Главная / Публикации / История / Формирование архитектурного ансамбля площади Иоанна Предтечи г. Вятки в конце XIX - начале XX вв

Публикации

« Назад

Формирование архитектурного ансамбля площади Иоанна Предтечи г. Вятки в конце XIX - начале XX вв  03.05.2012 15:27

В ходе реформ Александра II, в связи с созданием в 1864 году земств, появляются земские школы. В 1872 году была проведена общая реорганизация системы народного образования. Изменилось отношение к женскому образованию. Вместо прежних закрытых женских учебных заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий. Женские учебные заведения были приняты под высочайшее покровительство Императрицы Марии1. В 1877 году, в соответствии с правительственным указом, забота о начальном образовании перешла в ведение городских дум. Существенные реформы продолжились в деле народного и особенно начального образования в период правления императора Александра III. Главное внимание в народном просвещении было обращено на его духовное содержание. Одновременно с распространением земских учебных заведений увеличиваются масштабы и темпы строительства церковно-приходских школ. Правительство старалось повсеместно за неимением достаточного количества учителей привлечь к делу начального образования духовенство. Заметно оживилась деятельность церкви после указания Императора Святейшему Правительствующему Синоду оказать помощь Министерству Народного просвещения в области народных школ открытием приходских школ при церквях. Императорским указом дело создания сети церковно-приходских школ из сугубо местного явления превратилось в общегосударственное. В 1884 году Александр III утвердил "Правила о церковно-приходских школах". Церковно-приходские школы подразделялись на второклассные, двухклассные, одноклассные школы, школы грамоты. Второклассная школа готовила учителей для церковно-приходских одноклассных школ. Двухклассная школа готовила учителей для деревенских школ грамоты. Срок обучения - 5 лет: в первом классе - 3 отделения, во втором - 2. Одноклассные, школы грамоты имели трехгодичный срок обучения.

Император Николай II, продолжив радение о начальном образовании, определил ежегодные ассигнования свыше 3 млн. руб. на церковно-приходские школы. Указ об отпуске государственных средств на нужды начального образования был вызван подготовкой к обязательному всеобщему начальному образованию.2

Министерством Народного просвещения были разработаны нормы проектирования школьных зданий. Издавались альбомы типовых проектов, выполненных архитекторами Министерства внутренних дел и Святейшего Синода для активного распространения наработанного практического архитектурно-строительного опыта по всей территории России. Нет сомнения, что всеми этими рекомендациями пользовались архитекторы Вятской губернии, о чем свидетельствуют построенные ими многочисленные учебные здания, схожие по объемно-планировочному и архитектурно-художественному решению.

В Вятке в 1902-1904 годах на Гласисной улице (Октябрьский пр-т, 125) земство строит новое здание сельскохозяйственного технического училища (Ил.2). В 1906 году на углу улиц Копанской и Царевской (Герцена и Свободы, 11/76) по проекту Ивана Аполлоновича Чарушина был построен пансион мужской гимназии, вскоре превращенный в учебное здание 2-й мужской гимназии. В последующие годы появились несколько начальных училищ и школ, построенных по проектам инженеров Э. К. Нюквиста и И. В. Колачкевича на улицах: Казанской (Большевиков, 54) в 1912 г., Морозовской (Р. Люксембург, 66) в 1913 г., Преображенской (Энгельса, 32) в 1914 г., Кукарской (Красноармейской) в 1916 г. Аналогичные по архитектурному решению школы и училища были построены на рубеже веков в уездных городах: Котельниче, Орлове, Слободском, Сарапуле, Елабуге, Глазове, Малмыже, Уржуме, Яранске, Нолинске, Царевосанчурске (Санчурск) и в слободе Кукарке (Советск). Все эти здания возведены в кирпичном исполнении, традиционном для русской архитектуры, но без штукатурной отделки, в "кирпичном" стиле.

К началу XX века "кирпичный" стиль превратился в заметное течение архитектурной практики России, ему прочили "обширную будущность". "Строение с кирпичной облицовкой фасада имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок",- считал один из идеологов "кирпичного" стиля И. С. Китнер.3 Многие архитекторы, инженеры отмечали еще преимущество: большая дешевизна при возведении и в последующем ремонте зданий. Так или иначе "кирпичный" стиль явился отражением практических устремлений века, материалом и стилем массового, дешевого строительства. В "кирпичном" стиле возводились больницы, школы, доходные дома, промышленные сооружения.

Активно строили в кирпичном стиле и в Вятской губернии.

Нормативные указания Министерства Народного просвещения регламентировали физико-технические параметры, условия инсоляции (in - внутрь, solis - солнце) - облучение поверхностей солнечным светом (солнечной радиацией) то есть солнечное освещение здания, вентиляции, температурный режим воздуха. Задавался обязательный набор и состав помещений, их площади, объемы и функциональная взаимосвязь. При этом указаниями подчеркивалось особо, что здание школы должно быть "солидным", "особенным в архитектурном решении"4. Потому разработку проектов учебных зданий доверяли классным архитекторам, а строительство - высококлассным мастерам. В Вятской губернии на поприще школьного строительства ярко проявили свое творчество: архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин, вятский епархиальный архитектор А. С. Андреев, городской архитектор И. В. Колачкевич губернские архитекторы, инженеры В. М. Дружинин и Иван Аполлонович Чарушин. Благодаря их талантливым архитектурным решениям школьные здания, построенные в "кирпичном" стиле на основе образцовых проектов сами становились образцами новых идей во всё увеличивающемся размахе кирпичного строительства. В конце XIX - начале XX века общественный центр в городах России перестает быть синонимом религиозного и торгового центра. Светские сооружения занимают, наряду с храмами, свое место в ансамбле площади, улицы, выделяясь из общей жилой застройки величиной и богатством архитектурной отделки, материалом.5

Именно таким светским и особо значимым предстало новое здание Градской женской церковно-приходской школы, возведенное в 1903 году в г. Вятке, в комплексе Иоанно-Предтеченской площади. Со строительством школы ансамбль исторически сложившейся площади получил новое звучание.

Площадь при церкви Иоанна Предтечи - одна из старейших в городе. Первоначальное местоположение ее зафиксировано на плане Хлынова 1759 года, снятом с натуры при государственном размежевании земель, предпринятом императрицей Елизаветой Петровной. Ил. 23. Формирование площади относится к Петровским временам. В 1711 году, в конце Воскресенской улицы, идущей в северо-западном направлении от Воскресенской башни Хлыновского кремля, в слободке за старым земляным валом была поставлена церковь, которую освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Что бы понять весь архитектурный стиль площади мы не можем не упомянуть несколько слов о церкви Рождества Иоанна Предтечи. Так как именно Предтеченский храм является доминантой, определяющей характер окружающей застройки исторической площади. В 1717 году рядом с первой деревянной возвели каменную церковь. За свою почти 300-летнюю историю храм претерпел многочисленные перестройки по усовершенствованию, пережил утраты советского периода и дошел до нас в воссозданном виде6. Заслуживает внимания реконструкция церкви, проведенная в 1898 году по проекту И.А.Чарушина. Главной особенностью этой реконструкции является оригинальный конструктивный прием - повышенный центральный неф. (Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов).

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий - базилик. Годом раньше архитектор апробировал это решение при расширении Никольской церкви в г. Слободском (1897), а затем многократно и успешно повторял в последующих работах. Церковь Иоанна Предтечи - памятник архитектуры начала XVIII века - является идейной и архитектурно-композиционной доминантой, определяющей характер окружающей застройки исторической площади.

В конце XIX - начале XX вв. архитектурный комплекс площади при церкви Иоанна Предтечи был сформирован. В сложившемся архитектурном ансамбле доминирующий объем церкви контрастно подчеркивали жилые здания, решенные в едином классическом стиле. Особое место в периметральной застройке занимал главный дом усадьбы, располагавшейся в северо-восточной оконечности Иоанно-Предтеченской площади (Ст. Халтурина, 15). В 1895 году усадьбу и дом приобрел архитектор И. А. Чарушин, сразу приступив к их благоустройству и совершенствованию. Местоположение усадьбы выдвинуло перед зодчим сложные архитектурно-градостроительные задачи, с решением которых мастер справился виртуозно. Двухэтажный полукаменный дом, построенный в 1802 году и перестроенный после пожара в 1809 году, Иван Аполлонович расширяет (1897), пристроив с западной стороны дополнительные помещения. Главный фасад здания был обращён к храму и своим архитектурным решением включался в панораму Пятницкой улицы на правах кулисной линии. Через 10 лет к основному объему пристраивается северное крыло - летняя комната окнами в сад. Дом получил инженерное оснащение по последнему слову технических достижений начала XX века. Талантливый архитектор обновил архитектурно-художественное решение интерьеров и экстерьеров. Перестраивая дом, Чарушин сохранил масштаб и пропорции здания, материалы конструкций. Лишь деревянные стены жилого этажа были оштукатурены "под камень" и декорированы каменной "резьбой". Парадный вход акцентирован световым фонарем, аттиком и нарядным крыльцом, что составило изысканное созвучие дома Чарушина с храмом, царящим на площади, и давало определяющий посыл на перспективу.

Дом архитектора И. А. Чарушина - памятник истории и архитектуры конца XIX - начала XX вв. Вместе с церковью Иоанна Предтечи он несет печать одновременной мастерской реконструкции и являются ориентирами для нового строительства на исторической городской площади.

Единый архитектурный комплекс площади органично дополняет здание церковно-приходской школы, расположенное поодаль от площади на улице Пятницкой (Ст. Халтурина, 9). Решение о строительстве двухклассной церковно-приходской школы при Иоанно-Предтеченской церкви было принято собранием духовенства, старост церквей и соборов г.Вятки и утверждено постановлением от 3 декабря 1900 года. Совершался сей шаг "под сенью молитвенной благодарности Богу, даровавшему Государю Императору Николаю IIисцеление от тяжелой болезни"7.

24 сентября 1901 года Преосвященный Алексий II (Опоцкий) на заглавном листе проекта И. А. Чарушина начертал: "Благословляем приступить к устроению здания для церковной приходской школы по сему проекту. Алексий II Епископ Вятский и Слободской". Через три года при Епископе Вятском и Слободском Никоне (Софийском) новую школу освятили. Строительство школьного здания велось очень быстро. Уже 18 апреля 1902 г. "Вятские губернские ведомости" сообщили, что кладка здания для женской приходской школы закончена. "Здание в архитектурном отношении очень красиво"8. 30 августа 1903 года тот же источник уведомлял о том, что: "Завтра в воскресенье, в 12 часов дня будет совершено освящение здания двухклассной церковно-приходской школы, открываемой в память выздоровления Императора. Школа устроена на средства городских церквей и жителей г. Вятки"9. Освящение состоялось 31 августа 1903 года. Двухэтажное здание школы проектировалось и строилось специально для учебной деятельности как двухклассная церковно-приходская школа пансионного типа при церкви Иоанна Предтечи. У архитектора И. А. Чарушина было осмыслено и предусмотрено все. Функциональное содержание находило отражение в логичном объемно-планировочном и конструктивном решениях, что в свою очередь определяло архитектурно-композиционные задачи, с которыми автор справился в свойственной ему деликатной и изысканной манере. В соответствии с нормами помещения подразделяются на две основные функциональные, горизонтально-зонированные(деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование) группы: учебную и административно-хозяйственную. Первую группу составляют три классные и учительская комнаты, расположенные на втором этаже, вторую - жилые комнаты учащихся, квартиры учителей, технические и туалетные помещения, размещенные на первом этаже и в подвальной части здания. Объемно-пространственная композиция развивается по оси юг-север. Основные группы помещений объединяет рекреационный центр, представленный просторными вестибюлями первого и второго этажей, сообщающимися широкой открытой двухмаршевой лестницей. Лестница размещена в активно выступающем в северном направлении эркере (Э?ркер (нем. erker) - выступающая из плоскости стены закрытая часть здания. Позволяет увеличить внутреннее пространство помещений, а также улучшить их освещенность и инсоляцию, в связи с чем обычно снабжен окнами, преимущественно остеклён по всему периметру. Бывает круглой, прямоугольной или многогранной формы. Могут быть как одно-, так и многоэтажными). Парадный характер ей придают - "покойный" ход за счет небольшой высоты ступеней, широкая междуэтажная площадка с высоким северным окном, нарядные, кованые ограждения лестничных маршей и балкона верхнего вестибюля. На первом этаже с восточной стороны к центральному вестибюлю примыкает коридор, соединяющий квартиры учителей. Коридор имеет специальный тамбур, который объединил входы: в комнату под лестницей сторожа, одноэтажную туалетную группу и выход в северном направлении на хозяйственный двор. С западной стороны на первом этаже к вестибюлю примыкают две жилые комнаты для учениц, объединенные широким арочным проемом. Высота помещений первого этажа 3,84 м. Высота помещений второго этажа 4,48 м. На втором этаже располагаются три изолированные классные комнаты: две на пять окон и одна на восемь окон, правильно обращенных на юг, восток и запад. Физические параметры классов, их ориентация также соответствуют общегосударственным требованиям, что подтверждается нормалями.10 Учительская комната занимает центральное место вестибюля второго этажа и обращена на юг большим парадным трехстворчатым окном. Интерьеры дополняют печи, стены завершают лепные многообломные карнизы. Высокие филенчатые и наполовину застекленные двери классов вместе с высоким окном на лестничной площадке увеличивали освещение верхнего вестибюля.

В архитектурном решении равноценно разработанных западного, южного и восточного фасадов - сочетание классической тектонической ясности с активным использованием декоративных приемов и средств "кирпичного" стиля. Северный фасад предельно лаконичен (выраженный кратко, сжато, немногословно, без лишних подробностей) при отсутствии декора. Главный, южный фасад, в соответствии с министерскими требованиями отличается "солидным" и "особенным" архитектурным решением. По классическому принципу второй этаж повышен и отделен от первого междуэтажным карнизом. Он парадно акцентирован пышным венчающим ступенчатым карнизом, кирпичными столбиками парапета, "пронизанными" металлической решеткой. Небольшие размеры, ковровый рисунок рельефных деталей, их обилие и многозвучие в верхней части здания делают второй, учебный этаж многозначительно главенствующим. В контрасте с парадным решен первый, хозяйственный этаж. Архитектурными средствами активно выделена входная группа в центральном ризалите (дверь, два фланкирующих узких окна, козырек) и сам ризалит, увенчанный фронтоном с тремя малыми вальмовыми слуховыми окнами. Вход акцентирует узорчатый металлический козырек-зонтик на кронштейнах над парадной дверью. Филенчатая дверь была украшена накладной объемной резьбой (утрачена).

Здание двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи является одним из лучших образцов учебных зданий "кирпичного" стиля архитектора И. А. Чарушина.

Следует заметить, что входная группа здания школы созвучна с входной группой собственного дома И. А. Чарушина (оба здания главными фасадами ориентированы на ул. Пятницкую), что еще раз подчеркивает комплексный подход архитектора к решению локальных задач, пространственное градостроительное видение. В архитектурном решении школы как части большого архитектурного целого зримо ощущается соседство площади.

В конце XIX - начале XX века архитектурный ансамбль площади Иоанна Предтечи принял завершенный облик. Доминирующий главный объем - белокаменную церковь - подчеркивали жилые дома, решенные в едином классическом стиле. В архитектурный ансамбль площади органично вошло краснокирпичное здание двухклассной церковно-приходской школы. Новое здание вместе с храмом стало равноценной идейно-композиционной доминантой, определяющей дальнейшее развитие Иоанно-Предтеченской площади и Пятницкой улицы как единого общественно-духовного просветительского центра.

Площадь Иоанна Предтечи насыщена произведениями И.А.Чарушина. В едином архитектурном ансамбле - собственный дом архитектора, школа на улице Пятницкой, храм - главная доминанта площади, которая несет отпечаток его мастерской реконструкции. Сегодня - это архитектурный заповедник творчества вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.11

Примечания:


1 Энциклопедия российской монархии. М., 2002. С. 25.
2 Там же. С. 29-352.
3 Китнер И. С. Кирпичная архитектура // Зодчий. 1872. №6. С. 84.
4 Альбом земских школьных зданий. Планы и фасады. СПб., 1912.
5 Русское Градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX. Книга вторая / Под общей редакцией Е. И. Кириченко. М., 2003. С 177.
6 1729 - придел, 1735 - колокольня, 1781 - новый купол, 1793 - второй придел, 1828-1839 - единый трехпрестольный храм, 1898 - последняя перестройка была осуществлена по проекту И. А. Чарушина. В 1930-е годы храм обезглавален, разрушена колокольня, разобрана ограда. С 1993 г. восстановлены: колокольня, венчающие восьмерики храма, церковная ограда, сторожка.
7 ВГВ.
8 ВГВ №72. Приложение. 18 IV 1902 г. C. 15.
9 Там же. С. 15.
10 Нормаль
11 Архитектурный ансамбль XVIII - начала XX вв. Иоанно-Предтеченской площади дошел до наших дней с искажениями (дом по ул. Свободы, 54), но без существенных потерь и представляет ценность, как памятник градостроительного искусства. В составе "Территории градостроительного комплекса" (Заповедной территории) он внесен в систему Зон охраны памятников истории и культуры для включения в генеральный план города Кирова. На весь участок площади и окружающих кварталов распространяется влияние Зоны охраняемого культурного слоя. Основным видом деятельности на Территории градостроительного комплекса и в Зоне охраняемого культурного слоя является регенерация - сохранение и восстановление расположенных на ней памятников и окружающей застройки. Любые земляные работы должны проводиться под наблюдением археологов. Комплексная реконструкция на этой территории включает реставрацию памятников, санацию существующей застройки, реставрацию или модернизацию сохраняемых зданий, компенсационное новое строительство, взамен утраченных зданий. К новой застройке ведущими становятся требования по высоте, площади фасадов и силуэту зданий и сооружений, полное подчинение сложившейся застройке, историческим традициям.
 


Категории статей