Главная / Публикации / Богословие / «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Публикации

« Назад

«Благовещение Пресвятой Богородицы»  06.04.2012 23:59

Дорогие братья и сестры!

Я долго шел по жизненному пути, на котором были взлеты и падения. Господь долго испытывал меня и вел к моей заветной цели и эта цель достигнута - Господь даровал мне право служения Ему в священном сане, сане диакона, он даровал мне право служения Ему и нашей пастве, даровал мне возможность молиться пред Престолом Божиим за нашу страну и православных христиан, просить Господа о даровании всем нам прощения за наши грехи. И конечно же вместе с правом служения Ему, Он вручил мне большую ответственность в этом служении.

По благословению нашего Владыки Марка чин моей дьяконской хиротонии прошел в великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. И мне бы хотелось подробней узнать об этом празднике, углубиться в его историю и происхождение, и сделать это вместе с Вами мои дорогие.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершается 25 марта по юлианскому календарю, или 7 апреля по новому стилю, ровно за девять месяцев до Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В большинстве случаев этот праздник выпадает на период Великого поста. Иногда Благовещение совпадает с Лазаревой субботой, праздником Входа Господня в Иерусалим, одним из дней Страстной седмицы, также Пасхой или одним из трех первых дней Светлой седмицы.

Устав соединения службы Благовещения с различными богослужениями Триоди достаточно сложен: обширный раздел Типикона представляет собой "благовещенские главы", которые регламентируют совершение богослужения на праздник Благовещения, в зависимости от того, с каким днем годового подвижного круга этот праздник совпадает.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это событие, о котором рассказывается в Евангелии. С этого события начинается история Боговоплощения. Архангел Гавриил является Пресвятой Деве Марии и она смиренно соглашается стать Матерью Божией - это есть начало (отправная точка) истории Благовещения. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества, которое было дано устами Пресвятой Девы Марии, когда Она произнесла: "- Да будет мне по слову твоему"1

Поэтому в тропаре праздника это событие названо "началом нашего спасения":

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся благодатная Господь с Тобою!

Чин богослужения праздника Благовещения отличается особой поэтичностью. Канон, читаемый на утрени, написан в форме диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. Подобного рода диалоги мы можем встретить в гимнах преподобных Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, а так же в проповедях Иоанна Дамаскина. В одной из них он говорит:

… Когда пришла полнота времени, как говорит божественный апостол, послан был Ангел Гавриил от Бога этой подлинно дщери Божией и сказал Ей: "Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной мудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: "Как будет Мне это, когда я мужа не знаю? Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя"... На это посланник истины Ей ответил: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Совершаемое ныне не подвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы"2

Тема Боговоплощения звучит и в богослужебных текстах этого великого празднества:

Предвечное таинство открывается сегодня, Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы, восприняв худшее, даровать мне лучшее. Обманулся некогда Адам и, захотев стать богом, не стал им; Бог стал Человеком, чтобы сделать Адама богом...

Таким образом, Благовещение мыслится как начало обожения человека, совершенного Христом. Более того, Благовещение открывает путь к обновлению и преображению всего мироздания. Христос, родившийся от Девы Марии, научает весь человеческий род благовествовать об обновлении мира. В последствии Он Сам обновляет этот грешный мир и призывает нас грешных войти с Ним в Новый Мир - в Царствие Божие, с покаянием и очистившись от греха.

Вот, что за великий праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы, в который Господь даровал мне право служения на православной ниве в священном сане! И я грешный благодарю Господа и Пресвятую Богородицу за этот дар!


1Лк 1, 38
2Иоанн Дамаскин. Слово на Успение 1, 8

 



Категории статей