Главная / Публикации / «Главное в подвиге князя Владимира, на что современному педагогу следует обратить внимание, - это проблема нравственного выбора»

Публикации

« Назад

«Главное в подвиге князя Владимира, на что современному педагогу следует обратить внимание, - это проблема нравственного выбора»  20.03.2015 02:56

С 20 по 24 января в Москве проходили XXIII Рождественские образовательные чтения, посвященные 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Тема нынешних чтений: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». В работе секций, посвященных образованию и катехизации, от Вятской Епархии активное участие приняли завучи и педагоги Воскресных школ, приходские миссионеры-катехизаторы (Киров, Слободской, Кирово-Чепецк, Оричи), представители светских образовательных организаций и муниципалитетов  (Институт развития образования Кировской области, «Центр повышения квалификации работников образования г. Кирова», департамент образования г. Кирова, представители администрации г. Слободского, представители школ и детских садов).

О том, какую роль сегодня играют чтения в жизни педагога и какой может быть совместная работа Церкви и светских образовательных учреждений, мы побеседовали с руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархиии преподавателм Вятского Духовного училища протоиереем Евгением Смирновым.

- Отец Евгений, чем запомнились чтения в этом году?

- Рождественские чтения традиционно произвели на всех хорошее впечатление. Многие после Чтений приехали совершенно одухотворенные и оживленные, с планами на дальнейшую работу. Дело в том, что многие участники нашей делегации ездили впервые, и в основном это учителя из города Кирова и города Слободского. Мы их специально пригласили, чтобы они смогли пообщаться с коллегами из других регионов. Ну, и, конечно, сам выезд в Москву, Патриаршее Богослужение, представленный опыт на чтениях (на педагогических секциях) стали серьезным стимулом для их дальнейшей работы. Люди приехали совершенно потрясенные, полные идей, кто-то уже завязал деловые контакты с коллегами из других регионов, оценив представленный опыт расширения курса «Основы православной культуры», а также опыт духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций в рамках других учебных предметов и во внеурочной деятельности.

Методика какой Епархии Вам показалась наиболее полной?

- Есть желание начать взаимодействие с Ростовской Епархией, потому что действительно опыт данной епархии всесторонний, серьезный. В данном регионе уже на протяжении полутора десятилетий сложился положительный опыт взаимодействия Церкви и образовательных учреждений, и, разумеется, он приносит положительные результаты. Итог этого взаимодействия был презентован на целом ряде секций Рождественских чтений.

- Насколько по вашему мнению реально в нашей Епархии реализовать такое плотное сотрудничество Правительства области и Отдела образования и катехизации? 

- Надо понимать, что у нас совершенно разная экономическая ситуация. Юг России все-таки более богатый, чем наша Вятка. Вместе с тем, ключевыми здесь, наверное, являются желание педагогов работать и поддержка Епархии. Представленный опыт Ростовской Епархии показал, что они тоже когда-то начинали с нуля и добились определенных результатов. Но и ситуация, которая была 15 лет назад и та, которую мы видим сейчас, совершенно отличаются. Сейчас в школах вводятся новые государственные образовательные стандарты, о которых еще 10-15 лет назад мы и подумать не могли. Изменения касаются деятельности детских садов, где сейчас в рамках новых стандартов уделяется немало внимания духовно-нравственному воспитанию. В общеобразовательных школах, помимо курса ОРКСЭ («Основы религиозной культуры и светской этики») в четвертых классах, в рамках которого возможно по выбору родителей преподавание модуля «Основ православной культуры», отводится огромное количество учебного времени на внеурочную деятельность, которая заполняется уже самой школой. Это могут быть кружки, секции, посещение музеев, какие-то прогулки. В рамках как раз этих внеурочных часов в Ростовской Епархии и занимаются преподаванием «Основ православной культуры». Данный курс ведется не только в четвертых классах, но и по всем годам обучения. Пример Ростовской области не единственный. Подобный опыт есть в Подмосковье, Курске, Белгороде и ряде других регионов.

По окончании чтений я встречался с представителями Департамента образования Кировской области, рассказывал о представленном опыте, и мне было заявлено, что, в принципе, по такой схеме можем работать и мы. Вопрос в другом - на сколько мы сами к этому готовы? Ключевым здесь является не решение Правительства и не распоряжение Департамента, а прежде всего запрос родителей, которые являются такими же участниками образовательного процесса, как учителя и директор школы. Соответственно, если сейчас будет некий запрос от родителей, в котором будет сказано: мы хотим, чтобы в каком-нибудь «А» или «Б» классе, которые перешли на новые образовательные стандарты, преподавались «Основы православной культуры», и, если они все это оформят в протокол родительского собрания, школа обязана будет обеспечить их выбор. Если говорить о кадровом обеспечении, то не секрет, что в каждой школе найдется 2-3 верующих учителя, которые могли бы данный курс вести. Разумеется, потребуется какое-то время, чтобы их подготовить, чтобы они познакомились с программами, закупить учебные пособия. Кстати, в закупке учебных пособий помощь могут оказать родители или местный приход, поскольку в бюджете школы расходы на это чаще всего не предусмотрены. Разумеется, Правительство Кировской области не будет закупать учебники по «Основам православной культуры» на целый регион, этим мы и отличаемся от Ростова-на-Дону. Но инициативу нашу никто искоренять не будет. Все будет зависеть от того, насколько сложились отношения у прихода и школы, насколько эти отношения деловые, доверительные, какая атмосфера в школе, что выбирают родители «Основы светской этики» или «Основы православной культуры». И, конечно, поднимался вопрос: что сделал священник для того, чтобы лед в отношениях церкви и школы, установившийся еще в советское время, растаял, и началось плодотворное сотрудничество. Опыт регионов показал, что реально можно сделать, имея стремление и желание.

И учителям, и мне как руководителю отдела религиозного образования было интересно познакомиться с теми конкретными программами, по которым занимаются школы других регионов. На Чтениях презентовались учебные пособия, программы, методички, мультимедийные пособия, разумеется, для любого учителя это серьезное подспорье. В общем, материал наработан даже более чем и его можно смело использовать в наших вятских реалиях.

Возможно ли педагогам кировских школ также каким-то образом познакомиться с этими материалами?

- Да, лучшие наработки есть в Отделе религиозного образования Вятской Епархии. С ними может ознакомиться любой учитель. В городе Слободском педагоги уже с ними знакомы. В городе Кирове через «Центр повышения квалификации» педагоги также ознакомились с этими пособиями. Материалы доступны для всех учителей. Следует лишь посетить библиотеку Отдела религиозного образования и катехизации.

Отсюда сразу вытекает вопрос, быть может, нам по примеру Ростовской устроить Центр дополнительного образования педагогов при Вятской Епархии?

- Дело в том, что в Ростовской Епархии для этого действительно сложились все возможные условия. На это было благословение Епархиального Архиерея, была серьезная финансовая поддержка благотворителей, центр был обеспечен кадрами, ведь там довольно много и священнослужителей, и мирян с высшим богословским и одновременно педагогическим образованием. Конечно, было бы идеальным, если бы у нас появился такой совершенно независимый от светских структур центр, но, думаю, что в наших условиях будет более продуктивным и полезным живой диалог и сотрудничество между Епархией и светскими образовательными учреждениями. Эта работа необходима, чтобы педагоги в рамках государственных учреждений проходили более качественную подготовку по предметам, связанным с историей и культурой Православия. Предпосылки для этого есть. Многое мы уже вместе делаем совместно с ЦПКРО г. Кирова и ИРО Кировской области. Думаю, что представленный на чтениях опыт, расширит наше сотрудничество.

В рамках этого года, посвященного 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, как будет строиться работа в образовательном направлении?

- Как раз об этом и шла речь на Малых Рождественских чтениях в городе Слободском. Поскольку слобожан всегда довольно много в составе делегации от Вятской Епархии и хочется донести все, что мы услышали, до коллег у себя на родине, традиционно по следам чтений московских у нас проходят свои. Тема Слободских чтений была созвучна московским и, главным образом, речь шла об осмыслении подвига и нравственного выбора святого князя Владимира в реалиях нашей современной жизни и о том, как рассказать о подвиге святого князя современным детям и родителям. Этому посвящался пленарий, где прозвучали приветствия Главы города Слободского Рычкова Е. А., зам. Главы администрации города Слободского Желваковой И.В., мое выступление по главной теме чтений, выступление преподавателя ОРКСЭ школы № 42  г. Кирова Демидовой Надежды Васильевны, которая показала мастер-класс по проведению урока о святом князе Владимире. Были также секции для воспитателей детских садов и общеобразовательной школы. Традиционно в рамках чтений в Слободском прошло награждение детей-победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады по «Основам православной культуры» и городского конкурса детского творчества «Рождество приходит в каждый дом». В этом году еще дополнительно награждали победителей городского конкурса «Игумен Земли Русской», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Стоит отметить, в феврале аналогичные чтения пройдут в Оричах. На протяжении года запланировано довольно много как епархиальных, так и приходских мероприятий для воскресных школ и светских образовательных учреждений, посвященных осмыслению подвига святого князя Владимира.

Понимаю, что тема обширная, но если говорить конкретно, на что в первую очередь педагогу следует обратить внимание ученика?

- Главное в подвиге князя Владимира - это проблема нравственного выбора: почему он выбрал христианство, и какие перемены произошли в самом князе после выбора веры? В своем выступлении я сделал акцент на словах Летописи, которые повторяются многократно в самых разных источниках, о той перемене, которая случилась со святым князем. Слова эти приписываются самому князю: «Господи, я жил как лютый зверь, а Ты укротил меня. Слава Тебе!». И далее следует сопоставить жизнь Владимира язычника до крещения и жизнь святого князя Владимира после крещения. Это два совершенно разных человека! Надо сказать, что именно пример духовного преображения людей, когда они менялись внутренне, когда в прошлое уходили грехи и пороки, и вместо них человек украшался добродетелями, и наступала нормальная христианская жизнь, это и стало главной причиной распространения христианства. Мы же помним слова Евангелия, как Господь говорил: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца нашего, Который на небесах» (Евангелие от Матфея 5. 14-16). Христианство для князя Владимира не было политическим расчетом, какой-то модной акцией того времени. Принятие христианства было искренним и сердечным, и это выразилось в его делах. Именно это и убедило Русь принять крещение. Вот на эту перемену, которая может случиться с каждым человеком, наверное, и следует обратить внимание. Конечно, случится она или нет, зависит от самого человека. Кстати, об этом говорила еще одна секция на чтениях – секция, посвященная катехизации, то есть работе с теми людьми кто принимает святое крещение, либо крестившись давно, только сейчас ищет по-настоящему, свой путь к Богу. Речь шла о том, чтобы люди принимали крещение не поверхностно, а более серьезно и глубоко. Учитывая печальное наследие советской эпохи - религиозную необразованность огромной части современного общества, оторванного от своих духовных корней, современные соблазны и искушения, систему ценностей, господствующую в умах многих наших современников, явно далекую от христианства, очевидно, что перед приходами стоит серьезная задача. Как мы крестим и, что мы делаем для того чтобы человек, который входит в ограду церкви, принимал христианство органично и глубоко? Знаком ли он с Евангелием? Имеет ли он опыт молитвы и духовной жизни? И мы, как священники, что мы должны сделать, чтобы человека как-то поддержать, хотя бы на первых порах его христианской жизни. Понятно, что современные соблазны со счетов не сбросишь, жизнь будет вносить свои коррективы. Но все-таки, мы сами как представители Церкви, что для этого сделали? Думаю, что осмысление подвига святого князя Владимира будет полезно всем нам.



Категории статей