двинуться на постели.
†После чудесного исцеления преподобный Трифон стал еще более проявлять усердие в духовных подвигах.

5. Посмотрите еще раз на наши предложения и скажите, какую синтаксическую функцию чаще всего выполняет инфинитив.

Давайте познакомимся с теоретическим материалом сегодняшнего урока. Ваша цель: свернутую информацию опорного конспекта развернуть в монологический ответ. (Выдаются карточки, в которых выполнен графический комментарий).

Синтаксические функции инфинитива

1) в роли подлежащего - Служить Богу было единственным желанием преп. Трифона.
2) в роли сказуемого (если обозначает - С детства преп. Трифон действие того же лица, что и личный глагол) любил посещать церковные службы.
3) в роли определения (если стоит - Желание молиться в после абстрактного сущ.) уединении появилось у Трифона рано.
4) в роли дополнения (если обозначает - Домашние уговаривали его действие другого лица, не подлежащего) не уходить в монастырь.
5) в роли обстоятельства (если стоит - Преп. Трифон пришел на после глагола движения или состояния) Вятскую землю основать мужскую обитель.
6. Закрепляем изученный материал на практике, работая с текстом. Списывая предложения, выполняем орфографический и пунктуационный комментарий. Подчеркиваем грамматические основы, указываем типы сказуемых и функции инфинитива в предложении.

Пр..подобный Трифон пр..ш..л в Хлынов возв..дить первую обитель на Вятской земле.
Коне..но трудностей было много но (не)смотря ни (на)что обитель р..сла богатела пр..обретая новые угодья возв..дя новые храмы.
Многие люди в чем(то) нуждающ..еся пр..ходили к преподобному Трифону с про(с,з)ьбами пом..лит..ся ища исц..ления ут..шения и наст..вления.
Живя ..ск..тично и праведно преподобный Трифон треб..вал от всех соблюдать строгий м..н..стырский устав. Это (не)понравилось части братии которая вос..тала против него и пр..подобный ушел странствовать по городам и м..н..стырям России.
Однако ум..реть св..той хотел в родной обител.. и поэтому вернулся на Вятскую землю.
Радос..но встретила покаявш..ся братия своего старца на к..ленях просили м..нахи простить их.
К сож..лению через несколько дней, 8 октября 1612 года, преподобный Трифон скончался. В зав..щани.. своим пр..емником он назначил арх..м..ндрита Иону но ум..лял его хр..нить устав.

7. Итог урока и домашнее задание (в классе успеваем поработать только с половиной текста, вторая часть и будет домашним заданием).

Как видим, краеведение представляет возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания, формирования личности учащихся. Нельзя не согласиться с цитатой Д. С. Лихачева: "Краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень".



Категории статей