Главная / Публикации / История / Единоверческие церкви в творчестве И.А. Чарушина

Публикации

« Назад

Единоверческие церкви в творчестве И.А. Чарушина  09.05.2012 19:51

Единоверчество возникло в Церкви на волне борьбы с расколом старообрядчества. 27 октября 1800 года в России были изданы «Пункты или правила единоверия», составленные московским митрополитом Платоном. Целью этого документа было достичь присоединения раскольников-старообрядцев к единой Русской Православной Церкви. Присоединение состоялось на следующих основаниях: раскольник, вступающий в единоверие, освобождался от проклятия, которому предан раскол, единоверцам разрешалось избирать священника, подчиняющегося епархиальному архиерею. Есть также статьи, вносящие некоторую обособленность, как например: богослужение в единоверческих церквях, а также освящение церкви и антиминса должны производится по старопечатным книгам, разрешалось употребление двоеперстия и другое. Вместе с тем, это движение вовлекало в себя прихожан православной церкви, живо интересующихся древнерусской культурой. После принятия «Правил» стали образовываться единоверческие приходы. В Вятской епархии, где процент старообрядческих приходов был значителен, единоверчество носило стратегический характер.

Несмотря на это, единоверчество никогда не было массовым. Единоверческие приходы были малочисленны. Росту приходских общин препятствовало негативное отношение к единоверчеству в старообрядческой среде. Недовольные усматривали в этом некую двуличность: «и нашим и вашим». Одной из причин недоверия старообрядцев было то, что часто единоверческие общины размещались в храмах «новой» архитектуры. Церкви, построенные в классическом или барочном стиле, вызывали крайне резкую критику старообрядцев.

В Вятской епархии эта проблема стояла особо остро. Каменных церквей дониконовской постройки на Вятке не было вовсе. Церкви, построенные в XVIII-XIX веках были выдержаны либо в барочном либо в классическом стиле. В начале XX века, для распространения влияния единоверчества среди старообрядцев епархиальное начальство предприняло ряд мер. Среди прочих было строительство новых каменных единоверческих храмов в древнерусском стиле.

Единоверческая община в городе Вятке появилась еще в 1902 году. Поскольку собственного храма община еще не имела, богослужения по установленным правилам стали совершаться в Трехсвятительской церкви Успенского Трифонова монастыря. Церковь была монастырской, то соответственно причта храм не имел. Священник был приписан к Владимиро-Богородицкой церкви села Кузнецово Нолинского уезда. Помимо казенного жалования в 300 рублей в год, он пользовался добровольным даянием прихожан за исполнение треб. Псаломщик, так же не состоял в причте храма, а получал жалование 120 рублей в год от Вятской духовной консистории. Разработка проекта единоверческой церкви в Вятке была поручена губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович предложил общине несколько вариантов. Среди прочих был проект деревянной единоверческой церкви. В силу неизвестных причин, этот проект был отложен. Вероятной причиной стало участие в строительстве храма купца Константина Кирилловича Ярунина, который пожелал, чтобы храм был каменным. Чарушину было предложено разработать новый проект уже каменного храма. Задача, стоявшая перед архитектором, была не простой. Место для стройки было крайне не удобным. Земельный участок для строительства нового храма был пожертвован купцом Яруниным, он же пожертвовал и дом для причта. Территория храма была узкой и плотно зажата городской застройкой. В сложившемся трудном положении И.А. Чарушин находит замечательное решение. Здание церкви вытягивается с запада на восток так, что алтарь выходит на красную линю Успенской улицы. Создавая оригинальную планировочную композицию, архитектор располагает входы в церковь симметрично по сторонам от алтаря, которые ведут в крытые галереи.

Декоративное убранства храма составляло главную проблему. Несмотря на то, что Чарушину уже приходилось исполнять проекты храмов в древнерусском стиле, здесь было необходимо точно угадать настроения единоверцев. И, главное, избежать критики со стороны старообрядцев. С этой целью Чарушин использует архитектурные приемы и отдельные элементы, с уже существующего единоверческого храма на Рогожском кладбище в Москве. Отчасти повторяя, отчасти переработав их, Иван Аполлонович применяет их при разработке проекта Серафимовской церкви в Вятке.

В 1904 году по благословению преосвященного Никона епископа Вятского и Слободского «в первых числах месяца мая» в городе Вятке началось строительство каменного единоверческого храма во имя новопрославленного Саровского подвижника преподобного Серафима. Закладка церкви состоялась 13 июня 1904 года. Торжественный молебен возглавил преосвященный Никон епископ Вятский и Слободской.

Темпы строительства удивляли современников. В первый же год строительства было собрано и израсходовано 10779 рублей 98 копеек. В том же 1904 году «постройка была закончена первыми рядами окон со вставленными решетками, почти закончена кладка галерей, ризницы и сторожки» . В Клировых ведомостях за 1905 год читаем: «постройка храма в настоящем году вчерне закончена». Чарушин начинает работу над проектом иконостаса и интерьеров храма. В 1906 году все работы по строительству церкви были завершены, но отделочные работы продолжались еще до октября 1907 года. 14 октября было совершено освящение и поднятие колоколов на колокольню, а 5 ноября 1907 года состоялось освящение нового храма. За богослужением присутствовали Преосвященный Филарет епископ Вятский и Слободской и преосвященный Павел епископ Глазовский, викарий вятской епархии.

Проект вятской единоверческой церкви оказался столь удачным, что Иван Аполлонович Чарушин использовал его за основу для строительства еще целого ряда храмов.

Одним из таких храмов-близнецов стала Вознесенская церковь в с. Перевозном Сарапульского уезда. Решение об открытии самостоятельного православного прихода с устройством церкви было принято на заседании Сарапульского Духовного Правления 21 июля 1899 г. Несмотря на то, что Иван Аполлонович делал проект для православного храма, задача при его исполнении была та же, что и при подготовке проекта Серафимовской церкви в Вятке. Село Перевозное было духовным центром единоверцев Сарапульского уезда. В 1838 году в селе был построен деревянный единоверческий храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм стал одним из первых единоверческих храмов епархии. По Указу Вятской Духовной Консистории от 18 октября 1877 г. № 8422 вместо ветхой деревянной церкви в 1880 г. была построена новая деревянная церковь. Церковь строилась на процент с капитала елабужского почетного гражданина И.И. Стахеева и прочие пожертвования. Престол церкви освящен 27 июля 1880 г. в честь явления Иконы Казанской Божьей Матери.

Православную Вознесенскую церковь решено было поставить рядом с единоверческой. В конце 1910 года здание церкви было построено. Для сельского прихода декоративное убранство храма Чарушин сделал заметно лаконичней, чем в Вятке.

Еще один храм-близнец был построен на средства прихожан по проекту И.А. Чарушина в с. Люк. На основании указа Сарапульского духовного правления от 5 июня 1901 г. в селе начато строительство кирпичного храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Освящение его состоялось 11 декабря 1912 года.

Архитектурное родство этого сельского храма с единоверческим вятским, а его в свою очередь с главным единоверческим храмом в Москве стало важной находкой архитектора. Этим «родством» Чарушин исключил нарекания старообрядцев в адрес архитектурного облика и планировочной системы храма, и тем самым внес заметный вклад в усиление позиций единоверчества на Вятской земле. Строительство каменных единоверческих церквей по проектам И.А. Чарушина стало сильным стимулятором роста единоверческих приходов. Например, в Вятке в 1904 году приход вятских единоверцев составлял всего 70 человек, а после постройки церкви в 1907 году в числе прихожан числилось 27 дворов, в которых проживало 222 человека. Среди прихожан были люди разных сословий: крестьяне, мещане, купцы и другие. Наметился и рост числа единоверческих приходов. Последствия большевистского переворота 1917 года прервали наметившуюся тенденцию постепенного, а главное, добровольного, возвращения старообрядцев в лоно Русской Православной Церкви.



http://www.edinoverie.com/
ГАКО ф.237.оп.70.ед.хр.3457.л.32
ГАКО ф.237.оп.70.ед.хр. 2450 л.43.
Вятские епархиальные ведомости. 1907. л.127.
ВЕА ф.23.0п.1.ед.хр.1.л.49.Научно-исследовательские работы по историко-архивным изысканиям культового зодчества вятской епархии. Вятка. Серафимовская церковь.
ГАКО ф.237.оп.70.ед.хр.2456.л.31.
Вятские епархиальные ведомости. 1907. л.127.
ЦГАУР ф.418.оп.1.ед.хр 7.л.43.
ЦГАУР ф.418.оп.1.ед.хр 12.л.7.
http://ijevsk.bezformata.ru
ГАКО ф.237.оп.70.ед.хр.2458. л.78.

 



Категории статей